Предстоятель УПЦ: Чтобы стать настоящим христианином, нужно сначала стать настоящим человеком
Как найти «работу» в одной из самых близких к Господу организаций, и что подразумевает в Церкви компетентность — рассказывают Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий (Березовский) и его «правая рука» — митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич), управляющий делами УПЦ.
– Как попасть на работу в Православную Церковь?
Блаженнейший Митрополит Онуфрий: Во-первых, Церковь — это не бизнес-корпорация, и сюда не поступают на работу, а приходят по зову сердца. У священников — не работа, а служение. А если мирянин пожелает трудиться в каких‑либо церковных структурах, важным для него будет только одно — призвание христианина. Поэтому вопрос упирается в личный выбор человека, а главной мотивацией для принятия решения должна быть исключительно любовь к Богу и людям.
Митрополит Антоний: Принято говорить, что в Церкви не «работают», а служат. Это касается и священников, и каждого человека, который выбирает путь служения Богу. Всякий, кто слышит в сердце призвание к такому служению, может его реализовать в Церкви.
– Какими качествами должен обладать кандидат?
Блаженнейший Митрополит Онуфрий: Как сказал один богослов, чтобы стать настоящим христианином, нужно сначала стать настоящим человеком. И хотя среди обычных работодателей существует мнение, что хороший человек — это не профессия, и профессиональные качества важнее человеческих, с христианской точки зрения все как раз наоборот. Главное тут человек и лучшие человеческие качества: честность, искренность, верность.
Митрополит Антоний: Прежде всего, преданность Христу. Человек, который решает служить Богу, должен быть готов отказаться от всего, чтобы следовать за Христом.
– Престижно ли служить в Церкви?
Блаженнейший Митрополит Онуфрий: Весьма символично, что понятие «престиж» происходит от латинского слова, которое означает иллюзию, обман чувств. И действительно, для многих поиски престижности превращается в погоню за миражами. И если в мирском смысле слово «престиж» означает признание и некое уважение, то в Церкви все это достигается через положительное взаимное отношение к миру и людям. Как сказал преподобный Максим Исповедник, «мое только то, что я отдал».
Митрополит Антоний: Если вспомнить апостолов, едва ли можно сказать, что они избрали для себя «престижную работу». Почти все ближайшие ученики Христа окончили жизненный путь мученической смертью. Мы все наследники апостолов и должны быть готовы отдать жизнь за Христа. В глазах мира это безумие, а не престиж.
– Есть ли у вас понятие здорового карьеризма? Если да, в чём он заключается?
Блаженнейший Митрополит Онуфрий: Карьера — это показатель того, насколько успешен человек в осуществлении той или иной профессиональной деятельности. А главным двигателем профессионального успеха должны быть интерес и любовь человека к делу, которым он занимается. Если работа приносит удовольствие и радость, является приоритетом в жизненных интересах, то и результат — внутренний и внешний — будет соответствующим.
Митрополит Антоний: Если под карьеризмом понимать стремление получить как можно больше власти и материальных благ, такой карьеризм чужд Евангелию. При этом каждый христианин, и тем более тот, который приходит на служение в Церковь, должен стремиться раскрыть таланты, данные ему Богом. Если человек зарывает талант в землю, не раскрывая свои дарования, он попадает под осуждение. Призвание человека — стремиться к совершенству.
– Как вы заботитесь о повышении квалификации персонала?
Блаженнейший Митрополит Онуфрий: Несколько лет назад мы провели курсы повышения квалификации для преподавателей Духовных школ. Кроме того, регулярно в Украине и за рубежом проходят конференции, научные симпозиумы и круглые столы для представителей нашего духовенства и сотрудников церковных отделов.
Митрополит Антоний: В Церкви есть учебные заведения, которые готовят кандидатов и в священнослужители, и для иных церковных должностей. Церковь поощряет получение священниками и светского образования, чтобы они могли нести служение с еще большим успехом. Те, кто чувствует к этому способность, могут заниматься богословской наукой.
– За что у вас «увольняют»?
Блаженнейший Митрополит Онуфрий: Такое происходит не часто. В основном в связи с переходом на другое послушание или переездом в другую епархию.
Митрополит Антоний: «Профессиональная непригодность» обычно имеет в Церкви нравственное измерение. Служитель Церкви, на какое бы место служения он ни был поставлен, должен помнить о высоком звании: христианин. Это обязывает нас жить в соответствии с теми нравственными нормами, которые мы проповедуем. Если же человек не отвечает высокому призванию, Церковь может запретить ему служение.
– Что вы думаете о конкуренции? Конкурируете ли вы с другими церквями?
Блаженнейший Митрополит Онуфрий: В Евангелии нет ни одного упоминания Церкви во множественном числе. Наоборот, Писание учит нас, что «Едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех» (Еф. 4, 5). Святая Православная Церковь уже две тысячи лет со дня Святой Пятидесятницы несет служение спасения человеческих душ, и ее спасительные действия ограничены только одним — личным выбором. Господь принес Искупительную Жертву за всех нас, и каждый решает сам — принять ее или пройти мимо. Спасение человека — вопрос Истины, а не конкуренции.
Митрополит Антоний: Что касается взаимоотношений внутри Церкви, то еще апостол Павел говорил, что между христианами может и должно быть разномыслие, дабы открылись наиболее искусные (1 Кор. 11, 19). В определенном смысле это можно назвать здоровой конкуренцией. Что же касается взаимоотношений с другими конфессиями, мы не стремимся с ними конкурировать. Мы ищем единства во Христе. Как говорил святой Григорий Богослов о тех христианах, с которыми у нас нет единства: «Мы домогаемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас».
– Какие важнейшие нововведения произошли в Церкви за последние сто лет?
Блаженнейший Митрополит Онуфрий: Главное нововведение совершилось две тысячи лет назад, когда в мир пришел Спаситель и открыл людям ошеломляющую весть — мы не чужие друг другу и Богу, и главный закон жизни заключается в жертвенной бескорыстной любви. То, что сегодня этот вопрос как никогда актуален в своей остроте, наводит на мысль, что главные нововведения должны осуществляться не в Церкви, а в самом человеке и в обществе. Наверное, поэтому Завет, в котором мы живем, называется Новым. Он всегда будет для нас новым, требующим внутреннего обновления, ибо рождается человек в падшем ветхозаветном состоянии и требует исправления и освящения.
Митрополит Антоний: Церковь остается тождественна сама себе во все века. Поэтому в сфере вероучения в нашей Церкви нет никаких нововведений. Что же касается внешних форм жизни Церкви, они постоянно меняются. Появляются новые богослужебные тексты, церковные композиторы создают новые произведения, иконописцы разрабатывают новые иконографические сюжеты. Меняется и статус Церкви в разных странах. Сегодня Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии. А столетие назад Церковь на территории Украины никаких автономных прав не имела.
– Является ли Церковь прогрессивной организацией?
Блаженнейший Митрополит Онуфрий: Именно с христианством связано понятие всестороннего прогресса человеческой цивилизации, так как без Христа и Его учения все человечество осталось бы в примитивном состоянии дохристианской эпохи. Несмотря на постоянные проблемы в роде людском, христианство все же оказало решающую роль в формировании новой развитой цивилизации, особой культуры, системы нравственных ценностей. И если человек прогрессивный — это человек ищущий и думающий, то именно Церковь дает тот импульс к новой жизни и тот путь, без которых никакой прогресс, будь то личностный или общественный, невозможен.
Митрополит Антоний: Церковь всегда была открыта к принятию того лучшего, что создает человечество, но это довольно консервативный институт.
Сама идея прогресса как процесса, который ведет человечество от мрачного прошлого к светлому будущему, не соответствует церковному пониманию истории.
В Новом Завете ясно сказано о том, что в конце времен человечество в нравственном отношении придет к полной деградации. Развитие наук и технологий еще не означает возрастание нравственности. А для Церкви главным является именно нравственное измерение жизни.
– Кому вы подчиняетесь? Кто является вашим высшим начальством?
Блаженнейший Митрополит Онуфрий: Главой Церкви является Сам Иисус Христос, Который обещал, что не оставит нас до скончания века (Мф. 28, 20). В смысле управления земной церковной структурой наша Церковь Соборная. Патриархи Вселенского Православия равны между собой в своем достоинстве, и решения принимаются на основе общего взаимного согласования иерархов, священников и мирян. Это принципиальный для нас вопрос, так как место главы Церкви принадлежит Тому, Кто ее создал Своей Кровью — Господу Иисусу Христу. А Поместные Церкви, которые называются так по месту своего земного пребывания, руководятся Поместными Соборами и Предстоятелем.
Митрополит Антоний: В Церкви принято называть всех «рабами Божиими». Внешним людям это кажется странным и даже нелепым. Но это как раз и означает, что вся наша жизнь подчинена Богу. Он является нашим «Высшим начальством».
Что же касается земного измерения Церкви, тут порядок управления в Церкви определяется как древними канонами, так и современным уставом. В нашей Церкви высшая власть принадлежит Собору Украинской Православной Церкви. В промежутках между Соборами высшая власть принадлежит Собору епископов, а в промежутках между Соборами епископов — Священному Синоду и Митрополиту Киевскому.
– Как сочетается церковная иерархия с идеей о том, что перед Богом все равны?
Блаженнейший Митрополит Онуфрий: Церковная иерархия не предполагает разделение людей на касты. Перед Богом действительно все равны, и Господь явно указал главный принцип взаимодействия между христианами: «кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20, 27).
Принцип иерархичности заложен в мироздании и является выразителем особой Божественной гармонии, без которой мир превратился бы в хаос.
Сам человек иерархичен — в нем тело должно подчиняться душе, а дух главенствовать над душой и телом. Проблемы начинаются тогда, когда иерархия нарушается и распадается личность. Так же и в церковном теле: иерархия является залогом единства и гармонии, при которых взаимная подчиненность проявляется не во власти над другими, а в ответственности за них перед Богом, служении им и взаимоуважении.
Митрополит Антоний: Да, перед Богом все равны, но в Церкви каждый несет свое служение в соответствии с теми дарованиями, которые вручены ему Самим Богом. Апостол Павел ясно говорит, что уже в первые десятилетия существования Церкви в ней одни были апостолами, другие учителями, третьи имели дар управления, а кто‑то занимался благотворительностью. Так что служения в Церкви различны, но совершаются они одним Духом. Потому различие служений не означает нарушения принципа равенства всех пред Богом.
– Как вы относитесь к дизайну? Нужен ли он в вашей сфере?
Блаженнейший Митрополит Онуфрий: Придя в любой монастырь, вы обнаружите красоту и гармонию, выраженные и во внешнем, и во внутреннем благолепии. Это касается архитектуры, ландшафта, внешнего и внутреннего украшения. Если дизайн выражает духовную суть того или иного архитектурного комплекса, подчеркивает его достоинства и характерные черты, такой подход является желанием поделиться красотой с людьми.
Преображение внешнего мира — отблеск нашего внутреннего состояния. Обустраивать повседневный быт, делать его красивым и привлекательным — важная и нужная задача.
Митрополит Антоний: Насколько мне известно, сегодня дизайн является очень широким понятием. В него включают практически всю среду, которая окружает человека. Дизайн востребован и в церковной среде. Ведь мы издаем книги, журналы, газеты, создаем интернет-сайты, строим или обустраиваем здания для церковных нужд. Во всех этих сферах нельзя достичь качественного результата без участия профессиональных дизайнеров.
– Что вы думаете об архитектуре храмов? Должны ли они строиться по старинным канонам, или же авторы могут вносить веяния современности?
Блаженнейший Митрополит Онуфрий: Есть множество примеров современного решения храмовых архитектурных комплексов, и лично я не вижу ничего плохого в таких новых творческих подходах. Главное, чтобы у архитектора было чувство меры и понимание того высокого назначения, которому служит Дом Божий. Храм — частица Неба на земле, и самое главное, чтобы архитектура отражала эту идею. Поэтому эпатаж в данной сфере неуместен.
Митрополит Антоний: Канонические формы христианских храмов имеют вполне земное происхождение. Они выросли из традиций дохристианской архитектуры. И в течение двух тысяч лет жизни Церкви она постоянно обогащалась новыми архитектурными формами. Храмы XVII века не похожи на храмы XVIII столетия, которые, в свою очередь, заметно отличаются от храмов, построенных в XIX веке. Этот процесс заимствования храмовой архитектурой новых форм никогда не останавливался и, наверное, никогда не остановится. Думаю, церковная архитектура всегда будет
НАПРАВО
ЗАПОРОЖЬЕ. Впервые на Украине молитва возносилась на 12 языках
ЛУЦУЬК. Православне молодіжне братство “НІКА” взяло участь у велопробігові до Дня Незалежності