Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Представители Поместных Православных Церквей резко осудили деятельность филаретовской (УПЦ-КП) и автокефальной (УАПЦ) раскольнических группировок и призвали их к покаянию

УЧАСТВОВАВШИЕ В ТОРЖЕСТВАХ ПО СЛУЧАЮ
950-ЛЕТИЯ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
ПОМЕСТНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ РЕЗКО ОСУДИЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ФИЛАРЕТОВСКОЙ (УПЦ-КП) И АВТОКЕФАЛЬНОЙ (УАПЦ)
РАСКОЛЬНИЧЕСКИХ ГРУППИРОВОК И ПРИЗВАЛИ ИХ К ПОКАЯНИЮ

Предстоятель Элладской Православной Церкви Бла-женнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул во время проповеди, обращаясь к Блажен-нейшему Митрополиту Владимиру, сказал: «Наша Мер-ность от имени всей Полноты святейшей Элладской Церкви заверяет Вас, что в Вашем лице Мы признаем канонического митрополита Киевского и всея Украины, истинного и единственного хранителя апостольского пре-емства в святейшей Православной Церкви Украины, вме-сте с досточтимой иерархией, честным клиром и благо-честивым украинским народом, который находится под Вашим церковным водительством».

Митрополит Карфагенский Хризостом (Александрий-ская Православная Церковь): «Я представляю Блажен-нейшего Петра VII, Папу и Патриарха Александрийского и всея Африки. Мы приехали в Святую Лавру, которую по-сещали и Патриарх Николай и Патриарх Парфений, ее собирается посетить и наш новый Патриарх Петр. Лавра всегда была центром Православия для русского и украин-ского народов и будет таким во веки веков.
Раскол — это проблема не только Украинской Церкви, но и всего Православия. В Церкви должен быть порядок, по-гречески, «таксис». Мы приехали, чтобы засвидетельство-вать каноническое единство с Митрополитом Владими-ром. Кроме него мы других не знаем. Если в Украине кого-то называют еще митрополитом, то это не наши пробле-мы — мы Православная Церковь и признаем только Патри-арха Московского Алексия и Митрополита Киевского Вла-димира».

Епископ Нифонт (Антиохийская Православная Цер-ковь): «Первый епископ Киевской Церкви Михаил был сирийцем. У нас особое отношение к Блаженнейшему Владимиру, Предстоятелю Православной Церкви в Ук-раине. Нас радует, что иерархи всего православного мира сегодня собрались здесь, чтобы торжественно отметить юбилей Лавры, засвидетельствовать святость этого наро-да. Я горжусь тем, что представляю здесь Блаженнейшего Игнатия, Патриарха Антиохии и всего Востока, Предстоя-теля нашей древнейшей Церкви, в которой впервые про-звучало имя «христианин». Украина — это благословенная страна. Нас связывает с ней, с этим народом одно креще-ние, одна вера.
Мы признаем только Церковь, возглавляемую Митрополи-том Владимиром и настойчиво отстаиваем каноны Церк-ви. Раскол — это игра, созданная для того, чтобы разде-лить народ, ибо то, что разделяет Церковь, разделяет и народ. Мы молимся чтобы и Церковь и народ Украины были едины, потому что народ Украины достоин только любви».

Епископ Сагарджойский и Гурджаанский Андрей (Гру-зинская Православная Церковь): «Мы с епископом Зу-гдидским и Таишским Герасимом представляем Святей-шего и Блаженнейшего Илию II, Католикоса-Патриарха всей Грузии. Я с глубоким волнением после 10-летнего перерыва посетил Святую Обитель. Как Киев является матерью городов русских, так и Лавра является матерью всех монастырей древней Руси. Возрождение народа начинается именно в таких духовных центрах.
Грузию и Украину единит то, что один и тот же апостол Андрей Первозванный первый проповедовал христианст-во в наших странах. По милости Божьей честная глава апостола Андрея находится в Лавре, о чем мы в Грузии можем пока только мечтать. Наши страны единит Святая Гора Афон, откуда пришли основатели монашества и в Грузию и в Украину. Священномученик Владимир, митро-полит Киевский, был Экзархом Грузии.
Мы признаем лишь Церковь Митрополита Владимира. Господь, который хранит Свою истинную Церковь, все разделения управит, потому что невозможно, чтобы раз-деления были среди одного народа. Украинские расколь-ники приезжали в Грузию, но никогда Грузинская Право-славная Церковь не поддержит ни один раскол, потому что это всегда обман. У меня была возможность прогу-ляться по знакомому мне Киеву, я зашел во Владимирский собор и хотел помолиться. Но я даже не мог подумать, что эта святыня не принадлежит Православию, базблагодат-на, и православный человек не может там даже молиться. Мне было очень скорбно, неприятно, и я поспешно вы-шел».

Епископ Зворничко-Тузлянский Василий (Сербская Православная Церковь): «Наша Церковь питает великую любовь к Украинской Православной Церкви. Эта Церковь прошла Голгофу, и мы ожидаем Ее Воскресение и Вос-кресение всего украинского народа. Дух Божий собрал представителей всех Поместных Церквей у святых Киево-Печерских, чтобы мы молились о единстве Украинской Православной Церкви и всех православных христиан.
Разделение — это дело диавола. Раскольники должны прийти к Христу, поклониться и сказать: «Господи, прости мне согрешения моя, и прими меня как верного раба Сво-его». Другого пути нет.
Я благодарю Блаженнейшего Митрополита Владимира и ректора Киевской Духовной Академии, что пять моих сту-дентов учатся в КДА. Меня радует, что будущие пастыри будут формировать свою духовную жизнь под сводами Киево-Печерской Лавры».

Митрополит Нафанаил (Болгарская Православная Церковь): «Когда я был ребенком, я много читал «Киево-Печерский патерик». Когда учился в Греции, в монастыре Параклит, читал старца Парфения о святых, которых Цер-ковь канонизировала. И теперь я благодарю Бога, что удостоил меня посетить это святое место, где они про-сияли святостью и помогают людям, которые нуждаются в Божьей помощи.
Мы сами знаем, что такое раскол, и поэтому Святейший Патриарх Максим благословил нас не только присутство-вать на торжествах, но и выразить свою поддержку и лю-бовь Блаженнейшему Владимиру, Митрополиту Киевско-му и всея Украины. Раскол — это ложь, которая не может быть долгой. Я думаю, что юбилей, святые Киево-Печерской Лавры помогут изгнать эту ложь. Раскольники мечтают о признании, но это невозможно. Если какая-то Церковь пытается вмешиваться в дела другой Церкви без Ее просьбы — то это путь не канонический и чуждый Пра-вославию. У них один путь — возвращение через покаяние в ту Церковь, которую основал Христос».

Епископ Тримифунтский Василиос (Кипрская Право-славная Церковь): «Мы приехали по приглашению Сино-да Украинской Православной Церкви и с радостью участ-вуем в праздновании этого великого юбилея. Здесь, как свидетельствует предание, прошел на заре христианства святой Апостол Андрей Первозванный. И то, что его свя-тые мощи прибыли в эти юбилейные дни в стены вашей древней Киево-Печерской обители, как бы еще раз под-тверждает этот исторический факт.
Раскол в Украине — это большая и серьезная проблема, которая должна разрешаться тем органом или собором, который компетентен его разрешить. По приглашению Украинской Православной Церкви в этом соборе могут принять участие представители других Поместных Церк-вей. Путь разрешения этой проблемы должен быть строго каноническим».

Митрополит Иоаннис (Албанская Православная Цер-ковь): «Мы знаем о непростой ситуации в Украине. Мы приехали сюда, чтобы поддержать каноническую Церковь Митрополита Владимира и надеемся, что все люди в Ук-раине будут ей верны. Эта Церковь — благословение для Украины и украинского народа.
Я много слышал о Киево-Печерской Лавре и всегда меч-тал побывать здесь, потому что это наш монастырь, при-надлежащий всей Церкви.
В Украине мы признаем только одну Церковь и приехали сюда, чтобы иметь общение только с этой Церковью. Мы не приехали к какой-то части Церкви, мы приехали ко всей Церкви. Церковь всегда одна, и мы не можем играть с Ней».

Архиепископ Люблинский и Холмский Авель (Поль-ская Православная Церковь): «Киево-Печерская Лавра сыграла большую роль в возрастании монашества на сегодняшних землях нашей Польской Поместной Право-славной Церкви, Супрльско-Благовещенская Лавра, кото-рая является рассадником Православия в Польше, осно-вана в 13 веке монахами Киево-Печерской Лавры. Я сча-стлив, что по благословению Предстоятеля нашей Церкви Блаженнейшего Митрополита Саввы могу представлять православных Польши на этих торжествах.
То, что здесь собрались представители всех Поместных Церквей мирового Православия, свидетельствует о на-шем соборном единстве, о том, что мы являемся единой канонической Православной Церковью. Мы переживаем за ситуацию в Украине, молимся, чтобы всем раскольни-кам — филаретовцам и автокефалистам — Господь дал дар покаяния, и они возвратились в дом Отчий. Покаяние, покаяние и покаяние.
У нас хорошие, близкие отношения с Константинополь-ским Патриархом, но если Константинополь будет вмеши-ваться, я это ответственно говорю, во внутренние дела канонической Церкви на Украине, то Польская Церковь, весь епископат будут первыми врагами Константинополя.
В Польше отколоться от Церкви невозможно благодаря еще и юридическим законам, все принадлежит Церкви как юридическому лицу, поэтому захват храмов невозможен, и раскольники, если они появятся, должны строить свои новые храмы».

Епископ Михаловский Иоанн (Православная Церковь Чешских земель и Словакии): «Моя епархия находится в 19 км от Ужгорода. С Украинской Православной Церковью мы очень близки и по роду, и по крови, и по религии. Мы дети единой Православной Вселенской Церкви. Верую-щие моей епархии приехали сюда автобусом специально на празднование юбилея Печерской Лавры. Хотя веру нам принесли равноапостольные Кирилл и Мефодий, мы до сих пор пользуемся богослужебными книгами, изданными в Киево-Печерской Лавре. Она является святыней и для Украины, и для Росси, и для Словакии, и для Чехии. Бого-служебный язык нашей Церкви — церковнославянский, проповедуем мы на словацком и карпаторусском языке. Служба на церковнославянском языке — это жемчужина, а кто не хочет понимать, тот и Бога не захочет понять.
У нас тоже был период, когда лютовали униаты и рас-кольники. Они забирали у нас храмы, и мы молились в пещерах, на кладбищах, в домах и гаражах. Они думали, что заберут церкви — и народ поменяет веру. Но народ держался веры Православной, и мы построили новые прекрасные церкви.
Раскол в Украине должен преодолеваться только на базе Святого Православия и канонов Церкви. Кто отошел, тот отошел. Наша Церковь признает лишь Блаженнейшего Митрополита Владимира».

Епископ Оттавы и Канады Серафим (Православная Церковь Америки): «Я прибыл по благословению Бла-женнейшего Феодосия, архиепископа Вашингтонского, Митрополита всей Америки и Канады. Одним из просвети-телей Североамериканской земли был воспитанник Кие-во-Печерской Лавры Владыка Арсений. Многие люди из Северной Канады приезжают сюда в паломничество, и эта связь сильна, потому что в Канаде много эмигрантов из Украины.
Раскол — это всегда трагедия. У нас в Канаде тоже были проблемы с расколом, но, благодаря Господу, мы их ув-рачевали. Если случится, что какая-то из Церквей призна-ет раскол, то это не решит проблему, а приведет к допол-нительному расколу, а потому это просто невозможно. Раскол — это искушение, но это не испытание от Бога, а искушение от диавола. Раскольники должны покаяться, мы же не должны их отвергать. Лавра и вся ваша страна — это святая земля, и Господь посылает вам испытания, которые вы можете преодолеть. Украинские проблемы должны решаться в Украине, и никто не может помочь их решить извне».

Архидиакон Иов, преподаватель Свято-Сергиевского богословского института в Париже (Константинополь-ский патриархат): «Для православных верующих Фран-ции, для всего академического состава преподавателей и студентов нашего богословского института проблема рас-кола в Украине является волнующим вопросом. Мы раз-деляем ту богословскую и догматическую точку зрения, что в Украине единой канонической Церковью является Украинская Православная Церковь, имеющая статус ши-рокой автономии и самоуправляемости.
Раскол — это экклезиологическая ересь, потому что его представители думают, что они стоят выше соборного сознания Церкви и что они могут сами разрешить опреде-ленные внутрицерковные вопросы. Это абсолютно невоз-можно с канонической точки зрения. Конечно, мы видим, что в Украине имеется большой потенциал для утвержде-ния Поместной Церкви. Но этот вопрос должен решаться соборно, в консультации с Матерью-Церковью — Русской Православной Церковью.
То, что раскольники произносят православный Символ Веры, недостаточно и ни о чем не говорит. Нужно еще и находиться в этой Церкви, т.е. быть в евхаристическом единении с другими Поместными Православными Церк-вами, что мы продемонстрировали в Киеве. Они же не находятся в таком единении ни с одной Православной Церковью мира.
Печальным почерком раскольников является их агрессив-ность, стремление любой ценой утвердиться в лоне какой-то законной Церкви. Они засылают своих делегатов в другие страны, путем обмана пытаются представить себя как каноническую Церковь. Но в Церковь Христа Спасите-ля обманным путем не войти».

————————————————————————————————

02.09.2001. МИТРОПОЛИТ ВИННИЦКИЙ И БРАЦЛАВ-СКИЙ МАКАРИЙ: «ЭТО БЫЛО ВОИСТИНУ ВСЕЛЕН-СКОЕ ТОРЖЕСТВО»
Отвечая на вопрос о прошедших в Киево-Печерской Лав-ре торжествах и о зарубежных гостях, митрополит Вин-ницкий и Брацлавский Макарий сказал:
«Я думаю, что это исторический визит, который действи-тельно выходит за рамки местного торжества. Оно стало воистину вселенским торжеством, ибо привлекло к себе внимание всех Православных Церквей во всем мире. По-этому здесь были представители Вселенского Патриарха-та, в частности, секретарь Вселенского Патриарха Митро-полит Мелитон, были также представители Восточных Патриархатов и Православных Церквей всего мира. И впервые, я думаю, на территории Лавры в этом торжестве принимали участие более восьмидесяти митрополитов, архиепископов и епископов. Верующие приехали сюда со всех сторон Украины, России, Белоруссии. Автобусы пришли даже из Словакии. Этому торжеству уделили внимание также представители высшей государственной власти.
Уверен, что это событие навсегда останется в истории Лавры и в памяти всех, кто принимал в нем участие. Оно стало символом верности нашего народа святому Право-славию».

01.09.2001. АРХІЄПИСКОП ЛЬВІВСЬКИЙ І ГАЛИЦЬКИЙ АВГУСТИН ЗВЕРНУВ УВАГУ НА МІСЦЕ, ЯКЕ ПІД ЧАС БОГОСЛУЖІННЯ В КИЄВО-ПЕЧЕРСЬКІЙ ЛАВРІ ЗАЙМАВ ПРЕДСТОЯТЕЛЬ УПЦ
Своїми враженнями від святкування 950-річчя Свято-Успенської Києво-Печерської Лаври поділився архієпископ Львівський і Галицький Августин:
“Нам, єпископам Української Православної Церкви, було приємно бачити, що цей ювілей став справжньою подією церковно-громадського життя України і всього православного світу. На жаль, співпраця була не на на-лежному рівні.
Але я хотів би звернути увагу на місце, яке займав за бо-гослужінням Предстоятель Української Православної Церкви. І хоча були представники всіх Помісних Церков, в тому числі і представники Константинопольського Патріархату, багато хто в ранзі митрополитів, але при всьому цьому в центрі стояв Митрополит Володимир, Блаженніший Предстоятель нашої Церкви. Це свідчення того, що він очолює не просто єпархії РПЦ в Україні, а Православну Церкву України. Це свідчить про те, що він був першим по честі серед представників всіх Помісних Православних Церков.
Якщо наша Церква і не має автокефалії, то на це є причи-ни, але її статус більше навіть за класичну автономію. Зараз іде підготовка до Святого Великого Собору, всі пи-тання пропрацьовано і є консенсус. Відкриті лише три питання, по яких нема згоди. Це — механізм надання авто-кефалії, автономії і кому повинна належати діаспора. Тому виникає питання до тих, хто вимагає “повної незалеж-ності”: а якщо Вселенський Патріарх не визнає її, як і досі не визнав автокефалію Американської Церкви і автономію Японської, то це буде на руку розкольникам (насамперед, філаретівцям), які скажуть — ось бачите, і нас не визнають, і їх не визнають. Це справжня провокація».