Дмитрий Скворцов: Вторжение Варфоломея только сплотило каноническую Церковь в Украине, сделав ее сильнее
Несмотря на то что Зеленский и его окружение всё более склоняются к религиозной политике Порошенко, подавляющее большинство православных Украины остаются верными канонической Церкви. А предоставленный Варфоломеем томос имеет не столько религиозное, сколько политическое значение
Об этом православный публицист Дмитрий Скворцов рассказал в интервью изданию Украина.ру.
— Дмитрий, прошло уже достаточно времени с момента обретения пресловутого томоса. На ваш взгляд, что томос изменил, если изменил, в жизни православных Украины?
— Внешне это мало что изменило в жизни большинства православных граждан государства. Добровольно перешло в созданную Варфоломеем и Порошенко СЦУ (так называемую «Святейшую церковь Украины», как она именуется в томосе) около 80 общин. Это менее одного процента из более чем 12 тысяч общин канонической Украинской православной церкви (Московского патриархата). Захвачено или незаконно переведено в СЦУ около 200 приходов. Это менее 2% от всех общин УПЦ (МП). К тому же эта статистика «обеспечена» в основном западными регионами, Волынью и Подольем. В Галиции православные храмы были захвачены в большинстве своём ещё в начале 1990-х годов униатами.
Конечно, у людей, у которых отобрали храмы, — да, у них изменилась жизнь. Им приходится молиться либо во дворе церкви, либо в хате у батюшки, либо ехать на службу в соседнее село, или даже не в соседнее, если в соседнем храм тоже отобрали. Что же касается церкви в целом, то последняя волна гонений только сплотила православных, сделала ещё более решительными в отстаивании истинной веры, очистила зёрна от плевел. Не убила каноническую Церковь в Украине, как хотелось и хочется Варфоломею и его кураторам, а сделала сильнее.
— А что это изменило для остальной части общества?
— Да в общем-то ничего. Украина — светское государство, церковь в политической и социально-экономической жизни не играет какой-то особой роли. Более того, Украина находится под ручным управлением Запада. Так что ничего не меняется оттого, что прибавилась ещё одна откровенно вассальная структура — та самая СЦУ, которая, согласно своему томосу и уставу фактически является подразделением Экуменического патриархата (который, в свою очередь, является «православным отделом» Госдепа США).
— Но нынешняя власть к церковным делам относится не с таким пристальным вниманием, как прежняя. Или это обманчивое впечатление?
— В первый год каденции Зеленского он действительно пытался сохранять равноудалённость от религиозных организаций. К тому же у него заместителем главы администрации работал прихожанин канонической церкви Сергей Трофимов, который, насколько было возможно, пытался противостоять нарушениям закона в отношении церкви. Но со временем природа взяла своё.
— Природа?
- Природа правящего украинства как антиправославного течения, природа проекта «Украина» как инструмента разрушения восточнохристианской цивилизации. Этот мейнстрим и направил Зеленского в «правильное» русло. И если мы ещё год назад могли говорить, что в команде Зеленского борются разные группы влияния, то ныне всё вылепилось в однородную массу, легко податливую к воздействию со стороны новой администрации США.
Многие люди Порошенко уже перешли по наследству к Зеленскому. «Соросят», понятно, никто не выдавливал из окружения Зеленского (ну, за исключением самых бестолковых), а это, считай, внештатные клерки Демократической партии США, патологическим свидомитам отданы не откуп «гуманитарные хлеба» — Институт Нацпамяти, должность шпрехен-фюрера («мовного омбудсмана») и т.д.
Если мы говорим о религиозной составляющей, то главой соответствующей госслужбы стала типичная грантоедка Олена Богдан. Вернулся во власть и один из творцов томоса, директор Департамента по делам религий времён Порошенко униат Юраш. И сейчас мы наблюдаем первые результаты перестройки. Это и визит Зеленского на Фанар, во время которого он пригласил Варфоломея на Украину, притом что сам Варфоломей является открытым врагом крупнейшей конфессии Украины — УПЦ (МП) — которая по своей численности превосходит все остальные, вместе взятые. Это и увольнение того самого замглавы Офиса президента Трофимова. И совсем совершившийся на днях визит премьер-министра Шмыгаля к Варфоломею.
— Да, было сообщение на сайте украинского правительства о том, что премьер-министр Денис Шмыгаль приглашал Варфоломея принять участие в праздничной литургии, посвященной Дню памяти апостола Андрея Первозванного. Варфоломей на это ответил, что планирует совершить официальный визит на Украину в 2021 году на День независимости Украины.
— И что получается: День независимости — это у нас уже великий непреходящий православный праздник? Да ещё в календаре Константинопольского патриархата? Это показывает, насколько на самом деле «христианской» структурой является этот патриархат. Фанар давно уже политическая организация с религиозным налётом, если не сказать — внешнеполитическая.
Но, возвращаясь к нашим шмыгалям, украинский премьер отметил в Стамбуле, что открытие ставропигии Экуменического патриархата в Киеве «стало важным фактором развития религиозных процессов на Украине». Даже если бы эта ложь была правдой, какое твоё дело до развития религиозных процессов в государстве, отделённом от церкви?! Больше заняться нечем в этой «стране всеобщего благоденствия», занимающей первое место по уровню бедности в Европе.
Мало того, Шмыгаль ещё заверил стамбульского патриарха, что выписанный тем томос «открыл новые перспективы для более гармоничного развития христианства на украинских землях и полного удовлетворения духовных потребностей православных».
То есть тысяча лет тут христианство существует, жили, молились, принимали Святое причастие, крестили детей, отпевали родителей, и тут явился томос, «открывший новые перспективы». Чего ещё не доставало нам для «полного удовлетворения духовных потребностей»? «Причащения» горилкой с салом? Или гопака во время Херувимской?
Наша церковь явила мучеников в таком количестве, каким, наверное, не обладает ни одна поместная православная церковь в мире. И тут вдруг оказывается, что нам только томоса не хватало для упорядочивания христианской жизни!
— Имеет ли право вообще светский руководитель говорить подобные вещи?
— Ну, демонстративно внецерковный Зеленский позволил же себе пригласить с визитом иностранного религиозного лидера, несмотря на то что большинство христиан Украины самого Варфоломея считают разжигателем религиозной войны в Украине.
Впрочем, если, как мы видим, украинское правительство всеми силами пытается сорвать Минский мирный план, мир в Донбассе, то почему их должен устраивать религиозный мир? Тогда, с точки зрения людей, стремящихся к войне, Варфоломей, который принёс на Украину религиозную войну, конечно, «внёс гармонию» и в «развитие христианства на украинских землях».
— Другими словами, томос хотя и осложнил жизнь православных Украины, но больше в политическом смысле, чем в религиозном, поскольку большинство верующих остались верны канонической церкви?
— Да. 99% общин и такой же процент священников.
— В своё время мы говорили об украинских церковных делах и проблемах с покинувшим нас недавно батюшкой Димитрием Смирновым. И он, отвечая на вопрос, чего ждать, сказал: всё будет зависеть от того, как мы будем молиться Богу. Видимо, молитвы помогли?
— Вообще всё в этом мире зависит от того, как мы будем молиться Богу, который попускает две тысячи лет жить нам, как говорится, в последние времена. И конечно же, отец Димитрий был прав в том отношении, что верующие Украины явились стойкими. И по их молитвам Господь дал им в самое тяжёлое время такого предстоятеля, как Блаженнейший митрополит Онуфрий. Который в самых важных вещах не идёт на компромиссы со своей христианской совестью и тем укрепляет верующих.
Но и верующие Украины, как люди, которые уже в 90-х годах прошлого столетия перенесли гонения, как люди, которые не пошли за Филаретом (собственно, благодаря многочисленным письмам и коллективным обращениям верующих Филарет и был снят с руководства УПЦ), — они заслужили такого предстоятеля, как Блаженнейший митрополит Онуфрий.
И сейчас верные канонической Церкви в Украине не купились на «автокефальную морковку» томоса, остались верными заветам русских святых о единстве. Все святые — киевские, почаевские, галицко-волынские, черниговские, холмские, подкарпатские — абсолютно все они считали себя русскими, и мысли ни у одного из них не могло даже быть об «автокефалии Украины».
Украина.ру
КИЕВ. Церковь начала благотворительную акцию ко Дню святого Николая