МОСКВА. Научно-церковный форум в Свято-Тихоновском университете обсудил новейшие вызовы Православию
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
25-26 февраля в Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном университете (г. Москва) прошла Международная научно-практическая конференция «Причины и вызовы текущего кризиса межправославных отношений». В рамках этого мероприятия российские, украинские и другие зарубежные эсперты обсуждали проблемы, связанные с антиканоническими действиями Константинопольского патриархата.
Научно-церковный форум начался с Божественной литургии в Князь-Владимирском храме, которую возглавил ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий. Он же произнес и приветственное слово к участникам. В нем владыка отметил, проблему автокефалии на Украине следует рассматривать как «вопрос о каноническом праве в целом». Нынешний кризис вновь подчеркнул необходимость «создания единого правового поля», после чего только и станет возможным «конструктивный разговор о тех или иных вопросах, возникающих в рамках жизни современных православных христиан», в том числе и “вопрос о первенстве в Церкви”, являющий “лишь одной из сторон глобальной проблемы”. Расколы в Православной Церкви архиепископ Амвросий пояснил прежде всего политическими мотивами, а поддержку действий Константинопольского Патриархата на Украине, которую приходится встречать в грекоязычных Церквах, – “незнанием истории 90-х годов в Украине, нежеланием заглянуть в корень этого раскола, уяснить, что же послужило причиной всему тому, что своей широкой волей попытался «уврачевать» Константинопольский Патриарх”.
Состав участников конференции и обсуждаемых вопросов был следующий.
Протоиерей Владислав Цыпин (Московская духовная академия):
“Причины и природа кризиса, вызванного антиканоническими действиями Константинопольского Патриархата на Украине”;
протоиерей Вадим Леонов (Сретенская духовная семинария)
“Экклезиологический кризис в жизни современной Православной Церкви и пути его преодоления”;
Андрей Владимирович Шишков (Общецерковная аспирантура и докторантура)
“Экклезиологические причины церковного кризиса в отношениях между Константинопольским и Московским Патриархатами”;
иерей Павел Ермилов (ПСТГУ)
“Украинская автокефалия как начало реформы регионального уровня церковной структуры”;
Павел Владимирович Кузенков (МГУ)
“Вселенская Церковь в православной традиции”;
Михаил Вячеславович Грацианский (МГУ)
“Экклесиологические источники современных претензий Константинополя на первенство в Православной Церкви”;
Георги Тодоров (София)
“Тысячелетнее противостояние: смысл и промысл церковного конфликта на Украине”;
протоиерей Дарко Джого (Богословский факультет в Србинье, Босния и Герцеговина)
“Украинский вопрос и межправославный кризис глазами сербских богословов”;
протоиерей Джон Уайтфорд (РПЦЗ, Техас, США)
“Взгляд на церковное разделение из США”;
Афанасий Георгиевич Зоитакиса (МГУ)
“Восприятие современной политики Фанара в греческом обществе”;
Был зачитан доклад афонских монахов Паисия и Епифания на тему
«Текущий церковный кризис и его богословские предпосылки».
Профессор Московской духовной академии, протоиерей Владислав Цыпин обратил внимание на удручающе низкий уровень аргументации, представленной Фанаром для оправдания своего беззаконного вторжения на территорию Украины. Он привел цитаты из речей иерархов Константинопольского Патриархата, которые красноречиво свидетельствуют о провокационно-демонстративном отступлении Фанара от разделяемой другими поместными Церквами канонической традиции. По мнению профессора, подобные высказывания «оказываются несовместимыми с тем положением в Православной Церкви, которое по традиции признавалось за Константинопольским Патриархатом, наносят невосполнимый урон его авторитету и делают невозможным для Русской Церкви единодушие и братское общение с ним».
В выступлении доцента Сретенской духовной семинарии, протоиерея Вадима Леонова, были изложены основные отступления Константинопольского Патриархата от Православия, проявившиеся в конкретных действиях, документах и публичных высказываниях его иерархов. О. Вадим акцентировал на том, что томос для «СЦУ» полон в себе еретических папистских постулатов, совершенно чуждых православной экклезиологии. Посредством этого томоса легализуется право на вмешательство константинопольских иерархов во внутренние дела не только «СЦУ», но и всех поместных Церквей, которые согласятся признать ее. По словам докладчика, давно уже требуется общеправославная оценка запредельного экуменизма, фактического расизма и ряда других отступлений Константинопольского Патриархата от Православия.
Доцент исторического факультета МГУ Павел Кузенков проанализировал традиции употребления титула «вселенский». Как он отметил, тексты источников свидетельствуют, что как во времена апостолов, так и в святоотеческую эпоху понимание данного термина было совершенно иным, чем это пытаются представить в наши дни. Под «вселенной» (ойкуменой) понималась Римская империя, и понятие «вселенский» обозначало общегосударственный. Более того, «вселенскими» назывались все пять патриархатов – главных кафедр империи, а не один Константинопольский. Эта традиция нашла отражение и в русской практике XVI–XVII вв., когда общерусские соборы носили название «вселенских». В связи с чем историк обосновал полную беспочвенность претензий Константинополя на глобальную юрисдикцию, якобы вытекающую из его древнего титула.
И. о. настоятеля храма Живоначальной Троицы на Алексеевской г. Москвы, протоиерей Ростислав Ярема, сделал обзор церковных расколов в украинском Православии в XX–XXI веках. Опираясь на документы, докладчик убедительно продемонстрировал антиканоничность и безблагодатность современных автокефалистов, равно как и тупиковость еретического пути Константинопольского патриарха, вступившего с ними в общение.
Еще один выступающий, настоятель храма св. Ионы Ханькоуского в г. Спринг (штат Техас, США), протоиерей Джон Уайтфорд, произнес доклад «Взгляд на церковное разделение из США». В нем отмечалось, что в Соединенных Штатах не менее интенсивно, чем в России, переживается разделение с Константинополем и разрыв евхаристического общения с ним. Американское православие существует в виде множества переплетенных церковных юрисдикций, и конфликт между несколькими юрисдикциями становится сразу острым. О. Джон также сообщил о том, что в США, в среде греческого православия, присутствует заметная оппозиция политике Фанара. Он провел параллели между агрессивными действиями Фанара на Украине с отступлением от православной традиции со стороны видных греческих богословов в США в их отношении к проблемам гомосексуализма и абортов, высказываемом ими публично и при полном попущении со стороны местной иерархии. Американский гость определил эти параллели как симптоматичные и вскрывающие общий либеральный настрой, характерный для Константинопольского Патриархата». По мнению священниа, модернизм глубоко укоренился в Константинопольском Патриархате, и нынешнее бесчинство Фанара на Украине является одним из ярких проявлений подобного умонастроения.
Профессор Богословского факультета в Србинье (Босния и Герцеговина), протоиерей Дарко Джого, рассказал о ряде недавних выступлений разных современных сербских богословов по проблеме церковного единства и церковного положения в Украине. Он отметил, что для формирования позиции современных сербских богословов решающее значение взгляды отца Георгия Флоровского на киевское богословие XVII века, изложенные им в книге «Пути русского богословия», и концепция “соборности” А. Хомякова, описанная в труде «Церковь одна». О. Дарко подчеркнул, что сербские теологи последовательно считают: выход из межправославного кризиса возможен в собрании представителей всех поместных Церквей, а также в поисках конкретных институтов, которые служили бы выражением принципа церковной соборности.
Профессор ПСТГУ иерей Александр Мазырин в докладе “Фанар и обновленчество против Русской Православной Церкви: исторические уроки и параллели с современной ситуацией” напомнил о действиях Константинополя после победы большевиков, связанные с обновленческим расколом в Русской Церкви в 1920–40-е годы. По словам выступающего, обновленческий раскол был явлением не церковного, а политического характера, равно как и современные автокефалистские расколы на Украине («Киевский патриархат», «ПЦУ-СЦУ» и т. п.). Как и «живоцерковники» 1920-х годов, современные украинские раскольники, возглавляемые анафематствованным М.А. Денисенко, выполняют политический заказ враждебной Православной Церкви власти. Тогда православных («тихоновцев») обвиняли в связях с заграничными врагами советского государства. Сейчас аналогичные обвинения раскольниками выдвигаются в адрес канонической Украинской Православной Церкви. Главной причиной поддержки этих расколов со стороны Фанара является греческий культурно-религиозный шовинизм (так называемый эллинизм), стремление Константинопольского Патриархата утвердить свою гегемонию в православном мире за счет, в первую очередь, дробления Русской Церкви и подчинения себе ее частей. Важнейшую роль играют имели геополитические факторы, подталивающие Фанар на сближение с антихристианскими силами. По глубокому убеждению о. Александра, противостоять агрессии Константинополя и поддерживаемых им раскольников Православная Церковь может силой правды и святости, именно на этом пути она выстояла во времена святителя Тихона. Так и теперь стояние в правде и святости поможет преодолеть переживаемый церковный кризис.
Другие выступавшие с докладами ученые, богословы и катехизаторы также касались аналогичных тем, в частности, полного несоответствия действий Константинопольского патриархата Священному Писанию, апостольским установлениям, постановлениям Вселенских соборов и святоотеческому учению.
Затем состоялся круглый стол, посвященный церковной ситуации на Украине. В заседании приняли участие и прибывшие украинцы, в частности, спикер УПЦ Василий Анисимов, иерей Винницкой епархии Виктора Парандюка и замглавы Союза православных братств Владислав Пустовой. Гости поведали об угрозах, с которыми сталкивается духовенство и верующие на Украине, о настроениях и ожиданиях верующих. Особо подчеркивалась роль внешних сил в украинском церковном кризисе, в первую очередь – Ватикана и униатов, роль политики и коррупции в нем. По образному выражению В. Анисимова, немалую роль сыграли «два ведра денег», в результате чего завертелась вся псевдоавтокефальная карусель.
Участники форума выразили свою поддержку родным по духу, по крови и единой исторической судьбе верным чадам канонической Украинской Православной Церкви во главе с ее Предстоятелем – Блаженнейшим митрополитом Онуфрием.
КИЇВ. Якщо не можеш пробачити — духовна порада Предстоятеля
МУКАЧЕВО. У дільничній амбулаторії села Ільниця звершено водосвятний молебень