Архимандрит Антоний (Паканич). Предательство Иуды Искариотского
ПРЕДАТЕЛЬСТВО ИУДЫ ИСКАРИОТСКОГО
Апокриф «Евангелие от Иуды»
Архимандрит Антоний (Паканич)
Открытие древнего письменного памятника всегда событие. Чем древнее манускрипт, тем он ценнее, поскольку приоткрывает ранее неведомые страницы истории. Это касается и ранних христианских источников, которых не так много: писались они преимущественно на папирусе, материале очень хрупком и подверженном разрушительному влиянию времени (пергамент только с ІV века стал общеупотребляемым). Да и языческая культура в первые века уничтожала все, что было связано с именем Иисуса Христа. Поэтому информация об обнаружении в 1970 году в Египте папируса, датированного III-IV веками нашей эры, научными кругами была встречена с неподдельным интересом и восторгом. В научный аппарат находка вошла под названием «Евангелие от Иуды». Однако выяснение вопроса о владельце папируса на двадцать лет упрятало манускрипт в бронированные сейфы. И только в начале апреля текущего года на сайте «Национального географического общества США» обнародовали английский перевод коптского оригинала. При этом некоторые СМИ публикацию перевода подают не просто как событие значимое для библеистики — науки изучающей Священное Писание и все, что с ним связано, но как сенсацию, которая непременно должна изменить традиционное церковное изложение евангельских событий. Оказывается, канонические Евангелия (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна) и вся древняя церковная письменность не там акцентировали внимание читателей, а значит, христианство на протяжении двух тысячелетий ошибалось. Самые откровенные «доброжелатели» христианства с радостной ехидностью заявляют, что «это евангелие дает совершенно отличное от установившихся в христианском вероучении понимание Бога, мира, Христа, концепции спасения человеческого бытия, не говоря уже о самом Иуде», которого нужно считать не предателем, а любимейшим учеником Христа и благодетелем человечества, исполнившего просьбу Спасителя и предавшего Его на распятие.
Не умаляя ценности древнего манускрипта для науки, подчеркнем, что Евангелием в прямом смысле — Благой Вестью о спасении человека — его можно назвать только условно, как это мы делаем с книгами апокрифического содержания. Напомним, что греческое слово «апокриф» означает «утаенный, скрытый». Под таким названием древность сохранила известие о книгах, которые считались тайными, то есть содержали тайну или содержались в тайне. Часто первое и второе совпадало. Тайными книгами хвалились еретики, особенно гностики, утверждавшие, что их книги содержат источники высокого ведения (гносиса) и по своей таинственности недоступны для понимания непосвященных. Поэтому в церковном сознании утвердилось отношение к апокрифическим писаниям как подложным и еретическим.
Всю обильную апокрифическую литературу условно можно разделить на четыре группы:
а) апокрифические евангелия «Первоевангелие Иакова», «Евангелие младенчества» и др.);
б) апокрифические деяния («Деяния Андрея», «Деяния Фомы»);
в) апокрифические послания («Переписка Павла и Сенеки», «Третье послание Павла к Коринфянам» и др.);
г) апокрифические апокалипсисы («Апокалипсис Петра», «Апокалипсис Павла» и др.).
Не вдаваясь в анализ, скажем, что всех их объединяет сомнительное
содержание и подложное авторство. Никто не смог доказать, что автором хотя
бы одного из апокрифических сочинений являлся кто-то из апостолов или хотя
бы их ближайшие ученики. Эти признаки относятся к «Евангелию от Иуды».
Самое начало «Тайная запись откровения…» свидетельствует, что мы имеем дело с апокрифом гностического направления. Впоследствии тщательное богословское изучение нам ответит: дуализма, то есть противоборства духа и материи, или докетизма — учения о призрачности Боговоплощения — придерживался автор памятника. Но уже сейчас можно однозначно утверждать, что он различал Христа от «человека, в которого Он был обличен», что в свою очередь резко противоречит Богооткровенному учению о действительном, реальном восприятии человеческой природы Вторым Лицом Троичного Бога — Иисусом Христом, ибо что «не воспринято, то не исцелено», гласит святоотеческая формула.
Теперь относительно «благодеяния» Иуды, который, будучи довереннейшим учеником Христа, исполняет Его повеления и отдает на смерть, как об этом свидетельствует рассматриваемый апокриф. Конечно, этот тезис, являющийся ключевым во фрагменте древнего документа, потрясти христианское мировоззрение не в состоянии. Прежде всего потому, что не соответствует действительно. Он не соответствует не только каноническому Евангелию и всей древнехристианской письменности, берущей начало с апостольских времен. Авторы «Дидахи» (конец I в.), «Пастыря Ермы» (первая пол. II в.), церковные писатели Климент Римский (конец I века), Игнатий Богоносец (конец I — начало II вв.), Поликарп Смирнский (конец I — начало II) — ученики апостолов, свидетелей евангельских событий, (это признают не только церковные, но и все добросовестные светские историки) ничего подобного об Иуде даже не намекают, потому что не знают. Сведений о противоречиях в подлинно апостольских писаниях, излагающих последние дни земной жизни Спасителя, а так называемое «Евангелие от Иуды» посвящено именно этому периоду, не находим и в древних нехристианских сочинениях: к примеру, известный враг христианства языческий писатель средины II века Цельс, кощунственно интерпретировавший Евангелие от Матфея и приписавший христианству кучу нелепостей, обязательно воспользовался бы противоречием с т.н. «Евангелием от Иуды», если бы оно ему было известно как апостольское произведение.
Скорее всего, «Евангелие от Иуды» отражает верования небольшого круга египетских христиан-гностиков конца III — начала IV века, в вероучительной доктрине которых Иуда Искариот играл положительную роль. Почему так сложилось, можно только догадываться, но в ранней эпохе истории христианства из смеси иудео-языческо-лжехристианских верований существовало множество как мелких, так и многочисленных течений, которые Церковь объективно оценила как еретические, то есть ложные, не соответствующие учению Христа. Справедливости ради скажем, что идея оправдать поступок Иуды время от времени появляется и в наше время, причем не только на страницах художественной литературы. С середины ХІХ века в западной, особенно протестантской библеистике, чуть ли не сформировалось целое направление, что объясняется необходимостью для некоторых реформаторских движений подтвердить свое учение о безусловном предопределении, в силу которого от человеческого волеизъявления ничего не зависит. В конце V века святитель Иоанн Златоуст на тезис: «Не было бы Иуды, не совершилось бы дело спасения», — отвечал: «Но иной скажет: если написано, что Христос так пострадает, то за что осуждается Иуда? Он исполнил то, что написано. Но он делал не с тою мыслью, а по злобе. Если ты не будешь смотреть на цель, то и диавола освободишь от вины. Но нет, нет. И тот, и другой достойны бесчисленных мучений, хотя и спасалась Вселенная. Ибо не предательство Иуды соделало нам спасение, но мудрость Христа. И величайшее Его промышление, обращающее злодеяния других в нашу пользу. Что же, спросишь ты, если бы Иуда Его не предал, то не предал ли бы кто-нибудь?.. Если бы все были добры, то не исполнено было бы строительство нашего спасения. — Да не будет. Ибо Сам Премудрый знал, как устроить наше спасение, хотя бы и не случилось предательства. Премудрость Его велика и непостижима. Посему-то, дабы не подумал кто, что Иуда был служителем домостроительства, Иисус называет его несчастнейшим человеком».
Еще один штрих к публикации текста «Евангелия от Иуды». Попыткой если не оскорбить, то внести соблазн в умы христиан объясняется тот факт, что обнародован английский перевод древнего манускрипта в преддверии праздника Светлого Христова Воскресения, когда весь христианский мир особым образом переживает один из самых трагических событий в человеческой истории — предательство Божественного Учителя ближайшим учеником Иудой Искариотским.
Божественное Откровение о предательстве
Мк. 14, 10: «И пошёл Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им». Неизвестно, собрался ли синедрион специально по поводу прихода к ним Иуды, или же Иуда, узнав о собравшемся совете, направился туда, чтобы исполнить задуманное. Определенно можно сказать только то, что целью, ради которой собирались в последние дни руководители иудейского народа, было найти способ, как арестовать Иисуса Христа. Матфей и Марк пишут, что совет решил взять Его хитростью и убить (Мф. 26, 4; Мк. 14, 1). Что имеется в виду под «хитростью», непонятно, но ясно одно: они предполагали своими силами схватить Спасителя и не надеялись на помощь Иуды. Иуда не понадобился бы, но он сам предложил свои услуги. Конечно, синедрион обрадовался такой помощи и предложил Иуде вознаграждение — 30 сребреников. Эта сумма не такая уж и малая, ведь за нее было куплено село, земля для погребения странников. 30 сребреников — хорошая среднемесячная зарплата. Однако, когда речь идет о цене человеческой жизни, жизни Богочеловека, о каком бы денежном вознаграждении речь не шла — приходишь в ужас. Назначая 30 сребреников, первосвященники выражали ненависть и презрение к Иисусу Христу, ибо тридцатью синклей серебра оценивалась жизнь раба. «Если вол забодает раба или рабу, то господину их заплатить 30 синклей серебра, а вола побить камнями» (Исх. 21, 32). «Через эту рабскую цену они думали выразить презрение к ничтожному галилейскому реформатору и отмстить за то, что Он дерзнул поколебать неприкосновенный авторитет раввинской учености и отрицал власть архиерейского бюрократизма. Этот Назаретский плотник — не учитель, не пророк, не мессия, а лжеучитель, лжепророк, лжемессия — раб: вот о чем говорил синедрион звоном тридцати сребреников» (Д. Муретов). Видимо, презрение к Иисусу Христу фарисеев разделял и Иуда; в своем предательском предложении он не называет Спасителя даже по имени: Я вам предал Его (Мф. 26, 15). Презрением объясняется и то, что Иуда не торгуется, а довольствуется 30 сребрениками — ценой раба. Хотя здесь, вероятно, сработал другой, психологический принцип, о котором очень точно сказал Лопухин: «Иуда не «продает Христа», а «предает», а это стоит гораздо дешевле».
Что побудило Иуду сделать предательский шаг?
В экзегетической литературе мы имеем указание на несколько причин. Прежде всего, это сребролюбие. Любовь к деньгам была душевным недугом Иуды. Об этом свидетельствует как Священное Писание, так и Священное Предание. Мф. 26, 15: «Что вы дадите мне; Я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников». Святой Евангелист Иоанн в 12, 6 называет его прямо вором. Церковные песнопения также Иуду именуют сребролюбцем: «Тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав». Святитель Лев Великий пишет, что Иуда «оставил Христа не вследствие страха, а по причине жадности к деньгам».
Некоторые толкователи указывают и другую причину, которая наиболее полно разработана и изложена профессором Д. Муретовым в статье «Об Иуде предателе». Д. Муретов считает, что главная причина предательства — разочарование в Иисусе Христе как Мессии, Который должен был привести Израиль к политической независимости от Рима, а в конечном результате к всемирному царствованию Израиля над всем миром. То есть Иуда стал выразителем той части иудеев (а Иуда единственный апостол из Иудеи, все другие были галилеяне), которые ожидание Мессии связывали в первую очередь с национально-эгоистической идеей. Быть может, как считают некоторые, Иуда пришел к Иисусу вместе с Симоном Канонитом (Ревнителем) из числа боровшихся против присутствия римлян в Палестине с оружием в руках. Об этом, возможно, говорит, его прозвище — Искариот, если его понимать не как «иш Кариот» (человек из Кариота), а как производное от арамейского «шикарайя», то сесть кинжальщик. Когда Иуда видит, что Христос говорит не о земном царстве, а о Царстве, которое есть внутри каждого человека, и когда Господь уже открыто говорит о своей смерти, Иуда в пылу ревности, негодования и разочарования предает своего Учителя за цену раба.
А. Лопухин считает, что Иуда принадлежал к тем, кому свойственно примыкать к сильным личностям и партиям. Пока Иуда видел, что Христос, как необыкновенный Учитель и Чудотворец, должен войти в силу, он старается приблизиться к Нему. Но когда он (Иуда) понял, что победит враждебная Спасителю партия первосвященников, книжников и фарисеев, он оставляет Иисуса Христа и примыкает к ним. Этим выражается его слабохарактерность.
Немного другой акцент в своих предположениях о причине предательства мы находим у прот. Л. Алфеева в сочинении «Иуда предатель». Прот. Алфеев полагает, что Иуда действительно в Иисусе видел Мессию. И он как представитель националистических идей считает, что Мессианское время, о котором так ярко пророчествовал Исайя, вот-вот начнется: «Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак — народы, а над тобою (обращение к Иерусалиму) воссияет Господь, и слова его явятся над тобою… Возведя очи твои и посмотри вокруг: все они (народы) собираются, идут к тебе… Тогда увидишь и возрадуешься, и затрепещет и расшириться сердце твое, потому что богатство моря обратится к тебе. Множество верблюдов покроет тебя — дромадеры из Мадиама и Ефы, все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа. Меня (Мессию) ждут острова и впереди их корабли Фарсисские, чтобы перевезти сынов твоих издалека и с ними серебро их и золото их… Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их — служить тебе… Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, погибнут, и такие народы совершенно истребятся… И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя…» (Ис. 60, 2; 4-6; 9-10; 12; 14; 16).
Иуда в буквальном земном смысле понял слова Христа, когда Тот на вопрос апостола Петра: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? — ответил: Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престол славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф. 19, 27-28). Иуде, как и всем апостолам, обещан престол Мессии — это подогрело его эгоистические устремления. Своим предательством, — считает прот. Л. Алфеев, — Иуда, с одной стороны, хочет ускорить пришествие Мессии а, с другой — пытается устранить конкурентов, каковыми он считает первосвященников. По мнению прот. Алфеева, Иуда и не предполагает, что предательство закончится смертью Христа. Иуда рассчитывал, что когда фарисеи захотят арестовать Спасителя, Он употребит все свое всемогущество и истребит фарисеев — этим и начнется Его царство, царство Мессии, в котором одним из соправителей будет Иуда. О том, что не на смерть Иуда предает Христа, свидетельствует его кончина. Со смертью Христа умирает и все, чем жил в последние годы Иуда. Осуждение Христа — это личная катастрофа для самого Иуды, которую он не смог перенести. Осуждение Иисуса Христа нанесло смертельный удар крайнему самолюбию Иуды, вызвало в нем полное отчаяние в жизни, презрение и ненависть ко всему и прежде всего к самому себе. Как результат — трагический конец.
Как видим, разнообразные подходы православных толкователей взаимно дополняют друг друга. Все они говорят о том, что Иуда подчинил себя порокам и страстям, а они взаимосвязаны. Последующая страсть питается и вырастает на предшествующей. Конечная цель — погибель человека, полная над ним власть диавола. Поэтому справедливо замечает епископ Кассиан (Безобразов), что предательство Иисуса Христа Сына Божия не могло произойти без вмешательства сверхъестественного фактора, личного носителя зла, противника Христа — диавола. Апостол Иоанн Богослов пишет, что диавол «вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать» Спасителя (Ин.13, 2). Апостол Лука (22, 3) прямо говорит, что в Иуду вошел сатана и после этого Иуда идет в Синедрион, чтобы предать Иисуса Христа.
Иуда Искариотский стал орудием не Промысла Божия, а орудием диавола, старавшегося употребить все средства, чтобы отвратить Христа от спасительного подвига. В начале общественного служения диавол искушает Его в пустыне, а впоследствии через Иуду. Поэтому Христос говорит ученикам: Один из вас диавол (Ин. 6, 70).
Власть диавола над Иудой не позволила ему после того, как он увидел, что предал Кровь неповинною, принести покаяние, а привела к самоубийству. Святые отцы бесовским называют состояние гордыни, когда человек не видит необходимости в покаянии, ибо он чаще всего «мнит себя быть равным Богу». Но святоотеческая письменность бесовским состоянием именует и уныние, когда человек уже не видит возможности в покаянии. И то, и другое ведет к вечной погибели.
Протоиерей Владимир Савельев. Синтез науки и религии: пути решения проблемы