Проповедь Блаженнейшего митрополита Владимира на Сретение Господне
На земле в убогом вертепе родился «Отроча младо, Превечный Бог».
Но местом Его был храм. Двенадцатилетний Отрок Иисус однажды на вопрос Матери ответил: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:49).
В нынешний день, в сороковой день после Рождества, Пресвятая Дева приносит Богомладенца в храм, чтобы, как говорит слово Божие, «представить пред Господа» (Лк. 2:22), посвятить Господу.
Ныне Христос Спаситель приходит в Иерусалимский храм не для того, чтобы принять подобающие Ему честь и поклонение, но чтобы исполнить закон. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Он приходит в храм не как Господь Вседержитель, а как раб подзаконный, в убожестве плоти и рабского зрака скрывая сияние Своего Божества. За Него, безгрешного, Его Непорочная Мать, держащая на руках Жертву за весь мир, «приносит жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы, или двух птенцов голубиных» (Лк. 2:24).
Смиренно исполняя веление небес, сегодня в храме Иерусалимском Христос Спаситель осуществляет встречу двух Заветов — Ветхого и Нового.
Великое всегда кроется в малом; непревзойденное — в смиренном; глубокое — в неприметном, тихом. Как мир, так и храм не узнали великого Посещения и Того, Кто посетил их. Не узнали и не встретили должным образом своего Владыку: не разорвалась завеса церковная, не вышел навстречу Грядущему во имя Господне первосвященник Иерусалимского храма, не отверзлась Святая Святых. Всё это до времени оставалось на своих местах, исполняя своё назначение. И всё же встреча произошла. Встреча с человечеством двух Заветов. Те, кто знал пророчества, символы, прообразы и предсказания, не встретили Христа. Те же, кто чаял утешения, встретили Его в лице праведного Симеона и пророчицы Анны.
Старцу Симеону, праведному и благочестивому, всю долгую жизнь свою стоявшему пред Богом, «было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2:26). Предсказание исполнилось: по вдохновению Симеон пришел в храм, взял Христа на руки, благословил Бога и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром…» (Лк. 2:29). Встретила Христа в храме и Анна пророчица, «которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2:37).
От всего ветхозаветного человечества праведный Симеон произносит вдохновенные слова, славящие спасение, принесенное миру Христом. Вместе с этим он высказывает пророчество о Христе: «Се лежит Сей на падение и восстание многих…», и о Божией Матери: «Тебе Самой оружие пройдет душу…» (Лк. 2:34-35). А пророчица Анна славила Господа и говорила о Нём всем, ожидавшим избавления (Лк. 2:38). Праведный Иосиф и Матерь Его дивились сказанному (Лк. 3:33).
Устами старца Симеона в гимне: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…» — сказало последнее своё слово ветхозаветное человечество. Начинается новое время, исполняются пророчества Богоприимца Симеона.
В связи с событием нынешнего дня каждому христианину важно вспомнить, что в своё время наша мать принесла нас в храм и тоже поставила перед Господом, чтобы мы стояли в твёрдости веры и святости жизни. Слова «ныне отпускаешь…» относятся не только к ветхозаветной Церкви, к ветхозаветному человечеству, они относятся к каждому из нас. Рано или поздно они коснуться нас всею своею сущностью. Поэтому очень важно каждому христианину помнить о них, а вместе с этим и о том, что мы всегда стоим перед Богом, хотя не всегда осознаем это или заглушаем это сознание суетой, грехами и непокорностью воле Божией.
Пусть, братья и сёстры, нынешний праздник пришествия Христа в храм Божий и встреча Его в этом храме подвигнут нас к христианскому размышлению о Боге и о себе самих, о нашем неизбежном «ныне отпускаешь…», и да будет оно для нас мирной и радостной встречей со Христом Богом нашим, к Которому всегда стремится христианская душа. Аминь.
По книге «Слово, растворенное любовью. Проповеди Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, Предстоятеля Украинской Православной Церкви» (Киев, 1997).
ВОЗНЕСЕНСК. Правящий архиерей получил диплом магистра богословия
КИЕВ. На молодежной встрече говорили об особенностях подготовки к Великому посту