КИЕВ. ВЕСТИ: “Нечто вроде политрука”. Священников позовут в СБУ
01.10.2020
announcement1, news, Нарушения прав верующих, Церковь и власть, Церковь и СМИ
Глава юридического отдела УПЦ назвал новый законопроект о капелланстве вмешательством в религиозную жизнь.
В Раду подан законопроект, регламентирующий деятельность капелланов — священников, которые ведут душпастырскую опеку солдат украинской армии.
Пресс-служба УПЦ публикует анализ газеты “Вести”, что изучили его, обнаружив несколько “узких” мест: от подчиненности капелланов военному руководству и до необходимости согласовывать кандидатуры священников со спецслужбами.
“Согласован с СБУ”
Авторы проекта, депутаты Сергей Шахов (“Наш край”) и Михаил Волынец (“Батькивщина”), определили капелланам функции: душпастырскую опеку солдат, проведение богослужений, торжественных и поминальных мероприятий и т. п. По задумке, капелланы должны иметь высшее духовное образование, быть священнослужителями зарегистрированной религиозной организации, знать государственный язык и быть “принятыми на работу на должность военного священника (капеллана) в военной части (подразделении)”. Работать они будут по трудовому договору, а оплата им положена на уровне не ниже майора ВСУ и будет осуществляться из бюджета.
И тут первое “узкое” место: по задумке, перед принятием на работу капелланы должны будут пройти “согласование” с органами СБУ (“Центральным управлением или региональными органами СБУ, органами военной контрразведки”). Также прописан возможный допуск капеллана к гостайне. Аналогичные требования к военным капелланам “резерва”, разница в том, что они будут выполнять обязанности “на общественных основаниях”.
“Это неоправданное вмешательство в удовлетворение религиозных потребностей верующих. Священнослужитель не имеет допусков к гостайне (есть ведь определенный перечень таких должностей, который утверждается спецслужбами). Скорее всего, они хотят согласовывать кандидатов, чтобы получить ручное управление на вопрос назначения капелланов, — говорит “Вестям” протоиерей Александр Бахов, глава Синодального юридического отдела УПЦ. — Те священники, которые не нравятся им по каким-то причинам, получат отказ“.
А политолог Алексей Якубин видит в проекте еще и идеологическую функцию. “Для военных капеллан выполняет роль идеолога, или “политрука”. Так подспудно запускается милитаристская идеология в религиозной оплатке, — считает он. — Кроме того — и это важно! — в нынешнем виде проект не соответствует Конституции, ведь капелланы в нем превращаются в госслужащих, что нарушает принцип разделения светской и духовной власти“.
“Что-то вроде психолога”
Следующее “узкое” место — подчиненность капелланов. Законопроект предлагает ввести институт должностных лиц в составе Минобороны и ВСУ, которые будут отвечать за военное духовенство. “Они осуществляют взаимодействие с военными капелланами и профсоюзной организацией объединения капелланов ВСУ“, — говорится в проекте.
Работу священников в армии будет обеспечивать капелланская служба (“Служба военного духовенства”). А в ее структуру будут входить сотрудники ряда департаментов и управлений: по образованию, науке, соц- и гуманитарной политике МОУ; по морально-психологическому обеспечению ВСУ.
Отдельно прописано, что капелланы никоим образом не могут вмешиваться в военную деятельность, так же, как командование военной части не сможет “выполнять религиозные обряды (культы)”. И — важнейший момент: религиозным организациям, делегировавшим капелланов, запретят каким-либо образом вмешиваться в их действия.
“Это принципиально важный момент, против которого протестовали УГКЦ и ПЦУ год назад, когда аналогичный проект пытались принять в парламенте, — напомнил “Вестям” религиовед Алексей Смирнов. — Церкви видят в этом посягательство на свои права, ведь священник должен вести свою деятельность в религиозной плоскости, а не превращаться в “политрука”. Речь о независимости капелланов“.
Отец Александр Бахов поясняет: при нарушении связи между священником и его церковью, первый становится де-факто военнослужащим, который выполняет не то религиозные, не то психологические функции.
“Все равно, что отрезать кусок водопроводной трубы и передать его кому-то: вроде, и труба, вроде, и для воды, но самого главного-то в ней нет, — образно поясняет он. — И в военном, и в медицинском капелланстве УПЦ всегда обращает внимание: капеллан — это священнослужитель, который осуществляет духовную опеку в контакте со своей церковью. К тому же что делать, если по моральным принципам человек больше не может быть священником? Он ведь останется “госслужащим”, будет исполнять функции“. Последнему вопросу, к слову, в проекте закона таки уделили внимание. “Материнская” организация может отозвать своего священника — и он утратит право быть капелланом.
“Кто тут за Московскую церковь?”
Еще один момент, вызывающий вопросы, — это определение конфессиональной принадлежности капеллана. В принципах действия должностных лиц (тех самых, ответственных за капелланов в армии) прописано равенство представителей всех вероисповеданий, т. е. капелланами могут стать и представители нехристианских религий. А вот как делить части между капелланами, представляющими, скажем, иудеев и мусульман (а ведь их представители тоже воюют на востоке), не очень ясно: в проекте прописано, что “если в военной части есть две или больше должности капелланов, они могут быть заполнены представителями различных религиозных организаций с учетом определенной преимущественной конфессиональной принадлежности личного состава”.
До 2017 года представители УПЦ служили капелланами на равных с другими конфессиями. Потом начались попытки со стороны Генштаба сформировать круг лояльных капелланов, которые работали бы с военнослужащими. “И в этот момент со стороны УПЦ начались жалобы. Речь о дискриминации: на руководство частей, что просили прислать им священников УПЦ, давили, чтобы те меняли запрос на УПЦ КП или вовсе на грекокатоликов“, — говорит “Вестям” Смирнов.
Итог таков: сегодня более половины капелланов на фронте — от ПЦУ, примерно треть — от УГКЦ, остальные — римокатолики и “остатки” — УПЦ КП (выпали из приоритета после создания ПЦУ). От УПЦ служит всего один капеллан, замглавы Синодального отдела УПЦ по взаимодействию с Вооруженными силами протоиерей Вячеслав Яковенко, который в зоне боевых действий находится периодически с сентября 2014-го. “Нам в ВСУ отвечают: “В личном составе нет верующих вашей церкви, потому нет потребности в священнике”. Но ведь УПЦ — самая большая церковь, она насчитывает 13 тысяч приходов. Не может не быть наших верующих: мы-то знаем, что они просят благословения перед тем, как идти служить. Молебны просят проводить, — говорит “Вестям” протоиерей Александр Бахов. — Ответ прост: у них в частях проходит “анонимная” система голосования. На деле — строят личный состав и задают вопрос: “Вы хотите ходить в “церковь Московского патриархата?”. Вы думаете, после того, как вопрос ставится именно таким образом, много найдется желающих подвергнуться насмешкам, буллингу и предвзятому отношению со стороны администрации?“
Управделами УПЦ, митрополит Антоний летом призывал власти устранить этот дисбаланс, поскольку “речь не о том, что мы защищаем какие-то свои интересы, а о духовном состоянии людей, которых призвали в армию”.
Помощник и машина с водителем
В то же время есть в проекте позитивные моменты. Так, обязанность подготовить “мобильные (полевые) культовые сооружения” и рабочее место для капелланов “с мебелью и оргтехникой” возлагается на командиров военных частей. Они же предоставляют машину с водителем (либо капеллану компенсируют издержки на собственное авто). Священникам гарантировано право посещать гауптвахты и военные госпитали, чего не было в предыдущих проектах. А также предусматривается должность “помощника военного капеллана” — их будут набирать из числа военнослужащих или персонала ВСУ, “который выявил личное желание” работать с капелланом.
По ходатайству священника солдата закрепляют за ним, а в функции будет входить организационная и иная помощь, а также защита в случае опасности. Брать в руки оружие или выступать участником боестолкновений (комбатантом) капелланам строго запрещено: за это их могут моментально разжаловать. Кстати, примечательно, что в случае участия военной части или подразделения в боевых действиях соцзащита ее капеллана дополняется положениями согласно статусу “участник боевых действий”.