Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Элла Никитина. Найдены останки преподобного Андрея Рублева

ЦЕРКОВЬ И КУЛЬТУРА

28.04.2006. МОСКВА. Украинские кинематографисты примут участие в кинофоруме «Золотой Витязь»
XV Международный кинофорум «Золотой Витязь» пройдет с 21 по 30 мая 2006 года в городе Серпухов Московской области. Бессменный президент форума — председатель МОКСПН, народный артист России Николай Петрович Бурляев. Председатель оргкомитета фестиваля — губернатор Московской области Б.В. Громов. Почетными попечителями МКФ «Золотой Витязь» являются Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, полномочный представитель Президента РФ в Центральном Федеральном округе Г.С. Полтавченко, первый заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ Л.К. Слиска, первый секретарь Союза кинематографистов РФ Н.С. Михалков. Фестиваль проходит при поддержке администрации Московской области, Министерства культуры РФ и Министерства иностранных дел РФ.
«Золотой Витязь» — фестиваль странствующий. В разные годы местами проведения кинофорума были города Российской Федерации, проходил он и в Киеве.
В этом году свое участие в фестивале уже подтвердили кинематографисты из Азербайджана, Беларуси, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Грузии, Индии, Италии, Ирана, Казахстана, Китая, Кубы, Кыргызстана, Литвы, Македонии, Польши, Республики Сербской, России, Румынии, Сербии, США, Узбекистана, Украины, Франции, Черногории, Эстонии, Южной Кореи, Нидерландов.
XV МКФ «Золотой Витязь» состоит из семи мини-фестивалей: конкурс художественных фильмов; документальных фильмов; анимационных фильмов; студенческих фильмов; видео- и телевизионных фильмов; детских полнометражных фильмов; телевизионных художественных фильмов (сериалы).
В каждой из семи категорий международное жюри присуждает Золотого, Серебряного и Бронзового Витязя. По решению председателей всех жюри и президента кинофорума присуждается главный приз — лучшему фильму кинофорума любой категории.
Форум позиционируется как фестиваль позитивного кино. Его основной целью является возрождение традиционных для славянской культуры ценностей, утверждение экранными средствами высоких нравственных идеалов. Отсюда и девиз фестиваля: «За нравственные, христианские идеалы. За возвышение души человека». Это не мешает «Золотому Витязю» принимать гостей из самых разных уголков земли. В этом году в программе форума заявлены фильмы мастеров кино, исповедующих почти все религии мира: христианство, буддизм, индуизм, католицизм, протестантство, ислам и иудаизм. Фильмы о жизни иерархов Православной Церкви вынесены в специальные программы: «Подвижники и вера» и «Религия и XXI век».
В конкурсных программах фестиваля зрители увидят лучшие работы, снятые в период 2004-2006 годов: новый фильм известного румынского режиссера Серджиу Николаеску «15» о том, как события 1989 года, когда в Румынии была расстреляна демонстрация, через 15 лет повлияли на жизнь бездомных подростков. Греческая «Ракушка» Фотинии Сископулу — современная интерпретация романа Ф. Достоевского «Кроткая», применимая к жизни в Греции. Индийская картина «Возвращение на родину» Ашутоша Говарикера (мировая премьера) о проблеме «утечки мозгов» индийских специалистов за границу. Среди премьерных картин также фильм иранского режиссера Камала Табризи «Кусок хлеба» и «Кочевник» Сергея Бодрова. Здесь представлен и совместный итало-иранский-английский фильм «Билет на поезд» (режиссеры Эрманно Ольми, Аббас Киаростами, Кен Лоуч). Картина Нурбека Эгена «Сундук предков» (Кыргызстан) перекликается с казахской лентой Сатыбалды Нарымбетова и Аманжола Айтуарова «Степной экспресс». И в той, и в другой ленте с помощью своих друзей-французов герои по-настоящему начинают ценить и любить свою Родину. Польская лента Феликса Фалька «Судебный исполнитель» — притча о противостоянии грешного и праведного в человеке. Эта же тема развивается в венгерской ленте «День после вчера» Атиллы Яниш. Узбекский фильм «Девичий пастух» Юсупа Разыкова расскажет историю о том, как мальчику приходится «стеречь» жену своего брата, уехавшего в Россию на заработки. Также в конкурсе представлены два поэтических, совершенно восточных фильма о народном искусстве, раскрывающем душу нации — узбекский «Вечность» (режиссер Назым Аббасов) и иранский «Свет. Жизнь полная боли» (режиссер Захра Абдулахи). Кроме того, представлены сербская лента Срджана Карановича «Слезы в глазах», фильм Романа Поланского «Оливер Твист» (Франция/Великобритания), «Натянутая тетива» Ким Ки-Дука (Южная Корея), «Доброй ночи и удачи» Джорджа Клуни (США) и другие.
В детском конкурсе будут показаны фильмы: «Моя ужасная няня» (Великобритания, режиссер Керк Джонс), «Рождественский подарок» (Грузия, режиссер Нана Джанелидзже), «Монгольский пинг-понг» (Китай, режиссер Нин Хао) и другие. Куба представлена в анимационном конкурсе фильмом Емели Крус Мендас и Аданое Лимы Круус «Горизонты».
В конкурсе телевизионных художественных фильмов заявлены российские сериалы «Брежнев» (режиссер Сергей Снежкин, в главной роли Сергей Шакуров), «Грозовые ворота» (режиссер Андрей Малюков), «Паломничество в Вечный город» Владимира Хотиненко, польский «Спасенный чудом» Януша Заорского и «О вреде табака» (Сербия, режиссер Петар Зец).
Специальным событием фестиваля станет премьера фильма «Солидарность. Солидарность», созданного тринадцатью польскими режиссерами, среди которых Анджей Вайда и Кшиштоф Занусси. Также пройдет показ фильма Кшиштофа Занусси «Персона нon grata» с участием Никиты Михалкова.
К 60-летию народного артиста России Николая Бурляева в рамках фестиваля состоится творческий вечер и ретроспективный показ фильмов с участием юбиляра и других известных актеров и режиссеров отечественного кинематографа. Зрители увидят фильмы «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Игрок», «Лермонтов», «Военно-полевой роман» и др.
На церемонии открытия фестиваля будет вручена традиционная Премия имени С.Ф. Бондарчука «За выдающийся вклад в кинематограф». В рамках фестиваля пройдут III съезд МОКСПН и международная конференция «Единение славянских культур — альтернатива глобализации».
За 15 лет существования «Золотого Витязя» состоялось 19 международных форумов: 15 форумов кино, 3 форума театра и форум русского боевого искусства. Было показано 3400 фильмов, 100 спектаклей. В форумах «Золотого Витязя» приняли участие около 5000 деятелей кино, театра, боевых искусств и СМИ из 55 стран мира. Открыты 35 киноклубов «Золотой Витязь» в России, Украине, Белоруссии, Сербии, Болгарии, Чехии, Польши, Греции, Финляндии, Китае. Созданы три документальных фильма на киностудии «Золотой Витязь». Несколько лет ведутся программы «Киноклуб «Золотой Витязь» в Сергиево-Посадской телекомпании «Тонус», выпущена серия программ на НТК «Звезда», начаты регулярные программы на православном телеканале «Спас». Выпущен первый в истории России православный курс авторской кинорежиссуры во Всероссийском институте переподготовки и повышении квалификации (ВИППКа) при Роскомкино.
Пресс-служба XV МКФ «Золотой Витязь»/Седмица.Ru

Найдены останки преподобного Андрея Рублева

Элла Никитина

Под алтарем Спасского собора московского Андроникова монастыря найдены останки двух монахов, умерших на рубеже XIV-XV веков. Сергей Никитин, главный специалист Московского бюро судебно-медицинской экспертизы, убежден, что это мощи великого русского художника-иконописца Андрея Рублева и Даниила, сотоварища по монастырю и художеству. Как известно, они скончались друг вслед за другом, почти в одно время, возможно, от какого-то морового бедствия.
Никитин много лет занимается реконструкцией облика человека по черепу и широко известен исследованиями древних останков. Он создал портреты преподобных Нестора Летописца и первого русского врача Агапита, первого игумена Киево-Печерского монастыря Варлаама, княгинь Евдокии (в монашестве Евфросинии) Московской — жены Димитрия Донского, Софьи Палеолог и Елены Глинской — бабушки и матери Ивана Грозного… Значит, скоро мы «увидим» Андрея Рублева, чье лицо, как и большинства исторических личностей российского средневековья, при жизни так и не было никем запечатлено…
«Известиям», первым, Сергей Никитин рассказал, как были обнаружены останки, на чем основана его уверенность.
— Останки найдены благодаря настоятелю Спасского собора протоиерею Вячеславу Савиных. Возрождение храма после десятилетий запустения он начал в 1992 году с восстановления алтаря и престола. В ходе поисков были найдены камни древнего престольного основания, а под ними — случайно — погребение. Олег Ульянов, археолог Музея имени Рублева (расположен на территории Андроникова монастыря. — «Известия»), приступив к исследованию алтарной части собора, обнаружил еще три. Он небезосновательно считает, что под престолом упокоен Андроник, первый настоятель собора. Возможно, в остальных трех могилах похоронены Савва, Александр и Ефрем, последующие игумены. В раскоп тогда спускался сам Патриарх Алексий II… Меня отец Вячеслав попросил подключиться к исследованию через десять лет.
— Работа двигалась так неспешно?
— Были многолетние перерывы. Ульянов покинул раскоп, время от времени там появлялись другие археологи. Останки из тех четырех погребений давно уже подняли наверх. Между тем боковые стенки раскопа осыпались, показалось пятое погребение. Настоятель обращался ко многим специалистам, но безуспешно, отклика не встретил. Один из последних археологов вовсе затянул раскоп пленкой, проступила плесень. Если бы не отец Вячеслав, неизвестные останки могли быть утеряны безвозвратно.
— Почему он попросил помощи именно у вас?
— Дело в том, что древними останками я занимаюсь с восемьдесят пятого года, когда ко мне обратились сотрудники научного отдела истории пещер Киево-Печерской лавры. Потом помогал известному своими открытиями в Великом Новгороде академику Валентину Янину в атрибуции останков. Уже больше десяти лет веду исследования в Архангельском соборе Кремля.
— Тут надо напомнить читателям об этом скорбном сюжете, наша газета в свое время подробно о нем писала. В Кремле после революции большевики снесли Вознесенский женский монастырь, в склепах которого на протяжении столетий хоронили великих княжон, цариц, царевен. Жены Ивана III, Дмитрия Донского, царя Федора, мать Петра I… Вывезли бы государынь на свалку, если бы не кремлевские хранители — они на руках перенесли тяжеленные саркофаги в подклет Архангельского собора… Мне рассказали о вас, Сергей Алексеевич, любопытную историю. О том, как в Америке на международном съезде судебных антропологов участникам предложили профессиональный конкурс: выполнить контрольную реконструкцию портрета по одному и тому же черепу. При этом в распоряжении организаторов была фотография этого человека. И будто бы вы оказались победителем и по времени исполнения, и по степени точности воссоздания лица.
— Правильно рассказали.
— Ваша главная обязанность как судмедэксперта — восстановление лица жертвы нераскрытого преступления, убийства. Какой у вас процент совпадений?
— Большой.
— Вы человек верующий?
— Да, но, наверное, еще не в полной мере. Когда первый раз приехал в Андроников, отец Вячеслав предложил спуститься в раскоп. И вдруг спрашивает: «Вы, конечно, крещеный?» (Некрещеный не может входить в алтарную часть храма. — «Известия») «К сожалению, нет», — говорю. Через несколько дней он меня и крестил. Трижды окунул в бочку, это в ноябре-то, представляете?!
— Вы попали в раскоп, увидели всю картину, и что же — вас сразу осенила догадка?
— Нет, конечно! Поначалу ничего не было понятно. Просто выступают отдельные кости и лежит обнаженный череп. Сверху заложено небольшими белыми камнями. Осторожно, совочком и кисточкой, стал расчищать. Среди останков появились керамическая чаша, монашеские плетеные кожаные крестики, кожаные тапочки. И второй череп. Стало ясно, что это не первичное погребение, а перезахоронение, причем не одного человека, а двух, и расположено оно в месте особо почитаемом. Тут сердце и екнуло! По швам черепов, зубам, по особенностям строения костей было определено, что одному из умерших мужчин около 50 лет, другому — 70-80. На сохранившемся черепе первого, пятидесятилетнего, характерные повреждения, сделанные плоским заостренным щупом, — свидетельство того, что точного места первоначальной могилы искавшие не знали.
— Но ведь считается, что Андрей и Даниил были однолетки и оба умерли в 1427 или 1430 году стариками.
— Принято считать. В летописях, в житиях дата рождения, как правило, не указывается. Откуда вообще возник этот год рождения, 1360-й, неизвестно. Геннадий Викторович Попов, директор Музея имени Рублева, как-то привел в одном своем газетном интервью такой очень интересный факт, которому был свидетелем: «Подлинное открытие Андрея Рублева и, можно сказать, спасение древнерусской иконы состоялось в дни, когда (невзирая на «оттепель»!) на церковь обрушилась новая, теперь уже хрущевская, волна гонений. Вновь рушились и закрывались храмы, уничтожались духовные реликвии, рассыпались наборы книг по древнерусскому искусству… Остановить это безумие могла столь же безумная акция… Илья Эренбург (писатель, общественный деятель, пользовавшийся авторитетом в Европе. — «Известия») предложил ЮНЕСКО отметить рождение автора «Троицы». И в Кремль полетели телеграммы. Главным «заговорщиком» была Наталья Демина — первый научный сотрудник зарождавшегося музея. Она вовлекла в свой «заговор» крупнейших ученых — Лазарева, Павлова, Ильина и в эту компанию, собравшуюся в Спасо-Андрониковом во временном хранилище, пригласила Эренбурга. Шел 1959 год. Помню, кто-то сказал: «Сейчас или никогда». И Андрей Рублев «родился» в 1360-м. Чтобы через год отпраздновать его 600-летие. Хрущев, кстати, тогда собирался снести и Суздаль — освободить место для образцовой птицефабрики. Попов тоже считает, что родиться Андрей Рублев мог в 1370-е или в начале 1380-х годов, поскольку в 1405-м (первое упоминание о Рублеве. — «Известия») был «лишь чернецом». Если бы родился в 1360-м, разве не должны были появиться гораздо раньше свидетельства об уже «преизрядном» иконописце?!
— Неужели житийная литература не помогает, хотя бы косвенно, установить, где они скончались и были погребены?
— Сведения крайне противоречивы. В разных списках жития одного и того же человека, написанных в разное время, — разные даты, определения. Часто встречаются позднейшие добавки, намеренные умолчания, путаные поправки. Споры длятся не один век: похоронили Андрея и Даниила в Троице-Сергиевой лавре, где они расписывали в последние годы Троицкий собор, или в Андрониковом, где расписывали Спасский и где оба монашествовали? Но в конце концов это не столь существенно, поскольку мы имеем дело с перезахоронением, а перезахоранивать могли как из одной могилы, так и из другой.
А вот что касается места этого перезахоронения… Знаток жизни и творчества Рублева Вера Григорьевна Брюсова обнаружила в Ярославском музее-заповеднике рукописный сборник, составленный «керженским пострижеником Ионой», в нем такая справка: «Святыя же их мощи (Андрея и Даниила) погребены и почивают в том Андрониеве под старою колокольнею… в недавнем времени разорена, и место сравнено с землею… ходити на ней людем всяким и нечистым, и тем самым предадеся забвению память…»
— Потому, может, и пришлось перенести останки, чтобы народ не топтал святыню. — Колокольню снесли в конце XVIII столетия. Полагаю, в это время останки знаменитых иконописцев и перезахоронили. Неразлучные в трудах и молитвах, они были погребены в одной могиле. Невозможно себе представить, что их могли разъединить!
— А в книгах Андроникова монастыря перезахоронение никак не отражено? Как-никак оно произошло уже в просвещенном веке.
— Во всяком случае, до нас эти записи не дошли. В 1812 году в монастыре, где стояли французские солдаты, был большой пожар, и библиотека могла сгореть.
— Что это за сосуд, найденный среди останков?
— Погребальная чаша для остатков елея после соборования. Главный кремлевский археолог Татьяна Панова установила время изготовления: конец XIV — начало XV века. Знаток древней керамики Леонид Беляев это подтвердил. Была создана, можно сказать, целая комиссия, к делу привлечено множество людей. Полное антропологическое исследование провели опытнейшие Сергей Васильев и Светлана Боруцкая. Помогли «прочесть» исторические источники ведущие сотрудники Российской государственной библиотеки Екатерина Никанорова, Виктор Молчанов, Марина Крутова. Антропохимик Елена Александровская, изучая химический состав останков, пришла к выводу, что, возможно, оба эти человека вели одинаковый образ жизни, одинаково питались и занимались одним и тем же — работой с металлами, живописью. Перед специалистами были поставлены конкретные вопросы. Главный, итоговый: могут ли эти останки быть останками Рублева и Даниила? Их ответ: «С большой степенью вероятности, да».
— Портрет будет первым в истории изображением Рублева. Дает ли удивительная находка достаточно материала для правдоподобной реконструкции?
— Как вы понимаете, сравнивать не с чем. Могу только повторить, что останки и череп Рублева, в отличие от Даниила, сохранились до изумления хорошо. При воссоздании портрета самое сложное — «одушевление» лица, иногда это занимает месяцы. Самое важное — понять зависимости деталей лица от костной основы.
— Сергей Алексеевич, вы не боитесь, что у вас, уверенного в том, что найден Рублев, будут противники?
— Уже есть. На ученом совете музея прозвучало, что мы куплены церковью (смеется).
— А кто, простите, финансировал исследования?
— Никто. Наоборот, мой друг Георгий Свиридов помог, чем смог, при восстановлении основания престола.
— Где сейчас находятся останки?
— В надежном месте, в великолепном ковчеге, который безвозмездно сделал петербуржский мастер-краснодеревщик Алексей Тарасов.
— Как только портрет Рублева будет готов, дадите его «Известиям» для публикации?
— Обещаю.
«Известия»