КИЕВ. Епископ Виктор (Коцаба) рассказал, что делать с «устаревшими» канонами
Каноны (законы) принимаются людьми, но дает их Сам Господь, поэтому они не только регламентируют внутреннюю жизнь Церкви, как Конституция регламентирует внутреннюю жизнь государства, но и дают внешний ориентир для церковных людей. Об этом сказал глава Административного аппарата Киевской Митрополии епископ Барышевский Виктор (Коцаба) в комментарии порталу kp.ua. Он рассказал, зачем нужны церковные каноны.
«Церковь имеет свою природу, свою структуру. С одной стороны, она — Божественный организм, с другой — человеческий. Поэтому и называют святые отцы Ее Церковью Небесной и Церковью земной», — сказал владыка Виктор.
При этом, по его словам, верующему человеку важно понимать, что только в единстве этих двух сторон — Божественной и человеческой — может быть реализована спасительная миссия Церкви.
«Нельзя думать, что раз Церковь основал Господь Иисус Христос и в ней присутствует Дух Святой, человек в ней — это только сухой статист. Вместе с тем неправильно считать, что человек в Церкви может все, а любая проблема решается большинством голосов, — сказал архиерей. — В Церкви в полном объеме действует принцип, который можно свести к тезису «спроси у могил». Это означает, что прежде чем принимать то или иное решение, Церковь всегда оглядывается на тех, кто жил раньше — как они восприняли бы это решение? В этом ее мудрость. Потому что она заботится не только о настоящем, но учитывает прошлое и думает о будущем».
По словам епископа, все каноническое право, с его земной, внешней стороны, можно было бы основать на этом принципе «спроси у могил». «Но есть еще и сторона Божественная, внутренняя. Здесь в силу вступает другой закон — «время сотворити Господеви». Эти слова диакон произносит перед началом каждой Литургии. Обращается он при этом к священнику. Их можно перевести как «пришло время, когда мы начинаем служить Богу». А можно и как «пришло время, когда начинает работать (творить) Сам Господь». В этом вся суть: человек — это сотрудник Божий. Каноны (законы) принимаются людьми, но дает их Сам Господь».
Поэтому каноны не только регламентируют внутреннюю жизнь Церкви, как Конституция регламентирует внутреннюю жизнь государства, но и дают внешний ориентир для церковных людей.
«Да, кто-то скажет, что определенные каноны уже устарели, а другие никто не исполняет. Но Церковь их не выбрасывает, а бережет. Потому что «устаревшие» каноны были актуальны вчера и могут стать актуальными завтра. А тот факт, что некоторые законы не исполняются, не отменяет Конституцию государства. Если привести такую аналогию, то можно сказать, что Христос — это центр, сердце Церкви, Евангелие — позвоночник, Таинства — кровь, а каноны — ребра. Они, как известно, защищают сердце от внешних вредителей. Так же, как каноны защищают нашу Церковь», — заключил епископ Виктор.
КРОПИВНИЦКИЙ. Блаженнейший Митрополит Онуфрий возглавил торжества в Свято-Елисаветинском монастыре
ИТАЛИЯ. В Риме нашли предположительно останки Апостола Петра