Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

КИЕВ. Митрополит Антоний: Почему же столь тяжек и опасен грех осуждения ближних?

Сегодня, когда многие в нашей стране преисполнены чувства вражды, неприятия и осуждения, очень важно помнить об одном знаменитом изречении Спасителя.

Священное Писание подробно рассказывает нам, как следует жить человеку, какие добрые дела делать, чтобы быть оправданным на Страшном Суде (Мф. 25, 31-40). И в то же время Христос нам говорит, как вовсе избежать суда: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7,1).

Это очень известные слова Спасителя – их цитируют иногда и вовсе неверующие люди.  Слова известные, но мало кто их применяет в своей жизни, хотя, казалось бы – как легко избегнуть расплаты за свои грехи – всего лишь не осуждать других. Но для многих людей это тяжелее совершения добрых дел, ведь для них осуждение ближних и дальних – обычный стиль их речи и мышления. Стиль, от которого они не только не хотят отказаться, но даже считают его морально оправданным, а себя – борцами за правду. И как это диссонирует со всей христианской мыслью прежних веков. Достаточно вспомнить святителя Иоанна Златоуста, одного из величайших церковных проповедников, говорившего, что тот, «кто строго расследует чужие проступки, не получит снисхождения к своим собственным».

Более того, согласно мысли древних подвижников благочестия, осуждающий ближних не только отягощает свои собственные грехи, но и лишается всякого воздаяния за свои добродетели: «кто удручает себя великими подвигами, но уничижает согрешающего… тот губит этим весь свой подвиг».

В каждом из людей, встречающихся нам на жизненном пути православная традиция советует замечать доброе, чему нужно подражать, а не злое, чего в каждом из нас достаточно. Преподобный Иоанн Лествичник приводил такое сравнение: «как добрый виноградарь вкушает только зрелые ягоды, а кислые оставляет, так благоразумный и рассудительный ум тщательно замечает чужие добродетели… Безумный же человек отыскивает чужие пороки и недостатки».

Почему же столь тяжек и опасен грех осуждения ближних? Потому что осуждающий свидетельствует своими словами, что не исполняет важнейшей заповеди Божией о любви к ближним. А ее отсутствие не могут заменить никакие подвиги, никакие добрые дела, как говорит о том апостол Павел: «если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13, 3). Более того, апостол говорит, что даже высокая личная духовность без любви к ближним – лишена спасительной силы: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто» (1 Кор. 13, 2).

Что же делать нам, когда видим грехи ближних? Христос дает нам такой ответ: «что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? …вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7, 3-5). То есть, единственный способ исправления мира – это начать исправление самого себя. Внимательность к своим, а не чужим проступкам не только покажет человеку пути их исправления, но и научит снисхождению к проступкам ближних. Более того, если мы последуем словам Спасителя, это будет лучшей проповедью Евангелия, не словом, которое всегда можно оспорить, но самой нашей жизнью: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5. 16).

Митрополит Антоний (Паканич)

http://blogs.korrespondent.net/blog/events/3477961/