Дмитрий Скворцов. Старцы афонского монастыря, поддержавшего ПЦУ, взбунтовались против Варфоломея
Против Православной Церкви Украины (ПЦУ) выступили самые авторитетные отцы одного из немногих афонских монастырей, поддержавших Варфоломея.
В преддверии Пасхи Отдел внешних церковных связей Московского патриархата опубликовал письмо 12 афонских старцев. Написано оно было еще в марте, но адресовано было исключительно Киноту (совещательному органу Святой Горы). Копии были направлены в афонские монастыри.
Варфоломея – под анафему, Епифания – гнать!
«С большой скорбью и беспокойством мы узнаем о том, что происходит в Православной Церкви в целом по причине неканонического предоставления автокефалии раскольникам Украины без согласия канонической автономной Церкви во главе с митрополитом Онуфрием», – сообщают особо уважаемые на Святой горе старцы.
Они считают, что РПЦ прервала общение с Экуменическим патриархатом, по той причине, что последний, «несмотря на ясное запрещение священных канонов, самовольно предоставил автокефалию, вторгнувшись за пределы своих границ в чужую юрисдикцию». Отцы предупреждают, что «таким же точно образом» разорвут отношения со Стамбулом и «и другие церкви».
Таким образом, по их мнению, «существует угроза расширения и распространения раскола в масштабах подобных расколу 1054 года». В этой связи старцы напоминают Варфоломею, что «даже мученическая кровь не может загладить греха раскола».
«Причина беспокойства и написания настоящего письма лежит в том, что мы, святогорцы, желаем проявить свою решимость и не стать причастниками раскола, подвергнув таким образом опасности наше спасение, – поясняют авторы обращения. – Мы оставили мир и удовольствия мира… дабы улучить милость Божию. Было бы безумием привести в негодность наши труды и чаяния, причащаясь с отлученными украинскими раскольниками, изверженными из сана Русской Церковью, которой они принадлежат три с лишним века».
Афонские отцы приводят целый ряд канонов, запрещающих молиться, служить и даже общаться с еретиками и раскольниками, к каковым они относят созданную Варфоломеем и Порошенко «Православную церковь Украины» (ПЦУ). «Нарушающие эти правила, как поступил патриарх Варфоломей с украинскими раскольниками… извергаются из Церкви», – угрожают анафемой собственному предстоятелю Варфоломею насельники Афона (административно относящегося к Константинопольской церкви).
«Давно известно, что Патриарх Варфоломей не питает особого уважения к священным канонам, которые он нарушал и нарушает», – подчеркивают авторитетные святогорцы, утверждая, что стамбульский патриарх пытается «канонически обосновать» своё вторжение на чужую каноническую территорию, «опираясь на недостаточно образованных или корыстных богословских консультантов». Но аргументы последних «сразу же с шумом обрушиваются».
Как следует из письма, «большинство отцов-святогорцев возрадовались радостью великой, когда подавляющим большинством голосов Священный Кинот принял решение не направлять представителей или даже поздравительного письма на интронизацию раскольника Епифания». И «очень огорчились из-за монастырей, которые оказались [в этом вопросе] в меньшинстве… уступив давлению [Фанара], проигнорировали Ваше [Кинота] решение и приняли участие в интронизации!».
«Точно такие же чувства радости наполнили наши сердца по поводу того, что многие обители воспрепятствовали посещению их «епископами» и «клириками» новой лжецеркви, – пишут старцы. – Но горечь и бесстрастный гнев вызывают те, к счастью, немногие, которые любезно приняли их и/или сослужили с ними!»
В заключение авторы послания просят членов Кинота (т.е. представителей всех монастырей Афона) «запретить доступ указанным раскольникам в наше Святое Место». И напоминают, что «на интронизации «архиепископа» Епифания не присутствовала ни одна [автокефальная] церковь и, несмотря на неимоверное давление, за истекшие три месяца ни одна церковь не вошла в общение с его «церковью».
Наконец, афонские старцы свидетельствуют о «связях [ПЦУ] с украинскими униатами и страшных гонениях, которым при содействии государственных властей они подвергают каноническую Церковь последние пять лет, а, особенно, после признания их Патриархом Варфоломеем, недавних неприемлемыми заявлениями «архиепископа» Епифания по поводу гомосексуалистов и т.п.».
Антипивной путч
Обращает на себя внимание то, что пятеро из 12 авторов обращения (выступающих от имени братств, которые они возглавляют) представляют монастырь Кутлумуш. А ведь именно о нём, как «оказавшемся в меньшинстве» в вопросе отправки представителей Афона на «интронизацию Епифания (Думенко)», говорится в письме.
Если быть более точным, вначале Кутлумуш высказался за направление делегатов от Афона в Киев, но видя, что подавляющее большинство монастырей «против», ушёл в нейтралитет. Тем не менее, на «интронизации» один кутумлушский монах – о. Хризостом – присутствовал. Но не как представитель Святой горы (поскольку Кинот, как мы отметили выше, отказал Варфоломею в призыве направить в Киев официальную группу), а как член Константинопольской делегации.
По источникам «Страны» на Афоне, о. Хризостом – «один из троих, давно прикормленных пивоваром Андреем Мацолой тезок-монахов Хризостомов». На деньги главного спонсора «Киевского патриархата» Андрея Мацолы все они еще в 2016 г. поочерёдно приезжали в Киев по приглашению Георгия Коваленко (перешедшего в ПЦУ бывшего пресс-секретаря митрополита Владимира Сабодана – Д.С.) читать лекции в его «православном университете».
«Теперь, когда они прикормлены, можно и попросить с них дивиденды в виде поддержки ПЦУ, – продолжает источник. – Поэтому один из них, настоятель кельи свт. Иоанна Златоуста при Кутумлуше «пробил» афонскую визу для первой в истории делегации ПЦУ на Святую гору во главе с епископом Павлом Юрыстым».
Как видно, документ заказывался от имени кельи Хризостома
Тогда, в 2016 году, простые иеромонахи были приняты лично премьер-министром, спикером ВР, министром культуры и главой госкомитета по делам религий. Речь шла о поддержке идеи создания «Украинской поместной автокефальной церкви». К этому времени и Верховная Рада и премьер Яценюк уже обращались с соответствующими прошениями к Варфоломею.
И в том же году вышеупомянутый Хризостом уже причащал в своей келье служителей Киевского патриархата, прибывших в скит Кутумлушского монастыря в составе паломнической группы во главе с братом Андрея Мацолы, соучредителем «Першої приватної броварні», нардепом от БПП Романом Мацолой.
«Ни в одном из монастыре Афона Киевский патриархат ко Причастию не допускали ни под каким предлогом, поэтому видимо и причащали тайно где-то на келье, – поясняет наш источник. – «Вошли в положение», так сказать. И вряд ли бесплатно. Как говорится — любой каприз за ваши кошты, без оглядки на установленные правила Церкви».
Ситуация изменилась после дарования Фанаром Томоса.
28 февраля на очередном заседании Кинота представители четырех монастырей (Великой лавры, Ивирона, Эсфигмена и всё того же Кутлумуша) заявили, что пора допускать на Афон ПЦУ, поскольку это предписывается предстоятелем их поместной церкви Варфоломеем. Однако остальные монастыри с этим активно не согласились. Так, 26 марта, когда Кинот получил уведомление из Константинопольской патриархии о предстоящем приезде группы служителей ПЦУ во главе с митрополитом Михаилом Зинкевичем.
Эпистасия (исполнительный орган Афонской монашеской республики) не выдал им официальное разрешение на служение. Следует отметить, что Эпистасию сейчас составляют представители монастырей Хиландар, св. Павла,
Григориат и Ксиропотам, которые категорически не признают ПЦУ. Настоятель же Кутлумуша благословил в случае появления представителей ПЦУ позволить им приложиться к иконам в храме. Но в допуске к служению отказать.
Обитель Кутумлуш изнутри
Однако даже с такой компромиссной мерой некоторые насельники Кутумлуша не согласились. В конце концов, позиция игумена обернулась скандалом. Случилось это 13 апреля, когда некий иеромонах родом из Украины Паисий Криль привел в Кутлумуш трех состоятельных прихожан ПЦУ. Их там причастили. Когда же один из русскоговорящих послушников выяснил, кто это такие, то прямо на трапезе объявил о том братии. Тогда к нему подошёл один из вышеупомянутых Хризостомов (но не тот, что был на «интронизации Епифания») и «популярно объяснил, что это друзья монастыря, а что раскольники, так это личное мнение этого русского».
И всё же, судя по «письму двенадцати», мнение о служителя ПЦУ как раскольниках – не частное даже в поддержавшем (пусть и пассивно) Варфоломея Кутлумушском монастыре. Это означает, что Фанар не только так и не обрёл поддержку мирового православия в украинском вопросе, но встречает все более жесткую оппозицию в пределах собственной канонической территории и, главное, в её святыне – Афоне.
Ранее сообщалось, что новоизбранный президент Украины Владимир Зеленский во вторник, 30 апреля, встретился с предстоятелем УПЦ митрополитом Онуфрием. Владимир Зеленский и митрополит Онуфрий (на фото ниже) отметили, что «государство и Церковь должны приложить максимум усилий для налаживания мира и восстановления единства Украины».
Помимо этого, в тот же день Зеленский встретился с главой ПЦУ. На встрече с Епифанием новоизбранных президент обсудил войну на Донбассе, коррупцию и «разграничение» сфер влияния. Зеленский и Епифаний сошлись на том, что Церковь должна молиться, а государство — делать все, чтобы все регионы страны жили в мире и покое.
ЖЕНЕВА. На саммите ООН заявлено о необходимости усиления защиты прав верующих УПЦ