КИЕВ. Визит Зеленского на Фанар и перспективы закона о переименовании УПЦ
Дмитрий СКВОРЦОВ
У «закона о переименовании церкви, руководящий центр которой находится в стране-агрессоре» есть все шансы быть воплощенным в жизнь.
За четыре дня до местных выборов сразу несколько изданий, близких к источникам в Офисе президента (ОП), сообщили, что после выборов возможно увольнение первого замглавы ОП Сергея Трофимова.Последний не отрицает такой возможности, предполагая, однако, что игра затеяна не Зеленским, а в окружении главы ОП Андрея Ермака. Ну да, царь хороший, это бояре…
Впрочем, не исключено, что все это — санкционированный «слив» упомянутого окружения, чтобы по неизменной традиции всех законно избранных украинских президентов в преддверии выборов завоевать доверие «национально сознательного» электората. Ведь Трофимов давно и последовательно вызывает возмущение этой части общества. Первый его «каминг-аут» состоялся, если не изменяет память, в апреле нынешнего года, когда он охарактеризовал упомянутый закон Украины (проект №5309) как давление на церковь.
Новая редакция закона «О свободе совести и религиозных организациях Украины», напомним, обязывает отражать в названии религиозной организации ее принадлежность, если эта организация «входит в структуру (является частью) религиозной организации (объединения), руководящий центр (управление) которой находится за пределами Украины в государстве, которое законом признано осуществившим военную агрессию против Украины и временно оккупировавшем территорию Украины…». То есть, по логике украинского законодателя, юридически закрепившего агрессию РФ против Украины, Украинская православная церковь (УПЦ) согласно закону (проект №5309) должна называться «Русской православной церковью в Украине».
Но, простите за тавтологию, насколько законно принимать законы, вмешивающиеся в уставные положения церкви в государстве, которое по Основному Закону (Конституции) отделено от церкви? Вопрос риторический. Но ответ на него дан даже в докладе ООН о ситуации с правами человека в Украине (март 2019 г.), где данный закон упоминается как дискриминационный.
Между тем на данный момент закон не вступил в силу, поскольку обжалуется в суде по более прозаичным мотивам: в свое время спикер Парубий по обыкновению несколько раз ставил законопроект на голосование (что запрещено регламентом ВР); само же голосование слишком уж явно изобиловало «кнопкодавством».
Тем не менее, с учетом «независимости» судебной системы Украины от первой ветви власти, есть все основания полагать, что закон может вскоре заработать. Ведь в религиозной политике власти наблюдается сдвиг от «равноудаленности от церквей», которую Зеленский демонстрировал в 2019 г., к курсу на поддержку ПЦУ.Свидетельством тому — приглашение Зеленского Варфоломею посетить Украину и возвращение во власть одного из разжигателей религиозной войны Андрея Юраша — главы департамента Минкульта по делам религий и национальностей времен Порошенко.
Еще весной замглавы ОП Трофимов называл возглавляемую Юрашем структуру «фактором давления на религиозные организации» и задавался вопросом, «почему и зачем» Юраш и его служба «этим занимались». А сегодня стул уже шатается под Трофимовым, и не исключено — усилиями лоббистов вновь облеченного властью Юраша. Теперь — главы новосозданного Отдела по вопросам этнонациональной политики и религий при Секретариате Кабмина Украины.
Возможно, Банковая таким образом заранее прогибается под Байдена,объявившего себя «решительным сторонником» Константинопольского патриархата. Впрочем, и нынешний состав госдепартамента США всячески поддерживал (если не направлял) Варфоломея в его вторжении на каноническую территорию УПЦ и более чем прозрачно намекал Зеленскому, какую церковь любить. Госсекретарь Помпео в рамках визита в Киев уделил предстоятелю ПЦУ куда больше времени, чем президенту Украины. Так что на внешнем контуре игра для Зеленского представляется как беспроигрышная при любом исходе президентских выборов в США.
Но чем же обернется вступление в силу «закона о переименовании церкви страны-агрессора» для межконфессиональной ситуации в стране? Как известно, с уходом Порошенко и его вертикалей и горизонталей власти (всячески обеспечивавших т. н. «добровольные переходы» православных общин в ПЦУ) в целом религиозная война приутихла (за исключением нескольких боев местного значения). А теперь, если власть продавит признание УПЦ неукраинской церковью, это развяжет руки «партии войны», которая по итогам местных выборов фактически добилась реванша в части западных областей, где в основном и наблюдались массовые захваты храмов.
Оставшиеся же на местах «слуги народа» смогут с чистой совестью руки умыть. Ведь как можно противостоять «воле народа», возжелавшего иметь«церковь украинскую» вместо «церкви врага» (именно так именуется Украинская православная церковь на подконтрольных Порошенко телеканалах). А в том, что «волю народа» обеспечат воспрянувшие духом профессиональные «активісти» и национал-радикальные формирования, можно не сомневаться.
Риторика, которой лидеры движения реванша будут сопровождать возобновление бойни, также известна. Мы помним, как даже на международной конференции экс-президент объявлял, что «Русской церкви нечего делать на Украине»: «Домой. В Россию!».
Что уж говорить о лексиконе т. с. внутреннего пользования: там были и«церковники в погонах ФСБ», «распальцовка Московского патриархата», и«молитвы за Путина», и «за поребрик»…
Теперь всему этому можно будет придать видимость законности. Ведь еще на стадии прохождения законопроекта №5309 через комитеты парламентарий (она же кума Порошенко) Оксана Билозир пояснила, что «УПЦ (МП) в природе не существует, и это надо закрепить законом». И тут же еще железобетонная «богословская аргументация»: «Ибо так сказал Всесвятейший Варфоломей».
Как показал визит Зеленского на Фанар, к подобному пониманию «отделения государства от церкви» (главное — от иностранной церкви) приходит и нынешняя власть. А это значит, что у закона №5309 есть все шансы на жизнь.
www.2000.ua
Митрополит Антоний о том, что стоит за терактами во Франции
ЦЕТИНЬЕ. Отошел ко Господу Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий