Дмитрий Скворцов. Девять месяцев президентства Зеленского: Как «равноудалённость от церквей» породила чудовище
27 февраля Кабмин Украины утвердил на должности главы госслужбы, отвечающей за религию кандидатуру Олэны Богдан – креатуру соросовских фондов и протеже министра украинской культуры Бородянского (в свою очередь, человека олигарха Пинчука – лучшего украинского друга того же Сороса). Достаточно сказать, что по результатам собеседования с конкурсной комиссией министерства Богдан (сменившая фамилию с неблагонадёжной Богданова) заняла лишь третье место. По мнению коллеги Виктора Бобра, даже в своих «исследованиях» социолог Богдан умудрилась демонстрировать явное предпочтение «автокефалии церкви Украины». И это понятно – Богдан и раньше «вскрывала» «реакционный характер» канонического Православия.
Разумеется, данное назначение не могло состояться без ведома Офиса президента, учитывая, что премьер Гончарук после нескольких «залётов» (утечка данных о зарплатах в правительстве, прослушка с саморазоблачением «профана» и выявлением «тумана в голове президента») пребывал на крючке у Зеленского.
Так совпало, что того же 27 февраля с демаршем в отношении канонической Церкви выступил украинский МИД. В связи с визитом предстоятеля УПЦ (МП) митрополита Онуфрия в бушующую Черногорию посольства Украины в Сербии и в Черногории одновременно выступили с антиконституционными заявлениями.
Здесь нужно отметить, что МИД, это какой-то заповедник профессиональных порохоботов – то ли необходимое количество более-менее квалифицированных соросят не вырастили за 30 лет незалежности, то ли – и это ближе к правде – Зеленский и здесь боится тронуть субстанцию из массы «заслуженных патриотов, зарекомендовавших себя в гибридной войне с коварным агрессором по всему миру».
Так вот, по мнению украинских дипломатов, предстоятель единой соборной Церкви в Украине не имеет права комментировать проблемы, с которыми столкнулась ТА ЖЕ единая соборная Церковь в Черногории. То есть, его же – митрополита Онуфрия единая Церковь. Ну, потомственные прохвессионалы из украинского МИД глубже разбираются в экклекзиологии и каноническом праве, нежели какие-то там митрополиты (в том числе Черногорский, собственно, и предоставивший трибуну своему киевскому собрату). Следует понимать, каноническое право и вытеснило из скромного мыслительного аппарата дипломатов право конституционное. По которому в Украине церковь отделена от государства. А значит, ретивые дэржслужбовци превысили полномочия, что карается по закону.
Более того, посольство не придумало ничего лучшего, чем, характеризуя церковные полномочия предстоятеля УПЦ (МП), цитировать пресс-службу совершенно иной деноминации. В частности то, что «единственным предстоятелем автокефальной Украинской православной церкви, митрополитом Киевским и всей Украины… является Его Блаженство Митрополит Епифаний».
Наконец, на странице посольства Украины в Монтенегре (раз уж власти данной страны не смущает англоязычное название представительства, а не на государственном языке Черногории) сообщается, что «такие митрополиты, как Онуфрий, являются просто прошедшими инструктаж чиновниками политических и военных кругов».
ОВЦС УПЦ (МП) в обращении к внешнеполитическому ведомству заявил, что посольство в Черногории «вышло за пределы полномочий и функциональных обязанностей этой структуры исполнительной власти». МИД же в ответ лишь поддержал действия своих представителей: УПЦ (МП) была охарактеризована как субъект «агрессии РФ против Украины, которая происходит в разных измерениях», и «на этот раз ее объектом стали наши коллеги-дипломаты, работающие в Черногории».
«Обнародованные Посольством оценки отразили восприятие украинских межконфессиональных отношений в государстве пребывания», – говорится в комментарии МИД. Нет, это не совсем белиберда. Имеется в виду, что посольство Украины в Черногории перепечатало на своей странице пасквиль на УПЦ (МП) какого-то местного «джукобота», выдав его за всеобщее (следует понимать) отношение черногорцев к канонической Церкви в Украине. То есть – к своей же единой соборной Церкви, но той её части, что действует в Украине.
О том, каково на самом деле «восприятие украинских межконфессиональных отношений в государстве пребывания» свидетельствует то всеобщее ликование, с которым сто тысяч участников ежегодного Крестного хода встретили предстоятеля ИХ Церкви в Украине. Поэтому, можно констатировать, что украинское посольство поучаствовало в клевете не только на Церковь, но и на черногорцев. Об этом Киевской митрополии не мешало бы сообщить Черногорско-Приморской митрополии. Что бы и там отреагировали.
Но даже если представить на минутку, что это была не ложь. Дело ли посольства Украины информировать «страну пребывания» о восприятии в ней же чего бы-то ни было? Неужели без иностранных посольств Черногория не в состоянии познать себя сама? Разве функции посольства – не информировать «страну пребывания» о восприятии чего-либо в стране, которую посольство представляет.
Как водится, информационным стуком поддержали МИД униатские ресурсы Украины
Всё это заставляет задуматься, насколько закономерны события конца февраля – спустя 9 месяцев после вступления в должность президента, который обещал не вмешиваться в дела церкви.
И поначалу, вроде бы, так и было.
Время передышки
Если Порошенко, Ющенко и Кравчук в своё время буквально напрашивались на аудиенцию к Варфоломею, то Зеленского – даже наметившего визит в Турцию – пришлось настоятельно убеждать посетить Фанар. Да и сам факт визита – это всё, на что смог согласиться Зеленский, идя тогда на уступки Госдепу. Подготовленное Фанаром и Климкиным ещё совместное обращение президента Украины и Экуменического патриарха подписано не было. «Власть не должна вмешиваться в церковные дела», – пояснил Зеленский на пресс-конференции по итогам бесплодной для Варфоломея встречи.
«Настоятельные рекомендации» Варфоломея Зеленский отмел не совсем дипломатично
В августе полиция открыла уголовное дело против предшественника Богдан на посту главы госслужбы по делам религий Юраша (одного из «прорабов строительства СЦУ») за натравливание СБУ на УПЦ (МП).
Тому же Юрашу явно не желали продлевать полномочия, и во всём этом видели влияние на Зеленского первого замглавы его администрации Сергея Трофимова.
Уже новый глава СБУ Иван Баканов, прихожанин киевского Введенского монастыря, подверг критике слоган предыдущего Верховного главкома «Армия, мова, вера» – как в части веры, так и в части мовы.
Суды и госадминистрации до сих пор продолжают выносить решения в пользу общин УПЦ (МП) сопротивляющихся насильственному переводу в «СЦУ». Да случаи эти не столь часты, но выглядели бы совершенно фантастическими ещё год назад. Административный суд Киева также запретил СЦУшникам ликвидировать «Киевскую патриархию» взбунтовавшегося «Филарета».
В общем, как констатировал «митрополит Винницкий СЦУ Симеон», «процесс перехода (общин в «СЦУ») остановился» из-за «политического фактора»: «Ведь как бы президентом стал не тот человек, который поддерживал эту идею (автокефалии). Этот президент заявляет как бы нейтральную позицию по отношению ко всему. Мы не знаем, как будет в дальнейшем, но это также один из факторов».
Но, похоже, в том то и дело, что «как бы».
Ибо совершенно в другом измерении «работало» правительство, представленное в большей степени не людьми Коломойского и кавээнщиками, а грантоедами.
И снова бой?
Тот же Минкульт так и не обеспечил явку своего чиновника Юраша для дачи показаний Нацполиции. Что не удивительно ввиду вышеупомянутого бэкграунда министра.
Последний активизировался сразу после приёма «предстоятеля СЦУ» в Госдепе, что послужило сигналом Вашингтона Киеву – «какую церковь любить». В интервью униатскому ресурсу Бородянский вдруг заявил, что поддерживает, казалось бы, похороненный судом и забытый порошенковский закон о переименовании УПЦ (МП) – дичайший по своей юридической несуразности и, разумеется, антиконституционности.
Подчинённые услышали и взяли под козырёк. «Пока победы (над здравым смыслом, – Д.С.) у нас нет. Но в ближайшее время мы активизируемся в этом вопросе», – заверила заместительница министра.
А в это время её начальник (по собственному признанию, «слабо верующий человек») уже рассуждал о действенности и действительности «таинств наделения благодатью» тои или иной конфессии, если «благодать» эта «пресуществляется»… государством. К примеру, если пребывая в неканонической структуре, «верующие не могут реализовывать свои религиозные права в тот способ, которым они хотели – в канонической Церкви», то они… Нет, не обязательно должны искать истинную Церковь, где могли бы «реализовывать свои религиозные права» – на действенность крещения или причастия. «Потребности верующих в реализации своих прав обеспечит»… дэржава! Как? «Для того чтобы Церкви стали каноническими, им предложили объединиться и создать единую поместную Церковь». То есть, «с точки зрения права людей на свободу вероисповедания и права людей реализовывать свои религиозные потребности в канонической Церкви, то, что произошло (объединение государством неканонических образований с последующим наделением их «томосом» из Стамбула) - это реализация этих прав». Более того, это не вмешательство государства в дела церкви, а наоборот: «Это прямо записано в законе, что государство обязано обеспечивать реализацию прав людей на свободу вероисповедания, реализацию религиозных потребностей». То есть государство просто обязано было пресуществить безблагодатные «таинства» в «благодатные»!
Понесло «Остапа» и в область канонического права. Членом православной общины (имеющим право голосовать за её переход в ту или иную юрисдикцию), оказывается, совсем не обязательно может быть человек, исповедующий Символ веры, участвующий в таинствах и жизни прихода, прихожанин, чьё имя священник без запинки называет при причастии или отпущении грехов и, наконец, кого сама община признаёт «своим». Нет. «Если верующий человек решил, что он хоть на процент имеет отношение к этой религиозной организации, то он уже может, на мой взгляд, голосовать и принимать решения, как эта община будет дальше жить, – растолковал основы катехизиса известный покровитель украинских экстрасенсов. – Это же фундаментальное право людей (во как, даже! – Д.С.), которые живут в этой местности, самостоятельно решать, куда они себя относят точки зрения религии. Это фундамент, на котором вообще стоит свобода вероисповедания». И наконец, «не функция священника – определять, кто является, а кто не является его верующими: он переходит границу, если он говорит “ты правильный, а ты неправильный”». Да-да, это функция министра культуры, молодёжи и спорта (в Украине эти родственные с теологией отрасли совмещены).
Этот подтянутый во всех отношениях человечище отвечает и за украинский спорт, и за молодёжную культуру, и за религию (чтобы два раза с кресла не вставать)
А что благодаря вышеописанным «захожанам» (раз в год ковбасу на Паску посвятыты) в Украине сейчас религиозная война, так не война это вовсе. А так, «сложные диалоги». На фоне, в целом «консолидации верующих».
Именно за «консолидацию украинцев» благодарил Варфоломея замминистра иностранных дел Боднар. Ну и за «усилия, направленные на признание православной церкви Украины сестринскими поместными церквями». Ну совсем не открытое благоволение одной из многочисленных конфессий и деноминаций Украины. И ни разу не игнорирование мнения самой крупной из них – протестующей против кровавых способов «консолидации» и ведения «диалогов».
Тогда же, когда каноническая Церковь призывает к подлинному миру, участники соответствующих мероприятий подвергаются подлинным гонениям. Так, врач киевской клиники МВД Лариса Бодзишевская, за 37 лет практики получившая массу благодарственных грамот, уволена в связи с оказанием медицинской помощи участникам велопробега православной общественной организации «Киевский Иерусалим» за межконфессиональный мир в Украине.
И после всего этого Украина входит в создаваемый Госдепом США «Альянс в защиту религиозных свобод». По удивительной случайности, произошло это сразу же после визита главы Госдепа в Киев, во время которого госсекретарь договорился вместе с «Епифанием» отслеживать мифические «нарушения прав СЦУ на оккупированных территориях».
Своей повторной встречей с главной «СЦУ» Помпео ещё раз – более настоятельно – указал «Слугам народа», какая «церковь» в Украине является «канонической».
И похоже, на Банковой начинают понимать «прозрачные» намёки…
Впрочем, Юраш всё равно недоволен. Банально – тем, что «отодвинут» от корыта: «Понимаю: выполнен один из заказов Путина и Московского Патриархата. Я не допущен к руководству стратегически важным органом». За услужение вездесущему Путину (ну не на Помпео же кулачками махать) эпический лузер проклинает и «слепое орудие Кремля» Богдан, и зрадныка Бородянского, и замглавы Офиса президента Трофимова.
Что же, если враги УПЦ (МП) так грызутся, значит не всё ещё так печально для Церкви в Украине.
Тем более, если врагами окажутся не все. Как утверждают злые языки, вышеупомянутый Трофимов, также как и Баканов – прихожанин канонической Церкви.
Не потому ли в субботнем поздравлении Зеленского Варфоломею с 80-летием – ни слова благодарности за «СЦУ»?
Фонд стратегической культуры
КИЕВ. Елена Богдан возглавила Госслужбу Украины по этнополитике и свободе совести