ГОРЛОВКА. Митрополит Митрофан: Задали ли мы самый главный вопрос Богу?
В Неделю 5 по Пасхе, о самаряныне, митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в храме Рождества Пресвятой Богородицы г. Горловка. По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом. Христос воскресе! В этот праздничный, пасхальный, воскресный день я от всей души вас поздравляю и приветствую этими апостольскими словами. В среду мы праздновали Преполовение Пятидесятницы и освящали воду. В Ветхом Завете была рассказана такая история. Когда Моисей с евреями шёл по пустыне, людям захотелось пить, а воды нигде не было. Было жарко, тяжело, трудно, и люди начали роптать на Моисея, спрашивая его: «Скажи, что нам делать?» Моисей начал молиться Богу, потому что Господь его в эту пустыню послал. И Господь повелел, чтобы он ударил жезлом, и из этого места потекла вода. Люди прославили Бога, напились воды и порадовались. Мы знаем, как много вода значит в жизни каждого человека. Мы можем не есть несколько дней и даже недель, но без воды долго не проживём. Растения засыхают без воды, земля превращается в пустыню. И человек умирает без воды. Этот пример, который понятен даже детям — что без воды жизни на земле нет, что она нужна и растениям, и животным, и птицам, и людям, — Церковь берёт и показывает нам другую сторону нашей жизни. Человеку нужна не только такая вода, которая подкрепляет его тело. Человек — удивительное существо, в котором соединено и телесное, и духовное. И если вода нужна для того, чтобы тело человека не умерло, то общение с Богом нужно для того, чтобы не умерла душа. Без общения с Богом человек становится похож на растение, которое не поливают. Оно на какое-то время сохраняет жизнь, но потом превращается в сухую траву. Если человек забыл о Боге, не обратился к Нему, если Бог в его жизни не на первом месте, его жизнь начинает идти в другом направлении. Церковь говорит нам о том, что Господь — наш источник жизни и тот колодец, из которого мы должны черпать самое главное. И мы должны бояться потерять путь к этому колодцу, забыть, где он находится. Потому что если мы забудем и не придём к нему, мы умрём, как люди умирают от жажды. Это очень понятный и простой пример, который делает для людей ясным, что такое Бог в их жизни и какое Он имеет значение для каждого человека. В воскресный день после праздника Преполовения нам напоминают о встрече, которая произошла возле колодца Иакова. Там встретились Господь и женщина, которая туда пришла за водой. И в разговоре с Ним она поняла, что перед ней — не просто усталый путник, а Тот, Которому открыто гораздо больше, чем любому человеку. Больше всего меня удивляет, когда я читаю этот евангельский отрывок, что первый вопрос, который она задала Ему и который для неё был самым важным — правильно ли мы поклоняемся Богу, как нужно молиться Богу? Правильно ли мы делаем, что молимся на горе Гаризим, ведь вы молитесь там, на горе Сион? У иудеев с самарянами были разногласия, они спорили, между ними была война, вмешалась политика — самарян в Иерусалим не пускали, они сделали себе свой жертвенник. Они тоже в чём-то были не правы, потому что их вера смешалась с верой язычников. Иудеи их за это презирали, самаряне на них за это очень сильно обижались. Все эти человеческие конфликты привели к тому, что люди друг с другом не только не общались, но даже Бога почитали по-разному. Я себе представляю наше время и думаю: если бы современный человек оказался в ситуации, когда он встретил пророка или понял, что перед ним Тот, Кто знает всё, Кому открыты тайны прошлого, настоящего и будущего и Кто может ответить на все вопросы, если бы можно было задать один, максимум два вопроса, — кто бы из нас спросил о том, о чём спросила самарянка: как мне служить Богу правильно, как мне сделать так, чтобы моя жизнь была Богу угодна? А ведь именно этот вопрос она Ему задала. И как это удивительно, что несмотря на её непростую жизнь, на её ошибки, на которые Господь ей указал, вопрос о том, как правильно служить Богу, остался главным в её жизни, и она именно его первым задала. Это говорит о том, что желание жить с Богом есть в каждой человеческой душе. Каким бы человек ни был и где бы он ни был, он всё равно хочет быть с Богом, потому что душа — это образ и подобие Божии. О чём это ещё говорит? О том, что самое большое благо для человека — жажда, которая заставляет его Бога искать. А самое страшное — когда этой жажды нет. Если бы самарянка спросила, как ей седьмой раз замуж выйти, где ей заработать денег, в какой банк выгодней положить их, на какую работу устроиться, чтобы зарплата больше была, в каком месте дом покупать или продавать, или пришла и сказала: у меня печень болит, подскажи, какую траву нужно пить, чтобы печень вылечить, это был бы уже не тот разговор. Но она спросила: как мне правильно молиться Богу, как мне сделать так, чтобы я могла Богу угодить в своей жизни? Мы приходим в храм точно так же, как к этому источнику, колодцу Иакова. Какие у нас вопросы? О чём мы Бога спрашиваем? Как на работу устроиться, выздороветь, решить семейные проблемы. А есть ли у нас этот вопрос, который был у самарянки: Господи, как нам Тебе угодить, как нам спасти свою душу? Есть ли у нас жажда, которая заставляет нас стремиться к Богу как к самому главному и ставить Его на первое место в своей жизни? Вот почему мы вспоминаем о самарянке. Вот чему мы можем у неё поучиться. Многие смеются: пять мужей у неё было, и шестой — не муж. Но она спросила о том, о чём многие из нас не спросили ещё ни разу в жизни. Многие из нас, быть может, годами ходят в храм, ни разу не задав этот вопрос Богу: Господи, научи меня молиться так, чтобы моя жизнь была Тебе угодной, помоги мне жить так, чтобы я Тебе угодил, дай мне в моей жизни послужить Тебе добрыми делами так, чтобы Твоё имя прославилось. Многие ли из нас уже об этом спросили? А мы, бывает, смеёмся над самарянкой и шутим друг с другом, рассказывая эту историю. Но Господь увидел это в её душе и похвалил её. И Он обрадовался, что Ему встретился такой человек. Господь радуется каждый раз, когда в храм приходит такой человек. Потому что девяносто процентов людей приходят в храм посвятить куличи, яйца, водичку, продать квартиру, устроиться на работу, вылечиться. Спросите любого священника — это самые главные вопросы. Хорошо это или плохо? Хорошо, что человек пришёл к Богу с этими вопросами. Но мы не должны забывать о том, что у нас есть к Богу и главный вопрос, который мы должны научиться Ему задавать. Если у нас с вами будет жажда общения с Ним, встречи с Ним, когда мы будем, если сказать по-человечески, за Ним скучать, когда нам будет хотеться с Ним пообщаться, прийти к Нему, помолиться, с этого и начнётся наша любовь к Богу и настоящая духовная жизнь, наше родство и доброе общение с Ним. Но пока мы будем только Им пользоваться, приходить и давать Ему поручения, что Он должен и когда сделать, и говорить: «А я Тебе молитву почитаю или поклон сделаю», — такие отношения с Богом нам радости не доставят. Да, Господь нам поможет, потому что Он наш Отец, а Отец детям помогает, Он добрый. Но мы не научимся Его любить. Это плохо. Поэтому нам нужно себе этот вопрос задать, сказать: «Я хочу воды и пью её каждый день. А моя душа каждый ли день хочет с Богом общаться, каждый ли день стремится к Богу так, как жаждущий стремится напиться воды? Ищу ли я Спасителя так, как Его искали люди, и готов ли я задать Ему те вопросы, которые задала эта женщина?» Господь ей многое сказал, чему мы и в сегодняшний день учимся, слушая, и что оставляем в своём сердце. Он сказал ей о том, что Богу нужно служить не внешними делами, ища особое место, где Ему поклоняются, а в духе и истине. Протестанты придумали, что теперь храмов строить не нужно, а можно служить Богу в любом месте. Но им всё равно надо где-то собираться, и они строят дома для собраний. А о чём Господь говорил? Что Он имел в виду? Что когда ты ищешь Бога, когда Бог в твоей жизни на первом месте, значит, всё, что ты делаешь на любом месте в своей жизни, ты делаешь для Бога. Не только в храме, когда ты молишься, ты предстоишь перед Богом, но и дома, на работе, в дороге, в своих мыслях и сердце ты всегда предстоишь перед Ним и Ему поклоняешься. И в любом месте, где бы ты ни находился, ты перед Богом. Вот это Господь хотел сказать. Он хотел сказать, что когда человек прославляет имя Божие своими делами, он в это время как бы в храме и на горе. Он показывает, что выше Бога на этой земле ничего нет, и только с Богом счастлив человек. И это тоже миссия каждого христианина — быть таким человеком. Мы без Бога такими не будем. Если для нас Бог станет самым главным, глядя на нас и видя, какие перемены это сделало в нашей жизни, люди тоже смогут что-то поменять в своей жизни и прийти задать главный вопрос. Многие спрашивают: как рассказывать детям о Боге? Как людям рассказывать о Боге, какими словами? Надо не словами о Боге рассказывать. Слова нужны, но во вторую очередь. В первую очередь нужно рассказывать о Нём своими добрыми делами и своей доброй жизнью, чтобы, глядя на то, что ты поступаешь не так, как все люди, тебя самого, подойдя, спросили: «Ты, наверное, верующий человек, христианин?» И вы бы тогда могли сказать: «Да». Это и есть самая главная проповедь — проповедь жизни. Как детей учить быть верующими? Жить так, чтобы, глядя на пример родителей, они захотели быть на них похожими. Как людям рассказывать о Боге? Добрыми делами. Как свидетельствовать о Христе? Доброй жизнью. Вот что значит поклоняться Богу в духе и истине. Именно этот ответ дал Господь самарянке, сказав ей не место искать, а стараться жить так, чтобы где бы она ни была, её жизнь была бы прославлением Бога и поклонением Ему. Дай Бог, чтобы этот вопрос и ответ остались в сердце каждого из нас, и, научившись, мы смогли порадоваться так, как порадовались тогда люди, поняв, какое они обрели сокровище, встретившись со Христом и получив от Него такое наставление и благословение. Я от души вас поздравляю с Пасхой Христовой, которую мы продолжаем праздновать, особенно каждый воскресный день!
КИЇВ. В палаці «Україна» відбувся фестиваль доброти та дитинства «Божі діти»
КИЕВ. На молодежной встрече в Лавре рассказывали о церковной жизни православных на Западе