Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Святослав Речинский. Обзор зарубежной прессы за сентябрь 2001г.

Сентябрь для всего мира прошел под знаком но-вой реальности нашей жизни – терроризма, как метода ведения войны. Как бы не разворачивались дальнейшие события, миллионы людей уже живут в состоянии страха. Прежде всего это относится к нашим едино-верцам, живущим в странах Средней Азии и Ближнего Востока. На фоне антиисламских выступлений, прошед-ших в США, Австралии и в некоторых странах Западной Европы вполне логично ожидать ответных акций в отно-шении христианского меньшинства в мусульманских стра-нах. Православные жители бывших среднеазиатских рес-публик в этой ситуации могут уповать лишь на защиту российских войск и на начало серьезной программы по возвращению православного меньшинства Средней Азии в славянские государства. Серьезные опасения в связи с эскалацией напряженности вокруг Афганистана высказы-вают и христиане соседнего Пакистана, сообщает агент-ство «Благовест-инфо». В случае удара возмездия по ре-жиму талибов христианская община Пакистана может, в свою очередь, стать объектом насилия со стороны ислам-ских фундаменталистов. Пакистанские католики проводят по всей стране молитвы о мире, заверяя своих соотечест-венников — в большинстве своем мусульман, что христиа-не являются патриотами своей страны. Архиепископ горо-да Лахор Лоренс Салданха предписал клирикам своей епархии самым серьезным образом обсуждать нынешнюю ситуацию внутри приходов, а также с прохожими на ули-цах, объясняя, что католики расценивают национальные интересы Пакистана как свои собственные. Религиозные меньшинства составляют всего 3% из 140-миллионного населения Пакистана и чувствуют себя совершенно не-защищенными в случае вспышки гонений на «неверных». В прошлом христианское меньшинство Пакистана неодно-кратно становилось объектом погромов по причинам, к которым оно не имело абсолютно никакого отношения. Так, например, в 1981 году после нападения на святилище Кааба в Мекке (кстати, совершенного мусульманами) в Пакистане отмечался целый ряд нападений на церкви и монастыри. В 1991 году, когда США начала войну с Ира-ком, мусульманские фанатики устроили погром еще в одном монастыре. А в 1992 году, когда индуистские фун-даменталисты разрушили мечеть в Бабри в Индии, паки-станские мусульмане стали в отместку жечь не только индуистские храмы, но и христианские церкви. Однако, в сентябре были не только печальные новости. Правительство Молдовы 27 сентября утвердило изменение статуса Молдавской митрополии, ставшей «правопреемницей епископства Кишиневского и Хотинского и Бессарабской митрополии». Такое решение было принято на основании «Статуса Молдавской Православ-ной Церкви», утвержденного 8 лет назад постановлением правительства. Согласно информативной ноте, прилагаемой к постановлению правительства, изменение статуса должно внести ясность в эту проблему правопреемственности. Автор ноты Георге Армашу, директор Госу-дарственной службы по проблемам культов, считает, что изменение статуса будет способствовать воцарению спо-койствия в Церкви, сообщает Православие.Ru
Сама Молдавская митрополия РПЦ провозгласила свое правопреемство по отношению к Бессарабской ми-трополии еще в 1993 году, однако до сих пор молдавское государство признавало равные права за структурами Московского и Румынского Патриархатов.
Парламентский адвокат Игорь Лазэр заявил, что это, напротив, может стать отягчающим обстоятельством при рассмотрении иска, который внесла Бессарабская митрополия против правительства в Европейский суд по правам человека.
Напомним, что Бессарабская митрополия была ор-ганизована в начале 1990-х годов в результате расколь-нических действий небольшой группы националистически настроенного духовенства и мирян. Однако группировка была признана Румынской Патриархией в 1992 году. Власти Республики Молдова отказались официально зареги-стрировать самочинное объединение, заявив, что Мол-давская митрополия — единственная, кто вправе пред-ставлять Православную Церковь в стране.
Если в Молдове положение Православной Церкви определено, то «эстонский вопрос» остается неурегули-рованным. Нарушение международных норм по отно-шению к Эстонской Православной Церкви Московско-го Патриархата обсуждалось на совещании ОБСЕ в Варшаве. 17-27 сентября в Варшаве проходило совещание Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). 25 сентября на нем обсуждалась пробле-ма конструктивного диалога мировых религий и культур.
В центре внимания участников совещания оказа-лось положение Эстонской Православной Церкви Москов-ского Патриархата. Священнослужители выразили глубо-кую озабоченность нежеланием властей Эстонии зареги-стрировать эту религиозную организацию. Представитель МИД РФ Александр Гусев в своем выступлении подчерк-нул приверженность России широкому диалогу по вопро-сам свободы убеждений, совести и вероисповедания. Он также обратил внимание на судьбу десятков тысяч право-славных жителей Эстонии, желающих сохранить свою вероисповедную идентичность и молитвенное соединение с Русской Православной Церковью.
Как сообщает служба коммуникации ОВЦС, прави-тельство Эстонии продолжает настаивать на устранении статей Устава, указывающих на каноническую преемст-венность Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата по отношению к историческому Православию в Эстонии. Текст Устава, предложенного Министерством внутренних дел Эстонской Республики, исключает упоми-нания о важнейших церковно-правовых документах (Оп-ределение Святителя Тихона и Священного Синода Рус-ской Православной Церкви 1920 г., Томос Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 1993 г.), являющихся основанием канонического бытия регистри-руемой Церкви. Регистрация, таким образом, обуславли-вается отказом тех православных верующих в Эстонии, которые связывают себя с принадлежностью к Москов-скому Патриархату, от верности своей истории; по суще-ству им предлагается признать себя новообразованной организацией, ранее не существовавшей на территории Эстонской Республики. Кроме того, из Устава в прави-тельственной редакции изъято указание на самоуправ-ляемый, автономный характер ЭПЦ МП, принадлежащий ей в соответствии с упомянутыми документами Высшей церковной власти Московского Патриархата.
Все эти требования эстонских властей представ-ляют нарушение ряда международных норм — в частности, статей 16.3 и 16.4 Итогового документа Венской встречи Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1989 г., статей 32 и 33 Документа Копенгагенского сове-щания СБСЕ по человеческому измерению 1990 г.
Вся эта политическая суета в Эстонии кажется особенно кощунственной на фоне сообщения о том, что в этой стране в ближайшее время может быть официально зарегистрирована организация сатанистов. После выполнения бюрократических государственных требований в Эстонии в ближайшее время может быть официально зарегистрирована религиозная организа-ция, подобно которой нет ни в странах Балтии, ни во всей Скандинавии — Эстонский сатанинский приход «Орден Черной Венеры», пишет Postimees. Для того, чтобы эта организация была признана государством, у Ордена Черной Венеры не хватает одного документа — заявления о регистрации, все остальные имеются. Но этот документ поступит в отдел по делам религий МВД как только все 15 основателей прихода соберутся после от-пуска в Таллинне. Об этом газете Postimees сообщил председатель правления этой организации, называющий себя Ясоном. Это имя он получил при «крещении» и не захотел больше рассказывать о себе. Заведующий отде-лом по делам религий Ильмо Ау сказал, что в принципе регистрация сатанинского прихода возможна, но оконча-тельное решение зависит прежде всего от содержания эстонского варианта «Библии сатаны» Антона Шандоря ЛаВея, представленной как основа их учения. «Если в тексте будут обнаружены предложения, которые можно интерпретировать как направленные против человека, я отошлю их обратно», — сказал Ау, который сам является католиком.

В тоже время в Эстонии скоро ЗАГСЫ уступят место Церкви. 150 священников Эстонии в Таллинне, Турту, Пярну и Пайде прослушают курс лекций о проведе-нии официальной регистрации брака. Лекции будут читать работники загса и другие государственные служащие. Затем священнослужители должны будут сдать экзамен, и те, кто его выдержат, смогут регистрировать брак в церк-ви. Это означает, что людям, желающим официально соединить свою жизнь, не нужно будет делать это дважды — в загсе и в церкви. Теперь им будет достаточно прийти в приходскую канцелярию с паспортами и заполнить нуж-ные документы, которые останутся теми же, что и в загсе.

Государственная пошлина также останется. Но в отличие от работников загса они не должны и не имеют права сочетать браком всех желающих, кто бы к ним ни обратился. Право регистрации брака в церкви распро-страняется лишь на членов прихода или конфессии. По-прежнему будут действовать церковные требования отно-сительно крещения и конфирмации. По-прежнему со дня подачи заявления и до заключения брака должно пройти 30 дней. На курсах священники получат знания об основах законодательства, их проконсультируют относительно особых случаев (возрастные ограничения людей, желаю-щих вступить в брак, вопросы, связанные с гражданст-вом), ознакомят с документами, удостоверяющими лич-ность. Так как брак будет заключаться от имени государ-ства, священники должны быть гражданами Эстонии.

Тем временем на другом краю бывшей Российской империи выходят из подполья новые опасные секты. Так, в сентябре Администрация Иркутска не разрешила приверженцам запрещенной в Китае секты «Фалунь-гун» проводить в городе пикеты на том основании, что в столице Восточной Сибири проживает достаточно много граждан КНР, которым за любые контакты с «фалуньгу-новцами» на родине грозит тюрьма. Организаторы плани-ровали проведение акции против дискриминации после-дователей учения. Религиозное движение «Фалуньгун» появилось в Китае 9 лет назад и сегодня объединяет не-сколько десятков миллионов адептов. Госстатистика КНР свидетельствует: за время существования секты более 1600 ее последователей добровольно расстались с жизнью, отказались от традиционного лечения или были уби-ты последователями культа. Элементом своей эмблемы руководитель неокульта выбрал санскритскую свастику, так что не случайно его уже называют «новым азиатским Гитлером». Иркутские адепты, которых пока немного, уве-рены, что идеи Фулань Дафо /верховного гуру секты/ вскоре завоюют мир, и тогда все приверженцы неокульта как носители истинной веры станут героями. Между тем, бывший посол КНР в России У Тао выступал с официаль-ным заявлением, в котором предостерег об опасности распространения на территории РФ учения, которое пред-ставители традиционных китайских конфессий называют «дьявольской сектой».

А тем временем в далекой Туркмении Президент Туркменистана Сапармурат Ниязов закончил работу над духовным кодексом туркменского народа «Рухнама». Название книги «Рухнама» состоит из двух слов — «рух» (душа) и «нама» (письмо). Это слово переводится, как «Духовная Конституция Туркмен», «Программа духов-ного развития нации» или «Свод морально-этических за-поведей». Последняя глава книги была дописана, когда Ниязов был в отпуске в своей летней резиденции в мес-течке Аваза на побережье Каспийского моря. По его сло-вам, «эта часть книги посвящена духовному миру туркмен. Там есть заветы по музыке, песням. Там рассказывается, как туркмены проводят свои праздничные торжества». По сообщению Каспийского информационного агентства, на днях книга будет сдана в печать. Ее планируется издать большим тиражом на многих языках. И такое, однако, бы-вает.
А на «цивилизованном Западе» продолжается не-виданный упадок религии. Англиканская церковь выну-ждена распродавать принадлежащие ей шедевры ми-ровой живописи. Англиканская церковь, испытывающая финансовые трудности, объявила 21 сентября о беспре-цедентном аукционе картин 17 века из центральной цер-ковной коллекции. На публичное предаукционное обозре-ние выставлены работы знаменитого испанского живо-писца Франсиско Сурбарана, представителя севильской школы. Минимальная цена, которую англиканская церковь надеется получить от продажи картин, — 20 миллионов фунтов стерлингов. Цикл полотен из жизни Св.Бонавентуры, приобретенный епископией английского графства Дарем во второй половине 18 столетия за 145 фунтов стерлингов, представлен в экспозиции замка Ок-лэнд на севере Англии, принадлежащего англиканской церкви. Аукцион состоится в начале декабря. Англикан-ские иерархи опасаются, что картины могут быть приоб-ретены иностранными коллекционерами и навсегда будут вывезены с территории Великобритании. Зато в Англии останутся «женщины-священники», правда, похоже, уже без паствы. У английских католиков положение не лучше. По словам лидера римско-католической церкви Анг-лии и Уэльса, христианство в Великобритании «уже почти подавлено». Архиепископ Вестминстера заметил, что люди стали безразличны к церкви и христианским ценностям: «Единственное, что интересует людей — это человеческие прихоти». Христианам ничего не остается, как только приспособиться к «чуждой культуре».
Кардинал считает, что «секретом будущих церквей» яв-ляются маленькие группы, такие как группы по изучению Библии или молитвенные группы. В прошлом году глава Англиканской церкви, архиепископ Кентерберийский,
доктор Джордж Карей, дал довольно пессимистическую оценку состоянию церкви. По его словам, Британия стала страной, где «доминирует молчаливый атеизм».

Не лучше обстоят дела и в Германии, где члены секты сатанистов осквернили советский военный мемориал в Коттбусе (земля Бранденбург). Вандалы облили мемориал красной краской и опрокинули 19 над-гробий. На памятниках сатанисты начертили «знак сатаны» — 666 и перевернутые христианские кресты как символы силы дьявола.

Как сообщает РИА «Новости», уполномоченный по вопросам сект от евангелической церкви в Берлине и земле Бранденбург Томас Гандов заявил, что за этим актом вандализма вполне может стоять правоэкстремист-ская, неонацистская вылазка, «замаскированная под сата-низм».

А в России нарастает движение мирян за защиту православной морали от СМИ. В частности проходит рассмотрение судебного дела по иску к журналу «COOL-GIRL». Продолжается рассмотрение судебного дела по иску г. Егоровой в интересах несовершеннолет-ней дочери к ЗАО «Издательский дом «Бурда» об обязании воздерживаться от публикаций об онанизме в журнале «Cool-girl», признании публикации «Люблю себя гладить» в № 25 за 1998 год незаконной и возмещении морального вреда. 18 сентября состоялось заседание Судебной кол-легии по гражданским делам Мосгорсуда по рассмотре-нию кассационной жалобы на решение Таганского м/м суда г. Москвы от 28 мая сего года, которым Егоровой было отказано в иске. В судебное заседание явились представитель и адвокат Егоровой, представители Изда-тельского дома, а также граждане, поддерживающие ис-ковые требования против журнала «COOL-girl». Накануне заседания было собрано более тысячи подписей под об-ращением граждан в адрес Председателя Мосгорсуда, в котором высказывалось несогласие с решением Таганско-го суда. Дело было снято с рассмотрения по формальным основаниям и возвращено в Таганский м/м суд для устра-нения нарушений при рассмотрении замечаний на прото-кол. Напоминаем, что Издательский дом «Бурда» учредил и издает журнал «Cool-girl». Одной из уставных целей дея-тельности редакции журнала является «расширение кру-гозора аудитории в области полового воспитания». Чита-тельской аудиторией журнала являются в основном дети, иногда не достигшие 14 лет: на страницах журнала публи-ковались письма 10-11 летних детей. В рамках этой ус-тавной деятельности редакция «Cool-girl» ввела рубрику «ИНТИМ». «Самые сокровенные вопросы из области СЕК-СА, ЛЮБВИ И ИНТИМНЫХ ОТНОШЕНИЙ ты можешь присылать по адресу…» — такое предложение читателям помещалось в качестве анонса рубрики. Под этой рубри-кой и был опубликован материал «Люблю себя гладить», который и стал предметом внимания суда. Истица, предъ-явившая иск к Издательскому дому, указывала, что публи-кация «Люблю себя гладить» носит циничный характер, провоцирует детей к совершению актов мастурбации; что в результате знакомства с публикацией любому ребенку может быть причинен вред здоровью, нравственному и духовному развитию. В подтверждение своих доводов истица представили суду мнения ряда специалистов: д.м.н., заведующего кафедрой госпитальной педиатрии Российского государственного медицинского университе-та, академика РАМН РФ Таболина В.А.; д.м.н., руководи-теля экспертного отделения Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского В.П. профессора Кондратьева Ф.В.; д.м.н., заведующего кафедрой детской и подростковой психиатрии, психиатрии и медицинской психологии РМАПО, профессора Шевченко Ю.С. и других, которые свидетельствуют о возможности причинения вреда здоровью и развитию несовершенно-летних, прочитавших материал об онанизме. Не смотря на реальную возможность причинения вреда любому ребен-ку, прочитавшему материал «Люблю себя гладить», суд отказал матери в защите ее прав и прав ее несовершен-нолетней дочери. Дата повторного рассмотрения касса-ционной жалобы будет сообщена дополнительно.
В Украине, кстати, этот журнал тоже издается. Возможно, нам стоило бы поддержать православных Рос-сии и тоже возбудить уголовное дело против растлителей молодежи.

Подготовил Святослав Речинский