КИЕВ. Митрополит Антоний. Об истинной лестнице и ложных лесенках на нашем пути
Об истинной лестнице и ложных лесенках на нашем пути – митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, Управляющий делами Украинской Православной Церкви, в Неделю прп. Иоанна Лествичника.
— Ваше Высокопреосвященство, бессмертная книга преподобного Иоанна Синайского «Лествица» – это, как известно, образ лестницы, ведущей на духовную высоту, образ стремления к совершенству. Но, чем выше поднимаешься, тем страшнее падать. Какова «техника безопасности» во время подъёма, как минимизировать риск сорваться и упасть?
— Прежде всего, хотелось бы сказать, что христианство само по себе не технологично. У Церкви нет методик по быстрому достижению успеха. Наш современный мир – мир фаст-фуда, мир потребления; многие наши современники жаждут результатов здесь и сейчас, без трат времени и без труда. Появилось огромное количество различных курсов быстрого похудения или «скоростного» изучения иностранных языков. Постепенно появляется соблазн применять такой же подход в сфере духовной жизни. К сожалению, в наше время существует немало деноминаций, готовых удовлетворять подобные запросы современного общества, идя у него на поводу и предлагая некие «ускоренные курсы» духовного роста. Дальнейшая судьба «потребителей» подобных услуг организаторов «курсов» не заботит.
Мы уже вступили во вторую половину Святой Четыредесятницы, с первой седмицы Великого поста Православная Церковь предлагает нам вспомнить историю человечества, начиная с книги Бытия, которая прочитывается в качестве паремии на вечерне. На страницах этой богодухновенной книги мы можем прочитать о тенденции, которая сегодня господствует в обществе: Адам и Ева захотели обожения без приложения собственных усилий, механически и сразу. Диавол пообещал им, что они станут подобны богам, как только вкусят от древа познания добра и зла. И наши предки поддались этому соблазну. Поэтому, говоря о духовном делании, нельзя и думать о каких-то техниках или технологиях, которые работают «моментально», «сами по себе». Конечно, услышав подобное, мы с вами можем повторить изумленный вопрос учеников Христа: «Кто же может спастись?». Но «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:26-27).
— Как можно понять, что ты уже поднимаешься вверх, а не просто топчешься на месте, у основания лестницы?
— Как ни странно, опыт святых отцов и подвижников Православной Церкви показывает, что человек, который действительно поднимается ввысь по лестнице духовного роста, всегда будет видеть лишь свои недостатки. И наоборот, в практике многих священнослужителей бывают случаи, когда на исповедь приходит совершенно невоцерковленный человек и говорит, что у него «нет грехов». Критерий ясен. Когда человек восходит ближе к Христу – Солнцу Правды – для него сразу же становятся очевидными пятна на собственной душе. И единственное желание, которое возникает в покаянном порыве — это смыть свои грехи, а не оценивать свое мнимое положение на «духовной лестнице». Но, если келья нашей души находится в постоянном мраке, мы так и не увидим царящего в ней беспорядка, нас все будет вполне устраивать. Именно поэтому во время Великого поста, обращаясь к Сердцеведцу Христу словами молитвы преподобного Ефрема Сирина, мы просим у Него: «Даруй ми зрети моя прегрешения».
Человек, который пытается повысить свой духовный уровень, думает, что он уже чего-то достиг и уверенно стоит на ногах. Именно в этот момент он теряет духовную бдительность и от любого неосторожного движения может сорваться вниз. И наоборот, если мы посмотрим на икону преподобного Иоанна Синайского, то увидим, что человек, который стоит на самом верху лестницы, держится за руки Спасителя. Этот образ похож на евангельский эпизод с апостолом Петром, который, утопая в Галилейском море, закричал: «Господи! Спаси меня!» И Христос тотчас же простер ему руку помощи (см. Мф. 14:30–31). Точку опоры такой человек ищет не в самом себе, а во Христе. Он не оглядывается назад, не тешится достигнутым, но, ощутив себя беспомощным и бессильным, тянется вперед, стремится к протянутой Руке Господа.
Так что попытка установить свой «духовный ранг» — уже признак прелести и приближающегося духовного падения. Поистине блажен тот, кто вместе с псалмопевцем Давидом не лукавя может сказать о себе: «Беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну» (Пс. 50:5).
— Какая ступень самая сложная? Или — какая часть пути?
— В духовном делании не бывает ничего маловажного. Любой отрезок на этом пути одинаково значим. И сказать, какая из 30 ступеней, описанных преподобным Иоанном Лествичником, является «более легкой» или «более сложной» — не представляется возможным. В данной ситуации получается некий парадокс. С одной стороны, Господь говорит нам, что «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12), а с другой – «иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:30).
Но все же можно сказать, что наиболее важно и сложно – это решиться стать на путь духовного роста. Это сложнее, чем переходить от ступеньки к ступеньке. Ведь укореняясь в определенной добродетели, человек созревает для перехода на следующий уровень. Но тому, кто все время находится в состоянии «теплохладности», проводя в лености и беспечности свою жизнь, очень тяжело начать делать хотя бы что-нибудь.
Поэтому самое сложное – найти в себе силы и готовность работать над самим собой, но без тени самонадеянности и самоуверенности. В любом случае, не нужно стремиться идти по указанному пути семимильными шагами, помня слова Христа: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16:10).
— По лестнице можно подыматься вверх, но есть и такие лесенки, которые ведут человека к погибели. Как не потерять здравомыслия и не соблазняться на «модные и красивые таблички» на «лесенке», со сладкими обещаниями легкого и красивого пути? Что является признаком верного пути, истинной Лествицы?
— Исчерпывающий ответ на этот вопрос дает нам Сам Спаситель, Который является истинным Путеводителем каждого христианина: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:13–14). Об этом необходимо помнить, когда на пути встречаются красивые и заманчивые «дорожные указатели». Это извечная проблема человечества: выбор между тем, что «легко», и тем, что «правильно». Но ведь Христос не обещает удобств и комфорта на пути к Нему. Он честно говорит: «В мире будете иметь скорбь (Ин. 16:33), претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10:22).
Как гласит народная мудрость: без Бога ни до порога. Господь сказал о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Как видим, настоящее восхождение невозможно осуществить своими силами, без Церкви, без участия в благодатных таинствах и, в первую очередь, без Евхаристии. Ведь часто случается так, что Христос идет рядом с нами, но мы не замечаем этого. Часто Он беседует с нами, говорит открыто, но мы не слышим Его. Так было с Лукой и Клеопой, когда они шли в Эммаус, и всю дорогу беседовали со своим Божественным Учителем о произошедшем в Иерусалиме. Но глаза у них открылись лишь во время «преломления хлеба» (см. Лк. 24:13–35).
В поисках правильной лестницы, не стоит полагаться на свою совесть, потому что она может оказаться «сожженной», о чем предупреждает апостол Павел (1 Тим. 4:2), а мы, зачастую, не в состоянии заметить этого. Нужно жить по Евангелию.
pravlife.org
БИШІВ. Благочиння продовжує надавати допомогу українським військовослужбовцям
ЖИТОМИР. Вихованці воскресної школи помолились біля Чорнобильських святинь