Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Священник Петр Зуев. Хакер на службе у Бен Ладена: Культурологические аспекты американской трагедии

ХАКЕР НА СЛУЖБЕ У БЕН ЛАДЕНА:
Культурологические аспекты американской трагедии

cвященник Петр ЗУЕВ

В средние века два зеркально похожих друг на друга объекта, как правило, вызывали у христиан подоз-рение. Лукавого часто изображали трехглавым, и это слу-жило иллюстрацией к известной сентенции «дьявол — обезьяна Бога» («diabolus simia Dei»). В эпоху постмодер-низма эта старинная семантика была предана забвению. Отражение стало равноценно оригиналу, и два зеркально подобных друг другу объекта стали основным культурным кодом эпохи. Культура превратилась в бесконечную игру цитат. И как точно заметил Умберто Эко, для того, чтобы в наше время объясниться в любви просвещенной даме и не выглядеть при этом эпигоном некоего писателя, прихо-дится прибегать к языку игры и ссылаться на некий текст. Неделю тому назад эта эпоха окончилась, и на мировой сцене появилась другая поэтика — поэтика религиозного террора. И число «два» для этих новых варваров означает только одно — греховное разделение, знак Сатаны. Эти люди неслучайно избрали в качестве мишени два абсо-лютных схожих здания. Варвары намекнули, что совре-менная цивилизация представляется им «цивилизацией зла».
Многие обратили внимание и на то, каким образом «новые завоеватели» продемонстрировали миру уязви-мость современной цивилизации. Они столкнули между собой два символа: нью-йоркский небоскреб, который символизирует финансовую мощь Америки, и «Боинг» — символ ее надежности и комфорта. Цивилизацию — «взло-мали». В нее вторглись «чужие». Но для того, чтобы это произошло, «меланхоличный» исламский муж с тонкими чертами лица должен был сначала получить себе в ору-женосцы человека с Запада.
Хакер оказался самым грозным оружием бен Ла-дена. Захватившие самолет люди с ножами не смогли бы причинить Западу такой урон, если бы ему не помогли хакеры, взломавшие через Интернет систему безопасно-сти Америки и сделавшие самолеты невидимыми для ПВО.
Хакер — одно из основных действующих лиц. И это сугубо трагический персонаж. Его роль неприглядна. Ведь именно он открыл врата окруженного варварами града современной цивилизации. С другой стороны он не просто высокооплачиваемый предатель. Это еще и жертва со-временной культуры, человек, который перестал отличать реальность от ее отражения, то есть все тот же человек эпохи постмодернизма. Пора определить некоторые чер-ты его облика. Кто он? Во-первых, он одинок. Из открыто-го, любящего и умеющего общаться юноши не выйдет настоящего хакера. Во-вторых, он не понят и страдает из-за этого. Хакер — это всегда нонконформист, взломщик, человек противопоставивший себя всем остальным. Для него главное не деньги, а ощущение, что он стоит больше-го. В этом смысле он — непоправимый мечтатель. Настоя-щий хакер не может представить себя простым обывате-лем. Он желает быть героем. Он все еще наивно пред-ставляет себя принцем — человеком, чье существование уникально, человеком, чья жизнь подчинена «высшим целям». Картина мира предстает перед хакером с элек-тронного экрана, будь то экран монитора или телевизора. Он не знает подлинных ценностей человеческой жизни: забыл о том, как пахнет трава, забыл о трагической красо-те уходящего за горизонт солнца, забыл о том, как в дет-стве его душу охватывал трепет, когда он брал за руку свою подружку и доверял ей самое сокровенное. Все это заменили ему электронные картинки…
Стоит ли удивляться, что такой герой пренебрег этими безжизненными красотами и предпочел им иную мертвую красоту: «красоту» развратно обнаженного тела и «красоту» театральной позы героя электронной игры. Блуд и похоть всегда были в мире, но до эпохи телевидения и Интернета их чары не были так коварны. В реальной жиз-ни, когда у нас есть возможность как следует «вглядеться», лицо блудницы часто отвращает. Кроме того многих лю-дей спасает психологический барьер, не позволяющий на глазах у других приближаться к блуду. В этом смысле электронный экран стал для миллионов подростков «за-мочной скважиной», сквозь которую можно войти в дом блуда, оставаясь незамеченным и неузнанным. Восполь-зовавшись этой возможностью, к разврату пристрастились миллионы молодых людей. Он стал обыденностью. Блуд перестал кого-то смущать. К нему привыкли.
Но обладать красивым телом блудницы в нашем мире может только «победитель». А это значит, что хакер должен вести себя наподобие героя голливудского боеви-ка либо копирующих его электронных игр. Он должен бро-сить миру вызов и победить. Другого не дано. Иной пара-дигмы массовая культура не знает.
«Это совершенно неправдоподобно, как будто это не документальные кадры, а отрывок из игрового кино». Подобное впечатление от увиденного осталось у миллио-нов людей, которые 11 сентября взирали, как самолет врезается в небоскреб. И они были совершенно правы. То, что мы видели, действительно напоминало кадры голливудского триллера о высадке в Нью-Йорке инопла-нетян.
Массовая культура отомстила стране, которая ее создала. Ее жертвами оказались все — от мальчишки-хакера, который взломал систему американского ПВО, до заказчика этой трагедии, который решил дебютировать на телеэкране в роли победившего наконец-то мировую ци-вилизацию «плохиша».
Поразительно! Ни одного нового героя! Все это мы уже неоднократно видели. Массовая культура не просто «повлияла» на тех, кто поставил сегодня этот трагический спектакль. Она их взрастила. Она не только подготовила для террористов фабулу, но и заставила их мыслить, чув-ствовать и действовать сообразно персонажам своих без-вкусных телевизионных постановок. Подделка веры, под-делка самопожертвования, подделка чести… Откуда взя-лись эти провинциальные, падкие на клоунаду персона-жи? Почему они кажутся нам какими-то нереальными, словно не живые люди, а ожившие карикатуры — ходячие куклы, а не «человеки».
Я отличаю фигуру главного злодея от его оруже-носца-хакера. И если последний представляется мне жертвой электронного лабиринта, углубившись в который он утратил чувство реальности, то Усама бен Ладен (либо какой-то другой фанатик-исламист, который стоит за ак-том террора) — это уже совершенно иной персонаж. Пер-сонаж, скорее напоминающий самого дьявола, чем его жертву.
И все же, когда я сегодня думаю о нем, мне пред-ставляется некий бородатый муж, впившийся блудным взором в экран телевизора. Он предельно горд собой. Ведь сегодня он стал «героем № 1″. Любуясь зрелищем дымящих развалин, он ощущает себя победителем. Он не боится смерти. Но дело здесь не в его вере. Он готов рас-статься с жизнью не из-за наполненного девственницами магометанского «рая», а ради красивого, театрального жеста. Он знает, что умрет на глазах у всего мира. И по-нимает, что по закону театрального жанра его смерть будет красивой.