Предстоятели других Православных Церквей об унии
Предстоятели других Православных Церквей об унии
УКРАИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины: «В свое время подобные действия привели к взаимным анафемам и расколу Вселенской Церкви на Православную и Католическую».
«Желание учредить в Украине греко-католический патриархат нельзя расценить иначе как провокацию. Если бы греко-католики представляли собой какую-нибудь околорелигиозную группировку, то никто бы не обращал внимание на наименование. Но УГКЦ — часть Римского патриархата, который связан с Православной Церковью взаимным признанием Таинств и прещений друг друга. Поэтому учреждение патриархата одной канонической Церковью на территории другой равносильно отрицанию благодатности и спасительной миссии существующей здесь Церкви. В свое время подобные действия привели к взаимным анафемам и расколу Вселенской Церкви на Православную и Католическую. Разумеется, такой поворот событий может отбросить православно-католический диалог на многие времена назад, и о едином христианском мире придется только мечтать. Кроме того, католики учреждали параллельные православным католические патриархаты в государствах, разрушенных войнами и крестовыми походами. Однако Украина как государство, слава Богу, существует, а Украинская Православная Церковь, как бы кому этого не хотелось, уже тысячелетие была и остается самой крупной Церковью на нашей земле».
(Из интервью Блаженнейшего Владимира пресс-службе УПЦ, январь 2004 г.)
РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «Римско-Католическая Церковь в полной мере несет ответственность за действия униатов»
«На волне дикого национализма произошел разгром трех православных епархий: во Львове, Тернополе и Ивано-Франковске. И православные верующие изгонялись из своих храмов, избивались священнослужители, осквернялись святыни, еще раз повторю — силой захватывались храмы. Можно было бы представить, если бы это происходило в диком средневековье, но когда это происходит в конце цивилизованного ХХ века в отношении Церкви-сестры, это представить невозможно. Сегодня идет распространение унии на Восточную и Южную Украину, Россию и Казахстан. Мы во Фрайзенге на православно-католических богословских встречах пришли к выводу, что уния — это не путь к единству Церкви. Почему же с таким упорством кафедру главы униатской Церкви на Украине пытаются перенести из Львова в Киев и учредить патриархат? Учреждение патриархата на десятилетия поставит крест на наших отношениях. Уния распространяется и в России. В Москве уже два униатских прихода. Нам говорят, что это самостоятельная Церковь. Нет. Это часть Римско-Католической Церкви, и Римско-Католическая Церковь в полной мере несет ответственность за действия униатов»
(Из беседы Святейшего Алексия с кардиналом Каспером, февраль 2004 г.)
АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки Петр VII: «Спешим …выразить Наше подлинное огорчение по причине весьма неподобающего и по существу небратского стремления Римско-католической церкви»
«Спешим… выразить Наше подлинное огорчение по причине весьма неподобающего и по существу небратского стремления Римско-католической церкви относительно учреждения так называемого «Греко-католического патриархата» в Украине, на территории канонической юрисдикции Православного Московского Патриархата и параллельно его пастырскому служению.
Упомянутое действие Римско-католической церкви находится в прямом противоречии с решениями, достигнутыми между римо-католиками и православными в рамках двухсторонних диалогов и официальных встреч и главным образом в период подготовки возобновления богословского диалога, в котором центральное место занимает вопрос унии и вытекающие из него экклезиологические последствия.
При сем, снова выражая наше огорчение и пожелания аннулирования со стороны Римско-католической церкви этого всецело безнравственного проекта, пребываем со всей любовью и изрядным уважением».
(Из письма Блаженнейшего Петра от 13 ноября 2003 года)
Антиохийская Церковь
Блаженнейший Патриарх Антиохийский и всего Востока Игнатий IV: «Русская Православная Церковь в пределах своей канонической территории представляет всю Полноту Святой Апостольской Кафолической Церкви».
«Мы полностью согласны с позицией нашей Сестры — Русской Православной Церкви, которая в пределах своей канонической территории представляет всю Полноту Святой Апостольской Кафолической Церкви».
(Заявление Блаженнейшего Игнатия в беседе с Представителем Патриарха Московского и всея Руси архим. Александром в ноябре 2003 года)
ГРУЗИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский Илия II: «Ватикан не должен допустить действия, обостряющие его отношения с Православными Церквами».
«Сожалеем, что в последнее время наблюдается стремление Римско-католической церкви активизировать свою церковную деятельность среди православных государств, среди православного населения, что канонически неприемлемым должно быть для Ватикана. Подобные действия Римско-католической церкви вызывают нашу озабоченность и волнения среди православного населения. Мы выражаем уверенность, что со стороны Ватикана не будут допущены такие действия, которые обострят его отношения с Православными Церквами».
(Из письма Святейшего и Блаженнейшего Илии от 2 октября 2003 г.)
СЕРБСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Архиепископ Печский, Митрополит Белградо-Карловацкий и Патриарх Сербский Павел: «Рим продолжает свою политику прошлых веков, отрицая Православную Церковь Востока»
«Сообщение… о том, что представители Римской курии намереваются учредить в Украине греко-католический патриархат, т.е. создать параллельную патриаршую юрисдикцию на части канонической территории святого Московского Патриархата, глубоко нас огорчило и обеспокоило. Меморандум кардинала Каспера, представляющий собой попытку оправдать это антиканоническое действие Ватикана, по содержанию действительно является исторически некорректным и неприемлемым. Аргументация, содержащаяся в меморандуме, и намерение учредить униатский патриархат полностью противоречат духу и целям как II Ватиканского Собора, так и результатам православно-римско-католического диалога и перспективам его продолжения…
Вызывает недоумение продолжающееся … обвинение Православного Востока в «цезаропапизме»… Утверждение, что якобы православные Александрийский и Антиохийский Патриархаты созданы после Ефесского (431 г.) и Халкидонского (451 г.) Соборов по принципу «дублирования» по отношению к «существующим» неправославным (несторианским и монофизитским) патриархатам… напрямую отрицает апостольское предание и подлинное экклезиологическое значение этих двух Вселенских Соборов, поддерживая при этом несторианскую и монофизитскую экклезиологию и богословие. Авторы указанного меморандума применяют утверждение об императорском происхождении патриаршей структуры Поместной Церкви и к более поздним Патриархатам (каковыми являются Сербский и Московский), истолковывая ошибочно и односторонне это сложное явление в жизни Церкви…. Подвергать сомнению легитимность апостольского значения Константинопольской, точнее Киевской (Московской) Церкви, на том основании, что предание об апостоле Андрее как их основателе «является более поздней традицией с довольно спорной исторической основой», означает в данном случае стремление усилить значение имперского обоснования идеи патриархата на Востоке и при этом, пусть и опосредованно, подчеркнуть место Рима как первоначальной, если не единственной «Апостольской столицы».
…Меморандум умалчивает о том, что параллельные патриархаты создавались в период отрицания экклезиологической и догматической идентичности восточных Православных Патриархатов и Церквей…
Учреждение нового украинского греко-католического патриархата, причем после II Ватиканского Собора, разве это не означает возвращение к той экклезиологии, которая была преодолена решениями Собора, или подобной ей?
…Православная Церковь со времени раскола (1054 г.) до настоящего времени не основала ни одного патриархата на Западе, как это делал и делает Рим на Востоке. Это можно объяснить, помимо прочего, и ответственным отношением Православной Церкви к трагедии раскола, который длится между Восточной и Западной Церквами в течение последних девяти веков.
Наша Поместная Церковь выражает свое глубокое сожаление, что Римско-католическая церковь учреждением греко-католического патриархата в действительности продолжает свою политику прошлых веков, отрицая Православную Церковь Востока…. Все это, без сомнения, ведет к отрицанию современного диалога между Православными Церквами и Римско-католической церковью, заложенного решениями II Ватиканского Собора на новых, более здоровых принципах».
В заключение выражена «надежда на то, что Ватикан пересмотрит свои намерения в отношении канонической территории Московского Патриархата».
(Из письма Святейшего Павла от 28 октября 2003 г.)
РУМЫНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Блаженнейший Патриарх, архиепископ Бухарестский и митрополит Унгро-Влахийский, наместник Кесарии Каппадокийской Феоктист: «Это реальная угроза ухудшения отношений между Католической Церковью и поместными Православными Церквами»
Священный Синод Румынской Православной Церкви разделяет обеспокоенность Московского Патриархата и считает, что «эта проблема является таковой для всей полноты Православной Церкви», а также «подтверждает необходимость продолжения православно-католического диалога» и считает «абсолютно необходимым проведение консультации по этому вопросу между Московским Патриархатом и Ватиканом». В письме кардиналу Касперу «выразили нашу солидарность с иерархами, духовенством и верующими нашей сестры — Русской Православной Церкви».
В указанном письме Патриарх Феоктист говорит, что действия Ватикана «вызывают у наших верующих глубокое разочарование. Более того, эти действия несут в себе реальную угрозу ухудшения отношений между Католической церковью и поместными Православными Церквами, особенно в наше время, когда мы все предпринимаем усилия к восстановлению единства всех христиан».
(Из письма Блаженнейшего Феоктиста от 12 декабря 2003 г.)
БОЛГАРСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Святейший Патриарх Болгарский и митрополит Софийский Максим: «Выражаем надежду на прекращение деятельности Ватикана и успокоение христианского духа в православной Украине».
«Вызывает недоумение то обстоятельство, что при новых церковно-общественных отношениях на нашем континенте и стремлениях к единению, взаимному пониманию и сотрудничеству руководители Католической церкви предпринимают административно-управленческие действия в области традиционно православной церковной юрисдикции, каковой является территория Украины. Намерение Ватикана создать униатский патриархат на украинской земле противоречит принятой Католической церковью резолюции о том, что униатство не может более использоваться как путь и средство достижения церковного единства.
По инициативе Константинопольской патриархии мы провели обсуждение с ее представителями относительно возможностей восстановления и продолжения диалога с Католической церковью. Эти усилия будут оставаться бесплодными при наличии осуществляемой усиленной активности римо-католицизма в отношении Православной Церкви…. Священный Синод Болгарской Православной Церкви осуждает всякий прозелитизм, проводимый каким бы то ни было способом, и выражает надежду, что объединенный голос святого Православия и высокий авторитет Святой Русской Православной Церкви помогут стараниям, направленным на прекращение деятельности Ватикана и успокоение христианского духа в православной Украине».
(Из письма Святейшего Максима от 3 декабря 2003 г.)
КИПРСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом: «Эти действия антиканонические и достойные осуждения»
(письмо от 24 октября 2003 г. от имени Архиепископа Кипрского по причине его болезни подписал хорепископ Саламинский Варнава)
«Действия Римско-католической церкви [по учреждению греко-католического (униатского) патриархата на Украине] мы рассматриваем как продвижение прозелитизма во вред Поместной Православной Церкви и, вследствие этого, как антиканонические и достойные осуждения. Мы будем добиваться отмены упомянутого решения Римско-католической церкви».
АЛБАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Блаженнейший Анастасий, Архиепископ Тиранский и всей Албании, Митрополит Тирано-Дурресско-Эльбасанский: «Это оскорбительный для Православия шаг».
«С великим удивлением и глубокой скорбью мы узнали… о намерениях учреждения Греко-католического патриархата на Украине, что означает создание Ватиканом новой параллельной патриаршей юрисдикции на одной территории с Русской Православной Церковью.
Мы полностью поддерживаем уважаемый и возлюбленный Патриархат Московский и всея Руси в осуждении этого действия. Мы присоединяем наш голос к голосу всего православного мира и просим исправить этот оскорбительный для Православия шаг».
(Из письма Блаженнейшего Анастасия от 21 ноября 2003 г.)
ПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва: «Учреждение униатского патриархата в Киеве лишает православно-римо-католический диалог смысла».
«Намерение учредить на Украине греко-католический патриархат является продолжением практики установления латинских патриархатов на Востоке во время крестовых походов, а также насильственного уничтожения православных епископских кафедр и насаждения параллельных епископий во время унии.
Это намерение противоречит совместной богословской работе по определению основ экклезиологии в рамках православно-римо-католического диалога. Оно несовместимо с апостольской практикой (ср. Рим. 15, 20) и древнехристианским пониманием евхаристического единства поместной Церкви во главе с епископом. Одно евхаристическое собрание в одном городе с предстоятельством преемника святых апостолов является тождественным с Единой Святой Соборной Апостольской Церковью. Существование параллельного собрания противоречит этому единству. Оно разделяет Поместную Церковь. Св. Игнатий Богоносец пишет: «Итак, старайтесь иметь одну Евхаристию. Ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единении Крови Его, один жертвенник, как и один епископ с пресвитерством и диаконами, сослужителями моими, дабы все, что делаете, делали вы в Боге» (К Филадельфийцам, гл. 6).
Служение первого епископа или же, в более поздней терминологии, митрополита, а также возникновение служения патриарха, католикоса или архиепископа связано с внутренней жизнью Церкви, со стремлением к сохранению единства Поместных Церквей и внутреннего порядка. Об этом в достаточной мере свидетельствуют каноны Поместных, Вселенских Соборов и св. Отцов Церкви.
Меморандум кардинала Вальтера Каспера содержит оскорбительные, путаные, исторически неверные и богословски необоснованные тезисы, которые, по сути, являются отказом от желания восстановить единство Восточной и Западной Церкви. Он содержит старую модель единства — поглощения Церкви Православной, т. е. повторяет идею унии.
Поэтому учреждение униатского патриархата в Киеве лишает православно-римо-католический диалог смысла».
(Из письма Блаженнейшего Саввы от 26 ноября 2003 г.)
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ЧЕШСКИХ ЗЕМЛЯХ И СЛОВАКИИ
Высокопреосвященнейший Архиепископ Прешовский, митрополит Чешских земель и Словакии Николай: «Если Римско-католическая церковь не отступит от своего намерения, в таком случае надо с нею разорвать все экуменические контакты»
«Мы не можем согласиться с основанием греко-католического патриархата на территории Украины потому, что она является канонической частью Русской Православной Церкви…
Уния на Украине была основана вследствие политических причин, против воли… верующих, проживавших на этой территории. Распространение унии сопровождалось прозелитизмом при использовании светских политических кругов и обещаний преимуществ в социальных вопросах. …
Основание этого патриархата является не чем иным, как выражением римского прозелитизма против Русской Православной Церкви, по этой причине мы протестуем против этого намерения…. Если Римско-католическая церковь не отступит от своего намерения развивать прозелитические действия против Православной Церкви, в таком случае надо с нею разорвать все экуменические контакты на всех уровнях, пока она не отступит от таких своих действий».
(Из письма Блаженнейшего Николая от 12 ноября 2003 г.)
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В АМЕРИКЕ
Блаженнейший Митрополит Герман, Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всея Америки и Канады: «Это нанесет ущерб православно-католическим отношениям в Украине и многих других регионах на многие годы».
«Меморандум… кардинала Вальтера Каспера… имеет целью оправдание намерения Римско-католической церкви создать в Украине греко-католический патриархат. Последствия этого документа вызывают крайнюю озабоченность…
Если Римско-католическая церковь предпримет шаги по созданию греко-католического патриархата в Украине, это нанесет ущерб православно-католическим отношениям в Украине и многих других регионах на многие годы. Большинство православных вынуждены будут прийти к заключению, что «униатская модель» взаимоотношений между Римом и Православием вполне жива и официально поддерживается Римско-католической церковью…
Наибольшую озабоченность вызывает игнорирование в меморандуме действительных последствий создания греко-католического патриархата на Украине как для украинского общества и его гражданского мира, так и для православно-католических отношений…. Создание греко-католического патриархата на Украине повредит православно-католическим отношениям и породит недоверие и подозрения даже в Северной Америке….
В заключение мы выражаем надежду, что процесс диалога и обмена информацией, а также обмена впечатлениями может иметь место между Православными Церквами, с одной стороны, и Римско-католической церковью, с другой, с тем, чтобы непоправимые решения не принимались, прежде чем все возможные последствия таковых будут полностью взвешены».
(Из письма Блаженнейшего Германа от 4 декабря 2003 г.)
Материалы подготовил Василий Анисимов
ПОСЕЯВШИЕ ВЕТЕР
Василий Анисимов
Униаты Украины могут стать причиной нового жесткого противостояния мирового Православия и Католицизма. Некоторые издания назвали УГКЦ «ахиллесовой пятой Ватикана», «гнойным аппендицитом», который уже отравил межконфессиональные отношения в Украине, а теперь, того и гляди, сорвет мировой межхристианский диалог. Не последнюю роль в этом сыграл и сам лидер униатов в Украине кардинал Любомир Гузар, склонный к провокационным действиям и заявлениям. Ведь недаром унию создали иезуиты, за которыми в веках сохранился имидж коварных и лицемерных деятелей, говорящих одно, подразумевающих другое, а творящих третье. Кардинал, кроме того, умудряется делать прямо противоположные заявления по одному и тому же поводу. То униаты — самая верноподданная часть Римского патриархата, то (судя по последнему заявлению Гузара по поводу визита кардинала Каспера в Москву) вообще никакого отношения к Риму не имеют: «Согласно церковному праву, Украинская Греко-Католическая Церковь является поместной церковью, а не составной частью какой-нибудь другой Церкви, поэтому развивается соответственно своей экклезиологической природе». Где он отыскал такую природу в унии? И если она не имеет отношения ни к какой иной Церкви, то почему папа римский назначает униатам епископов, в том числе и самого Гузара?
Не менее провокационной является и история с созданием униатского патриархата в Украине. Гузар уже несколько лет пытается убедить общественность, что несчастные униаты (а это в подавляющем большинстве галичане — жители дотационного, бедствующего региона, ищущие в массовом порядке заработки за пределами страны) ни о чем больше не мечтают, как о переименовании своего кардинала в патриарха. Хотя прекрасно осведомлен, что Украина — это не мусульманский Восток, а православное государство, и шутки с католическими псевдопатриархатами — это игра с огнем. Но охота пуще неволи. Скандальная известность — лучшая известность. И вот уже кардинал Каспер зондирует почву о возможности реализации этого проекта. Киев принципиально не воспринимает эту идею, и кардинал отправляет меморандум, обосновывающий возможность униатского патриархата в Москву. Святейший патриарх Алексий отправляет его всем Восточным патриархам с просьбой дать свое заключение. Реакция мирового Православия была резко отрицательной и единодушной. Более того, некоторые патриархи непосредственно обратились к папе и поставили вопрос о целесообразности существования унии вообще. Этот проект Речи Посполитой по окатоличиванию православных в Украине ныне является лишь рудиментом прошлого, и он ничего доброго не принес ни народу, ни государству, ни христианству. Некоторые даже заявили о необходимости сворачивания православно-католического диалога. Получается, что униаты нанесли удар в спину не кому-нибудь, а самому Предстоятелю Римско-Католической Церкви Святейшему Иоанну Павлу II, его глобальной миротворческой миссии. Получается, что папа из последних сил во имя диалога объезжает весь мир, не стыдится публично каяться за преступления католиков, чтобы оставить после себя Римский патриархат примиренным и внутри себя, и со всем миром, даже с нехристианами, а украинские униаты, напротив, возвращают христиан к вражде.
Кардинал Гузар, обескураженный таким поворотом событий, в свойственной ему манере попытался представить ситуацию как традиционные происки ненавидящих унию москалей. Мол, «украинские православные» нормально относятся к идее учреждения униатского патриархата, а «русские православные» — плохо. Под «украинскими православными» он подразумевает отлученного от Церкви Михаила Денисенко (Филарета) и его схизматический УПЦ-Киевский патриархат, который действительно к униатам не имеет никаких претензий, поскольку они сообща борются против Православной Церкви в Украине. Под «русскими» — УПЦ и, разумеется, Москву. Хотя по отношению к Москве он явно перегнул. Католики, конечно, немало бед принесли «москалям»: во время Смутного времени убили святителя Гермогена, Патриарха Московского, держали в заточении Патриарха Филарета и других епископов, едва не развалили государство, однако униаты до России не дошли. Они все свои кровавые «подвиги» совершали в Украине, почему и заслужили крайне отрицательную оценку и Шевченко, и Грушевского, и всей украинской истории и культуры.
Реакция Предстоятелей Православных Церквей на деятельность УГКЦ в Украине лишний раз свидетельствует, что осуждение унии — это не политическая «забава» москалей, а обоснованная позиция всего Православного мира.
18.01.2006. КИЇВ. На свято Богоявлення Господнього Предстоятель УПЦ освятить хрещенську воду