Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Хроника событий 05.09.2001 — 27.09.2001

5.09.2001. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОТДЕЛА ПО ВЗАИМОДЕЙ-СТВИЮ С ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ УКРАИНЫ АР-ХИЕПИСКОП ЛЬВОВСКИЙ И ГАЛИЦКИЙ АВГУСТИН ВМЕСТЕ С АРХИЕРЕЯМИ РПЦ СОВЕРШИЛ ЗАУПО-КОЙНЫЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПО ПОГИБШИМ ПОДВОД-НИКАМ В ГОДОВЩИНУ АВАРИИ
Высокопреосвященнейший Августин, архиепископ Львов-ский и Дрогобицкий принял участие в мероприятиях, при-уроченных к дню гибели подводного крейсера «Курск». На панихиде в Ведяево присутствовали командующий воен-но-морским флотом Российской Федерации и протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Отдела по взаимодей-ствию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Московской Патриархии. Заупокойную ли-тургию совершал Преосвященный Симон, епископ Мур-манский и Мончегорский.
Как сообщил нашему корреспонденту высокопреосвящен-нейший Августин, в Ведяево существует сегодня два пра-вославных храма — приходская церковь и военная цер-ковь, стоящая прямо на пирсе, месте базирования под-водных лодок, куда всем, кроме моряков, доступ ограни-чен. «Меня особенно поразило, — рассказывает архиепи-скоп Августин, — духовная атмосфера, царящая среди семей погибших моряков. Там нет никаких разделений, чувствуется неподдельное чувство братства, горе сплоти-ло всех. Это уже мое второе путешествие в Ведяево, и каждый раз, когда я там бываю, не перестаю удивляться этой духовной настроенности. Радует благожелательное, уважительное отношение властей гражданских и военных к Церкви. Поэтому Церковь имеет возможность выполнять свою спасительную миссии среди военнослужащих и их семей».

07.09.2001. СЕГОДНЯ В КИЕВЕ ОТКРЫЛСЯ КРУГЛЫЙ СТОЛ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ПРОБЛЕМАМ ИСТОРИИ И ПЕРСПЕКТИВАМ ВОСТОЧНО-ХРИСТИАНСКОЙ ЦИВИ-ЛИЗАЦИИ.
В столице в Институте философии НАН Украины открыл-ся круглый стол на тему «Философия и общество восточ-нославянских народов: история и современность». Круг-лый стол проводится в рамках программы сотрудничества Института Философии НАН Украины и Института Фило-софии РАН при поддержке правительства Москвы, Киев-ской городской государственной администрации, Россий-ского центра международного и культурного сотрудниче-ства при правительстве РФ, Украинского Философского Фонда. Для участия в работе круглого стола в Киев при-были академик В.С. Степин, директор Института Филосо-фии РАН, д. ф. н. М.Н. Громов, д. ф. н. проф. Г.М. Прохо-ров, другие ведущие российские ученые. Одна из цен-тральных тем круглого стола — проблемы истории и бу-дущности восточно-христианской цивилизации. Ряд заяв-ленных выступлений должны вызвать интерес у православной интеллигенции. Среди них — доклады д.ф.н. С.Б. Крымского «Проблема формирования греко-славянской цивилизации», к.э.н. Ильи Назарова «Судьбы цивилизаций в свете православного понимания личности», к.ф.н. Л.С. Рязановой «Русская философия в контексте поиска культурной и религиозной идентификации», д.ф.н. проф. Ф.И. Гура «Предмет этики: сравнительный анализ восточнославянской и западноевропейской парадигм».

07. 09. 2001. ЗА СЛОВАМИ ПРОРЕКТОРА КИЇВСЬКОГО ХРИСТИЯНСЬКОГО УНІВЕРСИТЕТУ, НАВЧАТИСЯ В НЬОМУ МОЖУТЬ ПРЕДСТАВНИКИ РІЗНИХ РЕЛІГІЙНИХ КОНФЕСІЙ, АЛЕ ВИЙТИ ЗІ СТІН НАВЧАЛЬНОГО ЗА-КЛАДУ ВОНИ МОЖУТЬ ТІЛЬКИ ПЕРЕКОНАНИМИ БАП-ТИСТАМИ
7 вересня у Києві в агенстві УНІАН була проведена прес-конференція, яку провели: Доктор Кульбич Віктор Костян-тинович, віце-президент Всеукраїнського Союзу Об’єднань Євангельських Християн-Баптистів (ВСО ЄХБ), Голова опікунської ради Київського Християнського університету; Доктор Ялошин Анатолій Миколайович, президент і за-сновник КХУ; Доктор Волосюк Станіслав Іванович, ректор КХУ; Кадидат філософських наук Решетніков Юрій Євгенович, проректор по навчальній роботі КХУ. В президії також сидів начальник управління Держкомрелігій Воло-димир Любчик.
Прес-конференція була присвячена звіту про річну діяльність Київського Християнського університету, вищого духовного навчального закладу однієї з найбільших про-тестантських конфесій в Україні ВСО ЄХБ (очолюється доктором Комендантом Г.І.), у якому за минулий навчаль-ний рік підготовлено для служіння 80 місіонерів-баптистів. Журналістам також було об’явлено, що 8 вересня, при участі глави держадміністрації Харківського району м. Києва, відбудеться урочисте закладення фундаменту но-вого навчально-адміністративного корпусу, після зведення якого КХУ буде випускати по 200 місіонерів щороку.
Хоч, як сказав п. Ю. Решетніков, навчатися в університеті можуть представники різних релігійних конфесій, але вий-ти зі стін навчального закладу, за його ж словами, вони можуть тільки переконаними баптистами, адже за час нав-чання студенти повинні набути не тільки теоретичну підготовку, але й здобути практичних навичок місійного євангельського служіння.
Православні можуть тільки «позаздрити» тій легкості, з якою американська «PRO Missions Inc.» (співзасновник КХУ) знайшла місіонерську стежку до сердець державних чиновників Харківського району м. Києва та Держком-релігій.

10.09.2001. В КИЕВЕ ПРОХОДИТ ВЫСТАВКА ИКОН ИЗ ЗАПАСНИКОВ ГОСМУЗЕЕВ, ОКАЗАВШИХСЯ В НИХ ПОСЛЕ АТЕИСТИЧЕСКИХ ЭКСПРОПРИАЦИЙ И ПРО-ЧИХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ БЕЗБОЖНОЙ ВЛАСТИ
В Государственном музее книги и печати «Киево-Печерского историко-культурного заповедника» работает выставка «Украинская икона трех столетий», приурочен-ная к 950-летию основания Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. На ней представлены произведения XV-XVIII столетий из коллекций Киево-Печерского истори-ко-культурного заповедника и музея народной архитекту-ры и быта Украины. В экспозиции 50 икон, лишь неболь-шая часть возрожденного реставраторами наследия, даю-щая, однако, достаточно полное представление о развитии украинской иконописи, смене и разнообразии ее стилей — от византийского до барочного. Впечатляет гео-графия экспонатов (Галичина, Волынь, Черниговщина, Киевщина), а также уровень художественного мастерства безымянных иконописцев. Сохраняя византийскую тради-цию, установившиеся иконографические варианты компо-зиций, технику темперной живописи, искусство иконы в Украине развивалось своей дорогой, приобретая яркие национальные черты.
XV-XVI столетия представлены, в основном, работами мастеров Галичины и Волыни, сознательно соединявших традиции Византии с локальными особенностями регио-нальной иконописи (орнаментальностью, использованием резьбы по левкасу). Подобное сочетание очевидно в ико-нах «Спас в силах» из с.Турье (Галичина), «Сошествие в пекло» (Волынь). Ряд икон ХVII столетия, созданный мас-терами, вышедшими из низовых слоев, выполнен в лу-бочным стиле и отражает непосредственность народного представления о духовном.
Самобытность и оригинальность свойственна иконе XVII-XVIII столетий — периода, связанного и распространением стиля барокко, в котором слились типовые черты западно-го барокко с украинским. В этот период особое место за-нимают работы иконописцев Киево-Печерской Лавры, где в ту пору действовала первая в восточной Европе про-фессиональная школа иконографии. Все выставленные иконы излучают дух христианской культуры Украины пе-риода ее подъема.
Не отрицая важности того, что древние святыни возвра-щаются из небытия, с грустью отметим неестественность формы, в которой это происходит. Ведь икона — не произ-ведение искусства в обычном смысле, а следовательно, не просто предмет для созерцания и сугубо эстетического наслаждения. И потому само сочетание слов «выставка икон», несущее на себе печать бесславной эпохи воинст-вующего атеизма, противоречит здравому смыслу. Об этом писал о. Павел Флоренский: «Глубоко ложно то со-временное направление, по которому в иконописи надле-жит видеть древнее художество, живопись. Икона имеет целью вывести сознание в мир духовный, показать тай-ные и сверхъестественные зрелища». Иными словами, икона должна не выставляться для обозрения, а нахо-диться в храме, выполняя свое прямое святое предназна-чение. Ведь даже пресс-релиз выставки гласит: «Инте-ресны чудотворные (!) иконы XVIII столетия «Богородица Троицкая-Ильинская» и «Богородица Почаевская». Разве на выставках им место? Думается, пора заканчивать по-рочную практику выставок православных святынь и воз-вратить Церкви то, что было когда-то неправедно у нее отнято.
Выставка продлится до 15 сентября, а затем переедет в столицу Беларуси.

11.09.2001. ПРИ ДРЕВНЕМ СВЯТО-КИРИЛЛОВСКОМ ХРАМЕ КИЕВА ОТКРЫВАЕТСЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ СТОЛОВАЯ ДЛЯ НЕИМУЩИХ
О широкой благотворительной деятельности Свято-Кирилловского прихода знают не только в Киеве. Распо-ложенный на территории центральной психиатрической больницы, где раньше размещался Свято-Кирилловский монастырь, приход заботится о двух тысячах больных этого наибольшего в Украине «дома скорби». Здесь дейст-вует Сестричество милосердия, Служба неотложной ду-ховной помощи, издательский, просветительский, палом-нический и благотворительный центры.
Недавно приход под настоятельством известного киевско-го протоиерея Федора Шереметы взял в аренду в Бары-шевском районе Киевской области 90 гектаров пахотной земли, где своими силами выращивает сельскохозяйст-венные продукты — бобовые, соевые, гречиху, пшеницу, картофель, капусту, свеклу и морковь. Они предназначе-ны, в первую очередь, для питания нищих, больных и обездоленных людей в Кирилловской благотворительной столовой.
В настоящее время в столовой установлена хлебопекар-ня, холодильники, электроплиты. В корпусе столовой, переданном администрацией больницы, завершаются ремонтные работы. Верующие прихода торопятся открыть столовую до начала осенних холодов. Настоятель прот. Федор Шеремета пригласил на освящение нового благо-творительного корпуса Блаженнейшего Митрополита Владимира.
Ежедневно столовая сможет накормить до 200 человек.

11.09.2001. МИНЮСТ УКРАИНЫ ЗАРЕГИСТРИРОВАЛ НОВУЮ ОБЩЕСТВЕННУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ — УКРАИН-СКУЮ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНУЮ ХРИСТИАНСКУЮ МИССИЮ «ДУХОВНОЕ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЕ ПО-ПЕЧЕНИЕ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ», КОТО-РУЮ ВОЗГЛАВИЛ АРХИЕПИСКОП ЛЬВОВСКИЙ И ГА-ЛИЦКИЙ АВГУСТИН
Как известно, между Украинской Православной Церковью и Департаментом Украины по вопросам отбывания нака-заний два года назад было подписано соглашение о взаимодействии в местах лишения свободы. Практически во всех колониях и тюрьмах Украины открыты домовые храмы, строятся часовни, где духовенство УПЦ соверша-ет богослужения, общается с заключенными. По опросу социальной службы Департамента 90 % лиц, отбывающих наказание, причисляет себя к Православной Церкви.
Однако в местах лишения свободы содержатся также греко- и римо-католики, представители протестантских вероисповеданий. В связи с этим было принято решение создать в Украине Межконфессиональную Христианскую Тюремную Миссию, которая бы координировала усилия, определяла программы совместной деятельности, разра-батывала законодательные проекты о взаимодействии церквей и государства.
Учредительное собрание с разработкой устава новой межцерковной общественной организации с участием представителей 12-ти конфессий состоялось в Киеве. Президентом Миссии единодушно избран архиепископ Львовский и Галицкий Августин (УПЦ).

13. 09. 2001. В ДНЕПРОПЕТРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОЯ-ВИЛАСЬ ОЧЕРЕДНАЯ «УКРАИНСКАЯ ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ», КОТОРУЮ, КАК И ДРУ-ГИЕ РАСКОЛЬНИЧЕСКИЕ ГРУППИРОВКИ В УКРАИНЕ, ОСНОВАЛ ЛИШЕННЫЙ САНА СВЯЩЕННИК РПЦ
В Верхнеднепровске Днепропетровской области уже бо-лее полугода действует так называемая “Украинская ис-тинно-православная независимая община”. Этим уни-кальным явно еретическим новообразованием предводи-тельствует некий Алексей Молчанов. Кто он, этот само-званец? Об этом идет речь в статье протоиерея Михаила Овчинникова “Авантюрист в рясе”, опубликованной в пра-вославной газете “Начало” (Днепропетровск).
Предводитель “Украинской истинно-православной общи-ны” именует себя владыкой Венедиктом, епископом Ца-рицинским и Сичеславским Русской истинной православ-ной церкви. Поначалу, сообщает прот. Михаил, деятель-ность самозванного “владыки” не простиралась дальше треб(отпевания покойников). Но постепенно осмелев и выхлопотав под свои нужды помещение бывшего садика, “батюшка отважился совершать таинства”.
Прот. Мижаилу Овчинникову удалось проследить “этапы большого пути” этого 25-летнего ловкача-авантюриста. “В 1996 году, — свидетельствует характеристика из Саратов-ской епархии РПЦ, — он был отчислен из Семинарии, где… показал себя человеком своенравным и лицемерным, отличался неблагочестивым поведением, … появлялся в нетрезвом виде…”.
Подобные характеристики даны управляющими Волго-градской и Ивановской епархий, где недоучившийся семи-нарист пытался служить. Карьера афериста завершилась отстранением его от церковного прихода с. Сидоровское Ивановского района и запрещением в священнослужении.
В 2000-ом году Молчанов осчастливил своим прибытием Верхнеднепровск. Раскольничье новообразование, им созданное, зарегистрировано при явном попустительстве властей и в очевидном противоречии с Законом Украины «О свободе совести и религиозных организациях». В нем (ст. 24) четко указано: “священнослужители, которые яв-ляются иностранными гражданами и временно находятся на Украине, могут заниматься… деятельностью только в тех религиозных организациях, по приглашению которых они прибыли”.
Мало того, что подобных приглашений Молчанов не полу-чал — на Украину он прибыл, как выяснилось, по направ-лению… “протоиерея Глеба Якунина”, что вообще являет-ся абсурдом. “Поставление священником епископа, — иро-нически замечает прот. Михаил Овчинников, — равносиль-но, по светским меркам, приказам лейтенанта генералу”. Известна и репутация этого “лейтенанта”, снискавшего печальную известность активным участием в раскольни-ческой деятельности и преданного анафеме (вместе с Филаретом-Денисенко) еще в 1997 году.
На деле, замечает прот. Михаил, в Верхнеднепровске сделана попытка создать самозванную раскольничью группировку, подобную “Русской истинно-православной церкви”, которая, кстати, связана с тоталитарной фанати-ческой сектой “Богородичный центр” Иоанна Береславско-го.
Протоиерей Михаил Овчинников завершает свое рассле-дование вопросом: “На каком основании происходит это бесчинство в духовной жизни державы и почему чиновни-ки от религии допускают нарушение государственного закона?”

13. 09. 2001. ХЕРСОНСКАЯ ЕПАРХИЯ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ОБЛАСТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕНИЯ «ПУТЬ ПРАВОСЛАВНЫХ» ОТКРЫЛА ЦЕНТР ПРАВОСЛАВНОЙ МОЛОДЕЖИ ВО ИМЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ПРОКО-ПИЯ ХЕРСОНСКОГО
Центр православной молодежи открыт в центре Херсона по ул. Ленина (бывшей Соборной) рядом с возрождаю-щимся Свято-Духовским кафедральным собором.
Теперь в выходные дни в центре будут собираться юноши и девушки, взбираться по крутой лестнице, ведущей на второй этаж, и размышлять о вечном, устраивать конфе-ренции и диспуты на волнующие молодежь темы, петь песни под гитару и вместе славить Спасителя.
По мнению председателя епархиального отдела по рабо-те с молодежью священника Георгия Гуляева, духовный уровень молодежи сегодня, как и во все времена, отража-ет духовное состояние общества в целом. Современный молодой человек — это представитель четвертого поко-ления, воспитанного в условиях государственного атеизма и безбожия. И православная молодежь призывает всех своих сверстников сделать выбор не между квасом и кока-колой, а между смыслом и бессмыслицей существования. Между жизнью, бесцельно и расточительно проведенной в невесомости тусовок, и жизнью, придающей подлинное значение человеческой личности.
В преддверии открытия молодежного центра архиепископ Херсонский и Таврический Ионафан, известный знаток церковной музыки и композитор, написал слова гимна православной молодежи. Владыка предложил также всем желающим попробовать свои силы в написании музыки для этого гимна, объявив тем самым конкурс для молодых музыкантов. Лучшие варианты музыки будут опубликова-ны в епархиальной газете «Православная Таврия», а их авторы будут особо отмечены архипастырем.
Владимир Косюк (Православна таврiя)

13. 09. 2001. ПРЕДСТОЯТЕЛЬ УКРАИНСКОЙ ПРАВО-СЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПОСЕТИЛ СВЯТУЮ ГОРУ АФОН, ГДЕ МОЛИЛСЯ О МИРЕ И БЛАГОДЕНСТВИИ УКРАИН-СКОГО НАРОДА
Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, посетил Свято-Пантелеимоновский монастырь Святой Горы Афон, где находятся мощи святого велико-мученика и целителя Пантелеимона. Предстоятель Укра-инской Православной Церкви в день обретения мощей преп. Иова Почаевского в сослужении братии монастыря совершил Божественную Литургию.
Блаженнейший Митрополит посетил также Иверский мо-настырь, где молился перед чудотворной Иверской ико-ной Божией Матери о мире и благоденствии украинского народа. Также он посетил Старый Руссик, Андреевский и Ильинский скит.
В паломнической поездке Предстоятеля УПЦ сопровож-дали митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, архиепископ Тернопольский и Кременецкий Сергий, епи-скоп Каменец-Подольский и Городокский Феодор, а также наместник Киево-Печерской Лавры епископ Вышгород-ский Павел.

14.09.2001. «НОВЫЕ УКРАИНЦЫ» ОБМАННЫМ ПУТЕМ ЗАХВАТИЛИ ТЕРРИТОРИЮ ВХОДА В ДРЕВНИЕ ЗВЕ-РИНЕЦКИЕ ПЕЩЕРЫ, В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО 87-ЛЕТНИЙ ХОЗЯИН ЧАСТНОГО ДОМА, РАСПОЛОЖЕННОГО НА МОНАСТЫРСКОЙ ТЕРРИТОРИИ, ОКАЗАЛСЯ НА УЛИЦЕ» — СООБЩИЛ НАШЕМУ КОРРЕСПОНДЕНТУ СМОТРИТЕЛЬ ПЕЩЕР АРХИМАНДРИТ КАССИАН
Значительная часть Зверинецких пещер и вход в них на-ходится на территории частного участка по ул. Мичурина. Хозяин — одинокий 87-летний пенсионер — договорился с Ионинским монастырем о передаче дома и участка мона-стырю за символическую сумму с просьбой вечного поми-новения после смерти. Когда все вопросы с хозяином дома были согласованы, оказалось, что пенсионер, яко-бы, подарил участок совершенно постороннему человеку, некой Наталье Лебедевой. Очевидно, в одном из визитов к старику, «сострадательной» Наталии удалось добиться подписи у больного, теряющего память владельца, на дарственную, после чего обманутый пенсионер превра-тился в «бомжа». Одиннадцать (!) раз престарелый чело-век приезжал на заседание Печерского районного суда, который каждый раз откладывал слушание дела из-за отсутствия ответчицы.
В конце концов, суд вынес решение в пользу истца. Одна-ко г-же Лебедевой, которая, как выяснилось, раньше ра-ботала судьей в городском суде, а теперь трудится в Вер-ховной Раде, удалось в течение одного (!) дня получить решение городского суда в свою пользу.
Парадоксально, но из-за изменений в современных су-дебных реформах, это решение не подлежит обжалова-нию в Верховном Суде Украины.
Братия Свято-Троицкого Ионовского монастыря, защи-щающая интересы православной святыни и обманутого престарелого человека, намерена обратится в междуна-родные инстанции по защите прав человека.

14.09.2001. ЗАВЕРШЕНО СТРОИТЕЛЬСТВО ЧАСОВЕНЬ НА ИСТОЧНИКАХ ПРЕПОДОБНЫХ АНТОНИЯ И ФЕОДОСИЯ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ
Источники преподобных Антония и Феодосия Печерских, что у подножия Лавры со стороны Днепра, имеют древ-нюю историю. Нижние «днепровские» врата северной части обители впускали ежедневно сотни паломников со всех уголков Древней Руси. Сюда шли с Великого Новго-рода, Чернигова, Путивля, Полтавы, Сум, а затем из Мо-сквы и Питера. Здесь, у врат, по преданию, нес послуша-ние преподобный Лонгин Печерский, который имел дар прозорливости и видел сердца людей, приходящих в Лав-ру. Отсюда, из источников, выкопанных руками преподоб-ных Антония и Феодосия, нес благодатную святую воду православный люд в свои далекие села и города.
В хрущевские времена новых гонений на Церковь (60-е годы) святые колодцы были варварски уничтожены. Пер-вый наместник возрожденной Лавры архимандрит (ныне архиепископ Херсонский и Таврический) Ионафан в 1988 г. при работах по раскопке колодцев обнаружил, что в один из них выведена канализационная сливная труба. Источники были восстановлены, химический анализ под-твердил чистоту и целебность воды, имеющую слабую минерализацию. С тех пор ежегодно на источниках братия Лавры служит водосвятные молебны, а на великое кре-щенское освящение воды, в праздник Богоявления, моле-бен совершает Предстоятель Церкви Блаженнейший Ми-трополит Владимир. Трудами насельников Лавры в этом году началась новая реконструкция святых колодцев. Над ними сооружены каменные часовни. Как сообщил нашему корреспонденту казначей Лавры о. Варсонофий, купола будут покрыты металлическим материалом, имитирую-щим золото, т.н. «златосветом». По благословению наме-стника Лавры еп. Павла новые часовни будут расписаны. Вода в колодцах будет подаваться через кран при помощи электронасоса, а для желающих напиться сделаны спе-циальные фонтанчики. К началу Рождественского поста новые часовни на святых источниках будут освящены.
В плане реконструкции нижней территории облагоражива-ется еще один источник — Божией Матери, который чу-десно открылся в 1988г. при возобновлении монашеской жизни Лавры. Здесь делается навес и лестница для подъ-ема на гору.
В планах обители весною следующего года благоустроить спуск от Аннозачатиевского храма Дальних Пещер вниз к источникам. Здесь, вдоль деревянной галереи, проляжет дорожка из керамической кладки, будут установлены ажурные фонари, установлены скамейки для отдыха па-ломников, разбиты цветники.

14.09.2001. ВЫШЕЛ В СВЕТ 3-Й ТОМ ИСТОРИКО-ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОГО ИЗДАНИЯ АКАДЕМИИ ГЕРАЛЬДИКИ УКРАИНЫ “ХТО Є ХТО ”, ОДИН ИЗ РАЗДЕЛОВ КОТОРОГО ПОСВЯЩЕН УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Сборник материалов об УПЦ открывается статьей о жизни и деятельности Блаженнейшего Митрополита Владимира (Сабодана). В других материалах представлены известные монастыри и храмы Киева. Рассказано также о новых храмах столицы Украины, построенных в наше время. Материалы предполагают короткий экскурс в историю, знакомят с современной жизнью монастырей и приходских общин, представляют настоятелей храмов и мона-стырей. Здесь же даны их адреса и телефоны, указано расписание богослужений.
Редколлегия издания предполагает провести презента-цию нового тома в стенах Киево-Печерской Лавры в конце сентября с.г.

14.09.2001. МОРАЛЬНУЮ ОЦЕНКУ ТОМУ, ЧТО ТЕЛО ГЕОРГИЯ ГОНГАДЗЕ ДО СИХ ПОР НЕ ПРЕДАНО ЗЕМЛЕ ДАЛ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СИНОДАЛЬНОЙ БОГОСЛОВСКОЙ КОМИССИИ УПЦ АРХИЕПИСКОП ЛЬВОВСКИЙ И ГАЛИЦКИЙ АВГУСТИН
На вопрос корреспондента Информационно-аналитического центра «Путь православных» об отноше-нии Церкви к факту, что тело журналиста Георгия Гонгад-зе в течение года не предано земле, Председатель Сино-дальной Богословской комиссии УПЦ архиепископ Львов-ский и Галицкий Августин сказал: «Я не прокурор и не представитель органов следствия. И могу дать лишь мо-ральную оценку тому, что тело журналиста Гонгадзе до сих пор не предано земле. Как известно, прошел уже год со дня его смерти.
Душа человека и степень ее страданий зависят не от того, как поступают с телом, а от того, в каком состоянии эта душа отошла на тот свет. Есть и такая точка зрения: Гос-подь облегчает участь души человека, тело которого по-сле смерти не захоронено по православному обряду и предается какому-либо надругательству. Тело может быть не захоронено и по объективным причинам. Но есть ли они в данном случае? Я не уверен.
Поэтому, нас должно волновать не столько то, что тело не захоронено, сколько то, что причина этого — политические интриги и спекуляции.
Но нет ничего тайного, что не стало бы явным, напомина-ет нам Божественный Учитель. Правда в конце концов откроется. Бывает так: проходят десятилетия, кости по-гибших не найдены, а правда открылась. Господь знает, как найти правду.

17.09.2001. В ХЕРСОНЕ ПРОШЛА ГОРОДСКАЯ КОНФЕ-РЕНЦИЯ ОБЩЕСТВА ПРАВОСЛАВНОЙ МОЛОДЕЖИ «ПРАВОСЛАВИЕ И ЭКОЛОГИЯ»
По благословению Архиепископа Херсонского и Тавриче-ского Ионафана, епархиальный отдел по работе с детьми и молодежью проводит ряд мероприятий направленных на повышение уровня экологического самосознания и ответственности за Божий дар среди верующей молоде-жи.
14 сентября был проведен молодежный праздник “День молитвы о творении”, а 15 сентября в приходских школах прошли тематические уроки “Дни творения” и проведена уборка территории храма и прилегающих улиц.
16 сентября была проведена городская конференция, перед началом которой был отслужен “Молебен о творе-нии”.
Активное участие в мероприятии приняла Херсонская молодежная организация “Партия зеленых”.

18.09.2001. В ДЕНЬ 90-ЛЕТИЯ ГИБЕЛИ П.А.СТОЛЫПИНА СОВЕРШИНА ПАНИХИДА НА ЕГО МОГИЛЕ В СВЯТО- УСПЕНСКОЙ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЕ
Панихида по убиенному террористом в оперном театре Киева в 1911 году премьер-министру Росии Петру Столы-пину прошла в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре. Как известно, Столыпин похоронен в Киеве согласно за-вещанию, в котором высказано желание почить там, где будет настигнут смертью. Место захоронения — у стен Трапезной церкви — было определено высочайшим пове-лением императора.
“Мы знаем преданность Петра Аркадьевича и Отечеству, и Церкви, и Богу, — сказал в проповеди после панихиды проректор Киевской Духовной Академии протоиерей Ни-колай Макар, — И мы верим, что душа его во благих водво-рится, ибо он положил ее на алтарь праведности, на ал-тарь Божий”.
Панихида была отслужена по инициативе общественной организации “Русское движение Украины”.

20.09.2001. В ЖИВОПИСНОМ СЕДНЕВЕ В ЧЕРНИГОВ-СКОЙ ОБЛАСТИ, В ДВУСТАХ МЕТРАХ ОТ ВОССТА-НОВЛЕНОЙ ВОСКРЕСЕНСКОЙ ЦЕРКВИ, ПОГИБАЕТ УНИКАЛЬНЫЙ ХРАМ ХVII ВЕКА, СОЗДАННЫЙ МАСТЕ-РАМИ БЕЗ ЕДИНОГО ГВОЗДЯ
Как сообщила газета «Киевские ведомости», храм накло-нился наподобие Пизанской башни в Италии, так что дер-жится на очень честном слове. Стоит храм на горе, глядя с которой на дивную речку Снов и прибрежные березовые перелески и озерца, Леонид Глибов написал бессмертные строки: «Стоїть гора високая, попід горою гай, Зелений гай густесенький, неначе справді рай…»
Ветры трех веков наклонили церковь так, что завтра она может завалиться набок, и тогда уже придется собирать щепки. Неподалеку — знаменитая старинная усадьба Лизо-губов и Дом творчества Союза художников Украины. И ребята-живописцы, как и местные власти, глядя на цер-ковь-страдалицу, только удивляются: мол, надо же, так наклонилась и не падает! А ведь чтобы выровнять поло-жение этой сравнительно легкой деревянной конструкции, особых затрат вроде и не требуется — лишь немножко желания, ума и усилий.

20.09.2001. КИЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ГОЛОВА БЕРЕТ ПОД ЛИЧНЫЙ ПАТРОНАЖ СТРОИТЕЛЬСТВО СОБОРА АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА — ГЛАВНОГО СООРУЖЕНИЯ ЧЕРНОБЫЛЬСКОГО ХРАМОВОГО КОМПЛЕКСА В ЛЕ-ВОБЕРЕЖНОЙ ЧАCТИ КИЕВА — ДАРНИЦЕ
Это место знают многие жители Украины: несколько раз в году в памятные чернобыльские дни здесь бывает руко-водство страны во главе с Президентом, зарубежные гос-ти, ликвидаторы аварии на ЧАЭС. Православные Дарни-цы, общественная организация «Союз «Чернобыль Украи-ны», возглавляемая Юрием Андреевым, не раз ходатай-ствовали перед городской администрацией о помощи в строительстве храмового комплекса. Несколько лет назад, кроме Чернобыльского храма Входа Господня в Иеруса-лим, при содействии городской администрации была по-строена часовня Великомученика Георгия Победоносца в память милиционеров, павших на своем посту при охране общественного порядка. Однако главным сооружением комплекса является собор Архистратига Михаила, где в подвальной части храма уже три года идут богослужения. Более года строительство стоит из-за отсутствия средств. В конце лета было принято решение городской админист-рации о финансировании строительства собора. Пока что выделено 2 млн. гривен. Настоятель прихода прот. Богдан Штым надеется, что к Пасхе 2002 года строительство будет завершено.

20.09.2001. НАПРОТИВ ВЛАДИМИРСКОГО СОБОРА, ЗАХВАЧЕННОГО РАСКОЛЬНИКАМИ, ДЕЙСТВУЕТ КА-НОНИЧЕСКИЙ СВЯТО-ВЛАДИМИРСКИЙ ПРИХОД
Его настоятелю священнику Андрею Миткалыку приходит-ся часто дискутировать с приверженцами раскола, кото-рые периодически посещают его небольшой Владимир-ский храм, как правило, с недобрыми намерениями. Как всегда, речь идет о «московской церкви», о богослужебном языке, о «святости» самого «патриарха» Филарета. Не взи-рая на молодой возраст, о. Андрею удалось создать креп-кую общину, в основном, из молодых людей, студентов университета, который находится недалеко от храма. Люди, не знакомые с церковной жизнью и канонами Церк-ви, часто не ориентируются, в какой храм нужно ходить для молитвы.
- Для меня большим подспорьем в таких дискуссиях стал пресс-релиз пресс-службы УПЦ от 28.08.2001 г., в котором представители мирового Православия, участвовавшие в юбилейных торжествах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, осудили раскол, выразили каноническую точку зрения, еще раз доказав, что в Украине единственной законной Церковью является УПЦ под предстоятельством Блаженнейшего Митрополита Владимира (Сабодана), — сказал нашему корреспонденту о. Андрей.

20.09.2001. В КИЕВСКОЙ ГОРОДСКОЙ БОЛЬНИЦЕ №1 БУДЕТ ПОСТРОЕН ХРАМ ПОКРОВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
- Идею строительства храма мы вынашиваем давно, — рассказал нашему корреспонденту главный врач этого медицинского учреждения, депутат горсовета Михаил Салюта. — На территории нашей больницы находятся кор-пуса детской и взрослой поликлиник, роддом, админист-ративный корпус и новый корпус больницы, медицинское училище. Поэтому создание храма напрашивается само собой. Тем более, что в Киеве не найти больницы, где не действовал бы православный приход. Я беседовал на эту тему с благочинным киевских больничных храмов о. Ро-маном, посетил ряд больниц, где сооружаются храмы. Замечательный храм построен как раз о. Романом и ве-рующими его общины в бывшей Октябрьской больнице, имеющей большую историю. Наш храм не будет таким большим, однако не уступит по красоте. Не все знают, что наша больница тесно сотрудничает со Свято-Михайловским приходом Дарницы, где расположен Чер-нобыльский мемориал. Мы с настоятелем протоиереем Богданом Штымом неоднократно советовались по поводу строительства нашего больничного храма. В ближайшее время планируем пригласить на освящение места и за-кладку камня с капсулой — посланием для потомков — Бла-женнейшего Митрополита Владимира, которого мы все очень уважаем и любим.

20.09.2000. НА 80-М ГОДУ ЖИЗНИ СКОРОПОСТИЖНО СКОНЧАЛСЯ ВЫДАЮЩИЙСЯ АРХИТЕКТОР, ДОКТОР АРХИТЕКТУРЫ, АВТОР ПРОЕКТОВ МНОЖЕСТВА ПРА-ВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ ДМИТРИЙ НИЛОВИЧ ЯБЛОНСКИЙ
За заслуги перед Православной Церковью и украинским народом Блаженнейший Митрополит Владимир неодно-кратно награждал Дмитрия Ниловича церковными орде-нами, грамотами, всегда отмечал его пламенную веру и преданность Православию. По проекту Дмитрия Яблон-ского впервые после долгих десятилетий атеизма в Киеве был построен православный храм. Это храм Входа Гос-подня в Иерусалим на территории Свято-Михайловского храмового комплекса (в Дарнице), посвященный памяти жертв Чернобыльской катастрофы и исполненный в стиле украинского барокко.
Недавно завершилось строительство большого собора в честь великомученика Георгия Победоносца в г. Макеевка под Киевом, автором проекта которого также был Д.Н. Яблонский. Практически утратив зрение за несколько лет до своей кончины, Дмитрий Нилович продолжал работать над проектами храмов вместе со своей дочерью Анной, также архитектором по образованию.
Дмитрий Яблонский родился в Смоленске в 1921 году, закончил архитектурный факультет Киевского художест-венного института, трудился в Академии архитектуры Украины, а затем почти 50 лет в одном из проектных ин-ститутов Киева. Профессор, доктор наук, он был хорошо известен в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Отпевание почившего православного архитектора было соборно совершено 18 сентября в Воскресенской (так называемой «афганской») церкви у Киево-Печерской Лав-ры. Похоронен Дмитрий Нилович на Байковом кладбище.

20.09.2001. В КИЕВЕ, НА МЕСТЕ БЫВШЕГО ФАШИСТ-СКОГО СЫРЕЦКОГО КОНЦЛАГЕРЯ, У МЕМОРИАЛА ЖЕРТВАМ БАБЬЕГО ЯРА, БЫЛ ПРОВЕДЕН МИТИНГ ПАМЯТИ, В КОТОРОМ ПРИНЯЛО УЧАСТИЕ ДУХОВЕНСТВО УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Присутствовавший на митинге благочинный центрального округа г. Киева, настоятель Свято-Макариевского храма протоиерей Анатолий Затовский, в частности, сказал:
«Мы с вами стоим на земле, которая обильно полита кро-вью сотен тысяч людей, наших соотечественников. Не только евреев и украинцев, русских, но и представителей других национальностей. В их числе около 40-ка тысяч детей.
Совсем недавно меня поразил один телевизионный сю-жет. Молодые люди, которых спрашивали о трагедии Бабьего Яра, ничего не смогли о ней рассказать. И многие взрослые, к сожалению, не знают, что ровно 60 лет назад здесь, на этом месте, был размещен Сырецкий концен-трационный лагерь — лагерь смерти, действовавший три года.
Поэтому справедливым и своевременным было решение Киевского городского совета от 24 мая с.г. создать по ул. Щусева, 5 Сырецкий мемориал, частью которого станут музей и православный храм. Здесь будет возноситься молитва о всех, кто погиб в застенках этой фабрики смер-ти.
Я вижу среди присутствующих на митинге множество мо-лодых лиц, тех, кому предстоит жить в новом тысячеле-тии, созидать наше государство. И хочу призвать вас: храните память о прошлом, стремитесь к тому, чтобы подобные трагедии никогда не повторялись».
В митинге-реквиеме, организованном Шевченковской рай-онной администрацией, принял участие также председа-тель Еврейского совета Украины Илья Левитас.

21.09.2001. МЕЖДУНАРОДНОМУ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОМУ ФОНДУ «ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ» ИСПОЛНИЛОСЬ 15 ЛЕТ
Фонд «Духовное наследие» тесно сотрудничает с Украин-ской Православной Церковью.
Это одна из первых благотворительных организаций, ко-торая способствовала передаче храмов и церковного имущества православным верующим. Совместно с общи-ной Свято-Макариевской церкви г. Киева в последнее время были изданы три набора открыток с иконами рабо-ты известного художника Украины Ижакевича, сборник «Неизвестные стихотворения Пушкина и Шевченко».
Фонд передал старинные напрестольные кресты Кресто-воздвиженскому храму — домовой церкви семьи Романо-вых в г. Ялте и церкви в честь первого Киевского митро-полита Михаила, построенной на территории столичной центральной больницы.
По инициативе Фонда, на кресте известного памятника святому равноапостольному князю Владимиру над Днеп-ром установлена иллюминация, как это было в начале прошлого века.
Фондом издана книга «Киев. Жертвы репрессий», содер-жащая уникальные материалы о репрессированном укра-инском духовенстве.
В настоящее время Фонд занимается подготовкой худо-жественно- энциклопедического издания «Духовная жизнь Украины», которое расскажет о жизни и деятельности Ук-раинской Православной Церкви.

21.09.2001. ЧЕТЫРЕ ГОДА ВЕРУЮЩИЕ СВЯТО-ФЕОДОСИЕВСКОГО ПРИХОДА ДАРНИЦЫ — ЛЕВОБЕ-РЕЖНОГО РАЙОНА КИЕВА — НЕ МОГУТ ПОЛУЧИТЬ МЕСТО ПОД СТРОИТЕЛЬСТВО ХРАМА СВЯТИТЕЛЯ ФЕОДОСИЯ ЧЕРНИГОВСКОГО
До 1960 года неподалеку от Дарницкого железнодорожно-го узла стояла старинная церковь святителя Феодосия Черниговского. До революции этот дачный район Киева относился к Черниговской губернии. Здесь проходила одна из дорог к святым черниговским местам. Ведь не только «язык до Киева» доводил, но и до Чернигова. Из-вестные святыни — Свято-Георгиевский монастырь под древним местечком Козелец, Свято-Благовещенский и Свято-Введенский монастыри г. Нежина, наконец, про-славленный чудом явления иконы Божией Матери на ели Свято-Успенский Елецкий монастырь Чернигова, множе-ство других обителей и храмов, Черниговские пещеры — издревле были местами постоянного паломничества православных людей.
На пути к этим святыням верующих встречал и старинный храм Феодосия Черниговского в Дарнице. Как известно, «хрущевская оттепель» не только сняла определенные барьеры в свободе слова, но параллельно воздвигла но-вое гонение на Православие. Обещанный Никитой Сер-геевичем «последний поп» вскоре должен был быть пока-зан советскому народу, «лишенному религиозных пред-рассудков». Эта атеистическая кампания смела с лица земли большую часть уцелевших с 30-х по 50-е годы хра-мов и монастырей. В Киеве, как говорили верующие, «по-тухла всемирная лампада» — закрылась Киево-Печерская Лавра, были взорваны и разобраны древние храмы в цен-тре и на окраинах города.
Феодосиевский дарницкий храм был уничтожен стаханов-скими темпами — за одну ночь. Солдаты соседней танко-вой части по приказу райкома трудились в свете прожек-торов, а на обочине дороги поджидали грузовики с зем-лей. Утром на месте старинной церкви красовалась све-жая клумба и даже были посажены цветы. Со временем здесь была установлена трансформаторная будка, и только старожилы помнили о древнем храме.
В 1995 году протоиерей Александр Ричко возглавил вновь созданную Свято-Феодосиевскую общину. Были найдены архивные фотографии храма, речь шла о его возрожде-нии. Районные власти выделили для временного пользо-вания верующим небольшое помещение на первом этаже одного из жилых домов по ул. Симферопольской. Однако на этом «забота» о возрождении храма прекратилась. На-прасно обивал пороги настоятель в местной администра-ции. Одно обещание сменялось другим, но место для строительства храма так и не было выделено.
Сегодня Дарницкий район реформирован и объединен с бывшим Харьковским. Верующие надеются, что новая администрация услышит их голос, и исторический храм святителя Феодосия будет возрожден.

24.09.2001. ЛЕОНИД КРАВЧУК ОТРИЦАЕТ СВОЮ ОТ-ВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗАРОДИВШИЕСЯ В ГОДЫ ЕГО ПРЕЗИДЕНТСТВА МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОН-ФЛИКТЫ
«Доктрина Кравчука», презентованная на днях Украинским товариществом «Интеллект нации», пронизана заботой о формировании интеллектуальной элиты, без которой не-возможно становление украинской государственности и формирование «современной украинской нации». Величие таковой, как справедливо замечается в «Доктрине», «бази-руется не только на материальных ресурсах, но и на ее воле, вере, разуме и моральных силах». Среди прочих бед нашего времени, затрудняющих созидательные процессы, уважаемые авторы доктрины во главе, естественно, с Леонидом Макаровичем назвали и межконфессиональные конфликты. Как известно, в свое время первый Президент независимой Украины самым непосредственным образом поспособствовал разжиганию подобных конфликтов, дав, собственно говоря, добро на раскол Украинской Право-славной Церкви, чем нанес ощутимый удар каноническо-му православию. Случалось, г-н Кравчук объяснял свои неверные действия незнанием. Свое же участие в раско-ле он до сих пор грехом не считает.
-Украина должна иметь свою единую поместную Право-славную Церковь. Так я думал тогда, так думаю и теперь. И никакой ответственности за межконфессиональные конфликты я не несу, — сказал Леонид Макарович коррес-понденту пресс-службы УПЦ.

24.09.2001 Г. СИМВОЛОМ ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ УКРАИНЫ НАЗВАЛ БЛАЖЕННЕЙШИЙ МИТРОПОЛИТ ВЛАДИМИР СВЯТО-УСПЕНСКИЙ ЗИМНЕНСКИЙ СТАВ-РОПИГИАЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ, КОТОРЫЙ ОТМЕТИЛ СВОЙ 1000-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ
Действительно символично то, что еще 10 лет назад неко-гда славный монастырь лежал в руинах атеистического запустения, и за 10 лет, как утверждают верующие, мило-стью Божией, заступничеством Божией Матери и святого равноапостольного князя Владимира, основателя мона-стыря, чудесно воскрес из небытия, превратился в духов-ную жемчужину, засиявшую на духовном поле православ-ной Украины.
Символично и то, что обитель эту основал креститель древней Руси святой князь Владимир. В день тысячелетия он восстал в бронзовом облике в центре монастыря и духовно присутствовал на многотысячной молитве верных Украинской Православной Церкви.
Торжества начались в субботу 22 сентября крестным хо-дом с древнего града Владимир-Волынского: главная свя-тыня монастыря — чудотворная икона Божией Матери «Зимненская» — была перенесена в монастырь, на место своего постоянного пребывания. В тот же день в главном храме монастыря Блаженнейший Митрополит Владимир возглавил всенощное бдение. По завершении вечерней службы в храме у иконы служились акафисты, и в 2 часа ночи преосвященным Павлом, наместником Киево-Печерской Лавры, была отслужена ранняя литургия. Утро воскресного дня началось молебном и освящением ча-совни в память преподобного Варлаама Печерского, кото-рый почил в этой обители, возвращаясь из паломничества по святым местам в 1073 году.
Затем позднюю литургию в сослужении архиереев Укра-инской Православной Церкви и многочисленного духовен-ства совершил Блаженнейший Митрополит Владимир. Литургия была отслужена на площади монастыря, так как храм не мог вместить всех паломников. После литургии был открыт и освящен памятник равноапостольному кня-зю Владимиру.
В своей проповеди Блаженнейший митрополит Владимир сказал: «Возрождение государства невозможно без возро-ждения его духовности. То, что такие великие святыни, как Свято-Успенский Зимненский монастырь, восстают из руин за столь короткий срок, является еще одним доказа-тельством того, что Господь пребывает с нами, с нашим украинским народом».
Юбилей завершился торжественным актом, театрализо-ванным представлением актерской молодежи Владимир-Волынского, концертом духовной музыки.

24.09.2001. В СИМФЕРОПОЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ СОВЕР-ШАЕТСЯ МИССИОНЕРСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ-КРЕСТНЫЙ ХОД «ПО СТОПАМ СВЯТОГО АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО»
Ее путь пролегает по восточной и южной частям Крымско-го полуострова, которые Святой Андрей посетил почти две тысячи лет назад ради проповеди здесь христианст-ва. Начавшись 14 сентября, указанная миссионерская экспедиция должна завершиться 6 октября, проследовав по маршруту: Керчь-Феодосия-Белогорск-Тополевка-Судак-Демерджи-Алушта-Гурзуф-Ай-Даниль-Массандра-Ялта-Ливадия-Ай-Петри-Байдарская долина-Мангуп-Инкерман-Севастополь-Херсонес. Помимо богослужений во многих расположенных на этом маршруте святых мес-тах и населенных пунктах, в программу экспедиции входит целый ряд миссионерских мероприятий: демонстрация передвижной фотовыставки работ диакона Н.Албула «Крым — колыбель Православия Руси»; выездной семинар епархиальных миссионеров (23 сентября в Белогорске: встреча студентов и преподавателей Симферопольского духовного училища, епархиальных миссионеров с мест-ными жителями на «Вечере вопросов и ответов»); круглый стол «Церковь и Армия» (27 сентября в Судаке); литера-турно-музыкальная программа «Преображение» (30 сен-тября в Ливадийском дворце) и др.
«Мы очень рады, что столь великая святыня, какой явля-ется честная глава Святого Апостола Андрея, побывала в этом году в столице нашей страны — Киеве. И цель совер-шающейся в Крыму миссионерской экспедиции — органи-зовать нашу молодежь, сделать так, чтобы она не оста-лась в стороне от великого события, чтобы оно было близким душе и сердцу молодых людей, — говорит о кре-стном ходе Высокопреосвященнейший Лазарь, митропо-лит Симферопольский и Крымский. — Прежние труды дей-ствующего в епархии Объединения Православной моло-дежи Крыма (ОПМК), которое и подготовило экспедицию, показали, что молодежь действительно хочет быть в лоне Православной Церкви и с интересом выполняет церков-ное послушание».

25.09.2001. ПІД ГОЛОВУВАННЯМ АРХІЄПИСКОПА УКРАЇНСЬКОЇ ПРАВОСЛАВНОЇ ЦЕРКВИ АВГУСТИНА ВІДБУЛОСЯ ПЕРШЕ ЗАСІДАННЯ ДУХОВНОЇ РАДИ ВСЕУКРАЇНСЬКОГО МІЖКОНФЕСІЙНОГО РЕЛІГІЙНОГО ХРИСТИЯНСЬКО-ВІЙСЬКОВОГО БРАТСТВА
Всеукраїнське міжконфесійне релігійне християнсько-військове братство — це релігійна організація, призначена для координації духовно-пастирської роботи традиційних релігійних конфесій серед військовослужбовців Збройних сил України, МВС, МНС, інших силових структур. У Духов-ну раду братства входять: архієпископ Августин (УПЦ), єпископ Михаїл (Ковтун) (УГКЦ), єпископ Станіслав (Широ-корадюк) (РКЦ), представники УАПЦ та УПЦ КП. Головою Духовної ради обрано архиєпископа Августина. Доповідь з питань першого засідання Духовної ради робив президент Братства С.П. Лисенко. Були обговорені, зокрема, питання подальшої організації навчання капеланів для силових структур нашої держави, питання протидії прозелітистській діяльності серед військовослужбовців деяких протес-тантських угруповань, організаційні проблеми, пов’язані з проведенням першої всеукраїнської конференції Братства, питання символіки. Ухвалено провести всеукраїнську кон-ференцію Братства 14 грудня 2001 р. Образ св. вмч. Ди-митрія Солунського, як святого покровителя християнсько-го воїнства, благословлено ввести в усю атрибутику Брат-ства — корогви, штандарти, печатки і бланки. Проведені попередні слухання деяких інших організаційних питань, як наприклад, про індивідуальне членство та регіональні структури, нагороди.

27.09.2001. МЕСТОМ ОСОБЕННОГО ВНИМАНИЯ ПА-ЛОМНИКОВ И ТУРИСТОВ ЯВЛЯЕТСЯ МОГИЛА У ТРО-ИЦКОГО ХРАМА КОРЕЦКОГО ЖЕНСКОГО СТАВРОПИ-ГИАЛЬНОГО МОНАСТРЫРЯ АННЫ АЛЕКСЕЕВНЫ АН-ДРО, УРОЖДЕННОЙ ОЛЕНИНОЙ, КОТОРОЙ А.С.ПУШКИН ПРЕДЛАГАЛ РУКУ И СЕРДЦЕ И ПОСВЯ-ТИЛ МНОЖЕСТВО СТИХОТВОРЕНИЙ
Дочь президента Санкт-Петербургской Академии худо-жеств Анна Оленина воспета в известных стихотворениях А.С. Пушкина, положенных на музыку романсов «Не пой, красавица, при мне», «Ее глаза», «Ты и вы» и др.
Как известно, дом Олениных был в свое время своеоб-разным центром литературной и художественной жизни Петербурга и его посещали Карамзин, Блудов, Гнедич, Мицкевич, Пушкин, Брюллов, Батюшков, Глинка и другие представители творческой элиты «серебряного века».
С семьей Олениных Александр Пушкин был близок с 1819 года, когда Анне Олениной было 11 лет. Роман у поэта с прекрасной Анной возник уже в Петербурге в конце 20-х годов. В 1829 году Пушкин просит руки Анны Олениной, но неожиданно получает категорический отказ со стороны матери. Родителей Олениной не устраивал брак с мятеж-ным поэтом.
После смерти Пушкина в 1837 году Анна Оленина выхо-дит замуж за офицера лейб-гвардии гусарского полка Ф.Л. Андро, которого ожидала блестящая карьера. В 1844 году семья Андро переезжает в Варшаву, где муж Анны Оле-ниной 14 лет исполнял обязанности генерал-губернатора Польши.
В 1885 году, после смерти мужа, Анна Алексеевна пере-езжает в с. Середняя Деражня Новоград-Волынского уез-да в имение своей младшей дочери графини Уваровой.
Всю жизнь пронесла в своем сердце Анна Алексеевна светлые чувства к погибшему поэту. Она была ревностной православной христианкой, щедрой благотворительницей Корецкого женского монастыря, которому в свое время пожертвовала много пахотной земли, лес, а также средст-ва на содержание бывшей в то время при монастыре школы-приюта для девочек сирот.
В эти осенние дни, как у других почитаемых могил, у па-мятника А.А. Андро (Олениной) горит лампада, и над пра-хом прекрасной женщины звучат церковные песнопения, доносящиеся из храма.

27.09.2001. ПРЕДСТОЯТЕЛЬ УПЦ ОСВЯТИВ ХРАМ У ХМЕЛЬНИЦЬКІЙ ЄПАРХІЇ
25 вересня у день віддання свята Різдва Божої Матері у с. Ялинівка Летичівського округу Хмельницької єпархії Пред-стоятель Української Православної Церкви Блаженніший Митрополит Володимир у співслужінні архієпископа Ан-тонія, єпископа Павла та духовенства єпархії освятив но-возбудований храм на честь Різдва Пресвятої Богородиці.
За вагомий внесок у відродження духовності та заслуги перед Українською Православною Церквою Блаженніший Митрополит Володимир нагородив народного депутата Івана Чижа орденом рівноапостольного князя Володими-ра.

27.09.2001. ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК ВОЗДВИЖЕ-НИЯ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ СОБРАЛ МНОЖЕСТВО ЛЮДЕЙ ПОД СВОДАМИ КРЕСТОВОЗ-ДВИЖЕНСКОГО ХРАМА КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ
Построенный в 1700 году в стиле украинского барокко, этот храм имеет особенность: стоит над Ближними Пеще-рами Киево-Печерской Лавры и является главной «две-рью» в пещеры преподобного Антония, в которых устрое-ны еще три подземных церкви и находятся раки с мощами преподобных отцов Киево-Печерских. Святынями Кресто-воздвиженской церкви являются чудотворная икона Бо-жией Матери «Избавительница», чудесным образом обно-вившаяся во время первых потрясений филаретовского раскола, частица мощей первомученика архидиакона Стефана (1 в.) в кипарисной раке, частица Честного Жи-вотворящего Креста.
В массивных стенах и под спудом Крестовоздвиженского храма были похоронены Киевские митрополиты: ныне прославленный Филарет (Амфитеатров, +1857), Арсений (Москвин, + 1876), Филофей (Успенский, + 1900), Феогност (Лебедев, +1903), священномученик Владимир (Богояв-ленский), принявший мученическую кончину от гонителей Церкви Христовой в 1918 году и положивший начало мно-голетнего исповеднического и мученического подвига Православной Церкви ХХ века. Мощи святителей Филаре-та и Владимира после обретения почивают в Дальних пещерах Лавры.
В Крестовоздвиженском храме ежедневно возносятся монашеские молитвы, совершается Божественная литур-гия. Сегодня здесь престольный праздник, в центре храма украшенный осенними цветами Животворящий Крест. Люди с любовью притекают к святыне, испрашивают его силы и защиты. В этом особенность православной веры, которую исказили протестанты. Православные называют Крест Животворящим и Честным, «дверями райскими», «Церкви ограждением», «оружием непобедимым», «Прибе-жищем спасения»… Крест — символ победы Иисуса Христа над диаволом, победы Жизни над смертью. Воздвиженье Креста Господня — один из двунадесятых праздников Пра-вославной Церкви, глубоко почитается в народе.
Другой Крестовоздвиженский храм на Подоле, имеющий не менее интересную историю, также собрал под своими сводами сегодня сотни православных киевлян.