САН-ФРАНЦИСКО. Участники совещания духовенства Западно-Американской епархии РПЦЗ выразили поддержку УПЦ
Мы, духовенство Западно-Американской епархии, преданные смиренному служению Евангелию Христову и послушные Его Церкви, собравшись на три дня, в присутствии мироточивой «Гавайской» Иверской иконы Божией Матери, на нашем великопостном пастырском совещании, кротко обращаемся к нашей верной пастве и всем благочестивым православным христианам. Стоя, как мы стояли в эти дни, перед чудотворной иконой, окруженные толпой верующих из разных стран – из Америки, России, Украины, Греции, Румынии, Сербии, Сирии, и многих иных мест – пришедших поклониться перед Божией Матерью и молиться вместе с нами в духовном единстве, мы не могли не почувствовать, в одно и то же время, великую благодать Господа Бога нашего, призывающего всех людей быть вместе, в объятии Его святых, а в то же время, великую скорбь Его народа, столь многие из которого сейчас страдают из-за нападений на единство Церкви, которые мы видим в наши дни.
Итак, мы чувствуем себя вынужденными обратить наш голос к вам, верующим, с духовной ясностью и поощрением прохождения по истинному пути, дабы никто не был бы оставлен в мимолетном отчаянии, и дабы все смогли бы сохранить свою твердую надежду на милость Божию и Его щедроты, которые «не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось» (Плач Иеремии 3,22). Как епархия, мы выражаем полную поддержку Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и пребываем в добросердечном послушании определениям и заявлениям нашего Архиерейского Синода, мы выражаем нашу полную уверенность в правильность определений Священноначалия, разъясняющих истинный путь Церкви в эти бурные времена. Нам они выразили необходимость непреклонной верности традициям, переданным нам нашими предками, а именно, что мы должны искать твердую опору, и никогда не поддаваться лишь человеческому авторитету или каким-либо махинациям в вопросах православной жизни. В связи с этим, мы проливаем слезы по поводу пародии, недавно выявленной на священной Украинской земле, где единственная каноническая Украинская Православная Церковь, под исповедническим руководством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, вместе с его сподвижниками, понесли тяжкий крест глубоких страданий чрез анти-канонические действия Константинопольского Патриархата. Наши сердца изливаются кровью за наших братий и сестер, претерпевающих эти события, и мы взываем ко всем православным народам горячо молиться за Блаженнейшего митрополита Онуфрия, и за его собратьев-архипастырей, и за всех страждущих православных христиан на Украине и во всякой стране.
Нам известно, что в мышлении некоторых людей, реальные или видимые «политические» мотивы событий на Украине достаточны для того, чтобы утверждать, что все это — дело второстепенное, по сравнению с стремлением достичь высокого уровня православной жизни в других местах в мире, и, следовательно, мы сознаем сильное тяготение изъяснить, для духовной пользы всех верующих, что те вопросы, определенные нашим Синодом, Священным Синодом Московского Патриархата и сонмом других авторитетных лиц, учреждений и собраний среди отдельных Поместных Церквей, имеют прямое отношение к духовному состоянию православных христиан по всему миру. Это особенно относится к положению в диаспоре, где мы сильно ощущаем близость и связь с нашими собратьями в других Поместных Церквах и юрисдикциях, с которыми мы живем бок-о-бок, которые стоят рядом с нами перед нашими святынями, и с коими мы возносим общие молитвословия к таким светильникам зарубежной жизни как святитель Иоанн, архиепископ Шанхайский, Сан-Францисский чудотворец.
Нынешнее грустное положение произошло по причине того, как определили наша и другие Церкви, что бывшая великая Константинопольская Патриархия выступила далеко за пределами любых экклезио-политических рамок приличия, и предприняла действия, противоречащие некоторым фундаментальным принципам Святого Православия. Как может любой благочестивый христианин не проливать слезы о созыве неканонического Собора? Или о том, что один из Патриархатов заявляет, ложно и без какого-либо авторитета, что церковно-отлученные и анафематствованные раскольники являются «реабилитированными», а потом вступает в Евхаристическое общение с такими людьми? Или утверждать, что миряне без всякого православного рукоположения являются не только клириками и служителями Святых Таин, но одного такого мирянина-раскольника даже называть «Первосвятителем» новой пара-экклиазистической структуры, которая по декрету одного лишь Патриархата провозглашается «автокефальной церковью»? К сожалению, это только часть перечня преступлений против самой сущности Православия, о чем свидетельствуют нынешние действия Константинопольского Патриархата; и, как пастыри, служащие в приходах этого разнообразного региона западной Америки, мы сознаем, что они являются насущной угрозой верующим по всему православному миру, т.к. то, что выдается за «Православие», в действительности является глубоко несогласным с истинной Православной жизнью. Ложь, представляемая как истина, способна лишь вводить людей в заблуждение.
Мы сознаем, как наши епископы и столь многие другие нам разъяснили, что действуя подобным образом, Константинопольский Патриархат предпринял эти шаги с целью расширения своего преувеличенного, ложного представления о своем месте в Православном мире. Несмотря на то, что в течение многих веков, Православное oikoumene (Вселенское сообщество), по братскому соглашению, даровало Константинопольской Церкви место особого почета среди Поместных Церквей, признавая Ее «первой среди равных» (primus inter pares), и в духе братского содружества, предоставляя Ей некоторые привилегии, соответствующие признанию Ее таковой своими собратьями, все это было основано на условии Ее соблюдения православных канонических норм и традиций. Для тех, православных, которые сейчас ставят себе вопрос: не является ли авторитет Константинопольской Патриархии настолько особым, что это оправдывает Ее нынешние действия, мы чувствуем, что это наша пастырская обязанность разъяснить, что когда какая-либо Патриархия отступает от твердого стояния на основе канонической православной жизни, Ее авторитет утрачивается, вместе с потерей возможности совместной жизни среди других Православных Церквей. Мы глубоко поражены тем фактом, что Константинопольская Патриархия с недавнего времени, заявила в официальных документах и заявлениях, что Она является «первой без равных» (primus sine paribus), что другие Церкви «обязаны» подчиняться Ей, и что Она, как бы по какому-то онтологическому праву Ее существования, обладает каким-то авторитетом над другими Поместными Церквами. Это – заблуждение и ложь, что видно из отсутствия поддержки любой из Поместных Церквей по поводу таких претензий. Тем более это является трагичным, когда мы видим «легитимизацию» раскола, утвержденную единолично, которая в иных странах привела к преследованиям и незаконному захвату храмов, и столь многим другим страданий.
Константинопольский Патриархат, действуя таким образом, ясно уже не говорит от имени всей Православной oikoumene. Ради всех наших верующих, мы должны ясно провозглашать истину: те, которые были анафематствованы Церковью остаются анафематствованными; находящиеся в расколе остаются в расколе вплоть да раскаяния и возвращения в тот Патриархат, от которого они раскололись; «рукоположенные» в расколе не являются рукоположенными и не могут считаться клириками; ложное «экклизиологическое» образование, составленное из раскольников не является «церковью» и не будет признано таковой; и Патриархат, который выступает вопреки мнению всех Поместных Церквей, составляющих само Тело Церкви, продолжает настаивать на своей собственной воле и требует рабского повиновения ему со стороны всех, ни в коем случае не может считаться «Вселенским», даже если, в прошлом, он являлся достойным такого признания. Это и является причиной, по которой наша Церковь не может продолжать находиться в евхаристическом общении с Константинопольским Патриархатом. Это – глубоко печальное положение, однако оно, несмотря на все, является совершенно оправданным и правильным, при существующих тяжелых обстоятельствах. Пока не произойдет коренного изменения в позициях Константинопольского Патриархата, мы будем следовать учению Первоверховного Апостола Павла: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» (Рим. 16,17). Пред лицом открытого объявления, что находящихся в расколе нужно признать Православными, мы не можем оставаться в единении с теми, которые не подчиняются голосу Церкви.
По этой причине, мы сознаем необходимость призывать всех к углублению молитв за тех, кто затронут этой весьма тяжелой ситуацией. Обращаемся ко всем нашим верным прихожанам: молитесь за единство Церкви, объединенной стоянием за правду; молитесь за Блаженнейшего митрополита Онуфрия и за верующих на Украине в ваших домашних молитвах, также как мы молимся вместе за них на наших богослужениях; откройте ваши сердца в сострадании к тем, которым угрожает раскол и противостояние, дабы Бог излечил бы раненных и восставил бы сокрушенных сердцем. И тогда, братия и сестры: Стойте смело! Не будьте малодушными, и да не ослабеет вера ваша. Да, мы сейчас видим «дни бедствия» (Пс. 49,5), однако Бог никогда не оставляет Свою Церковь, и с несокрушимой преданностью к нашим священным традициям, с сердцами не ограниченными горечью или отчаянием, мы узрим в определенное время, что Господь мира Сам излечит всякую болезнь раскола, очищая Свою Церковь, сохраняя Ее безупречной и непорочной в сем мире и в будущем.
КИЕВ. Верховный суд Украины закрыл производство по делу о предоставлении Томоса