Элладская Церковь
Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул: «Униатский уклон в регионе Украины не может претендовать на какое бы то ни было церковное узаконивание».
Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул: «Униатский уклон в регионе Украины не может претендовать на какое бы то ни было церковное узаконивание».
«Блаженнейший и Святейший Патриарх Московский и всея Руси, о Христе Боге возлюбленный и желанный брат и сослужитель нашей Мерности господин Алексий, Ваше Блаженство, о Господе целуя, сладчайше приветствуем.
Получив датированное 29 сентября минувшего 2003 г. Честное Письмо Вашего возлюбленного и желанного Блаженства с сообщением о подтвержденной Вами информации, что ответственными лицами Ватиканской курии планируется создание Униатского Патриархата на Украине, мы с должным вниманием прочитали его, проявив интерес и к приложенному труду кардинала Вальтера Каспера, где раскрытием соответствующей аргументации относительно появления в Святейшей Христианской Церкви Патриаршей Системы предпринимается попытка объяснить это намерение Римо-Католической Церкви создать на Украине упомянутый Униатский Патриархат.
Этим важным вопросом занимался и Постоянный Священный Синод нашей Святейшей Церкви на своем заседании от 11 ноября 2003 г. и единодушно принял решение выразить нашу солидарность Братской Православной Русской Церкви, и поэтому изложить наши мнения и позиции по данному вопросу.
Прежде всего это намерение Римо-Католической Церкви, конечно, по инициативе Председателя Папского Совета по Единству Христиан кардинала Вальтера Каспера нас особенно удивило, потому что он является и сопредседателем Смешанной Комиссии по Официальному Диалогу между Православной и Римо-Католической Церковью, т.е. постоянным уполномоченным для конструктивного вклада в дело сближения и сотрудничества двух Церквей.
Поэтому мы, к сожалению, должны признать, что Римо-Католическая Церковь этим своим поступком выступает не только против Святейшей Русской Церкви, но и против Православия в целом, поскольку усматриваем с ее стороны необдуманное и противоречащее постановлениям в рамках богословского Диалога воспроизведение известной в прошлом римо-католической тенденции навязывания и узаконивания унии как последовательной в церковном отношении, несмотря на то что на II-м Ватиканском соборе (1962–1965) уния была официально отвергнута как метод или способ восстановления единства между двумя Церквами.
Эти наши слова подтверждает неудачная и совершенно произвольная аргументация кардинала Вальтера Каспера о создании патриаршего статуса, который намеревается мотивировать учреждение на Украине Униатского Патриархата с целью небратского и во всяком случае незаконного использования существующих в данном регионе за последнее десятилетие, к сожалению, обстоятельств и столкновения между различными раскольническими группами православной паствы.
Мы так говорим, потому что, читая труд кардинала Вальтера Каспера, констатируем, что:
1) говоря о Патриаршей Системе управления Церкви, он называет ее «императорским изобретением», т.е. институтом мирского и политического происхождения, а не церковного, в то время как известно, что критерии формирования патриаршей системы абсолютно церковные, опирающиеся безо всякого светского или политического вмешательства на «древний обычай», который был признан и санкционирован Первым Вселенским Собором (325), и на который опирался IV-й Вселенский Собор (451) в окончательном формировании этой системы, чтобы урегулировать произвол митрополичьего многовластия, контроль хиротоний и избрание епископов из-за серьезных вопросов веры и канонического порядка, которые возникали в результате ересей.
2) он ясно говорит, что Православные Патриархаты Александрии и Антиохии являются «новыми Патриархатами», созданными после осуждения несторианского и монофизитского раскола в этих регионах, как будто упомянутые Патриархаты совершенно откололись от тела Церкви, в то время как в действительности только часть этих Церквей откололась от Канонической Православной Церкви и присоединилась к ереси. Действительно, такое утверждение полностью оправдывает провокационные в адрес православных действия Римо-Католической Церкви в регионах Востока, где были учреждены во главе с Папой Униатские Патриархаты и параллельные церковные структуры.
Следовательно, наша Святейшая Церковь, выражая полную и всецелую солидарность с Братской Святейшей Русской Церковью:
— во-первых, категорически отвергает намеренно заранее провозглашенное, небратское, незаконное и провокационное намерение создать Униатский Патриархат на Украине, считая осуществление этого решения раной для Богословского Диалога и достигнутого недавно значительного прогресса в отношениях обеих Церквей и в частности без существенной причины, поскольку униатский уклон в регионе Украины, навязанный польской короной, в конце концов относится к прошлому и не может претендовать на какое бы то ни было церковное узаконивание;
— во-вторых, она считает необходимым всеправославное осуждение этого намерения, с одной стороны, потому что оскорбление Святейшей Русской Церкви является оскорблением всего Православия, а с другой, потому, что вопрос унии сам по себе является оскорблением в адрес большинства поместных Святейших Православных Церквей, как это подтверждается серьезным кризисом, возникшим в официальном богословском диалоге за два последних десятилетия;
— и в-третьих, она озабочена исторически не обоснованным оскорблением канонического обоснования Патриаршего Института в Церкви, а также произвольным и не согласным с общим каноническим преданием Вселенских соборов стремлением экклезиологически оправдать унию.
Святейшая Элладская Церковь всегда была против унии, сильно осуждая ее и тех, кто служил через нее стремлениям Римо-Католической Церкви. Таким образом, она осудила экклезиологические отклонения составленного в Баламанде Смешанной Богословской Комиссией по богословскому диалогу общего текста, уведомив об этом осуждении Синодальным Письмом Вселенскую Патриархию и все поместные Святейшие Православные Церкви, несмотря на то что некоторые Православные Церкви любопытно заняли позитивную позицию.
Труд кардинала Вальтера Каспера оправдывает открытую позицию Святейшей Элладской Церкви, хотя она и не сталкивается с этой внутренней проблемой унии из-за незначительного числа униатских общин в Греции.
Таким образом, на основании упомянутого мы считаем необходимым непосредственное и единодушное осуждение намерения Ватикана создать униатский Патриархат на Украине как незаконное действие, направленное против Православной Церкви, против богословского диалога и против конструктивных отношений между обеими Церквами.
Питаем надежду, что, если подтвердится информация, которую мы недавно получили, Римо-Католическая Церковь в конце концов отменит это свое решение, понимая масштабы ущерба, который будет причинен многолетним усилиям в деле сближения и восстановления единства Церкви Христовой и к собственной пользе.
Братски сообщая об этом Вашему превожделеннейшему и богоспасаемому Блаженству и желая всякой от Бога помощи в достижении благополучного результата в этой возникшей, к сожалению, серьезной проблеме ради единства находящейся на Украине полноты Церкви Христовой, целуем Вас целованием святым, пребывая с любовью о Христе и братолюбием
+ Афинский Христодул, председатель. В Афинах 8 января 2004».
18.01.2006. КИЇВ. На свято Богоявлення Господнього Предстоятель УПЦ освятить хрещенську воду