Василий Анисимов : «Легче лбом великую китайскую стену разрушить, чем нашу власть и бюрократию подвигнуть к решению насущных церковных проблем»
Глава пресс-службы Украинской Православной Церкви Василий Анисимов в интервью «Интерфакс-Религия» прокомментировал недавний нашумевший эпизод с похищением киевских монахинь и подготовку к празднованию юбилея Крещения Руси.
- Василий Семенович, прежде всего вопрос об актуальном: история с похищением монахинь Покровского монастыря до сих пор остается без церковного комментария. Чем вы это объясняете?
- Необычностью ситуации, такое случилось впервые. Слава Богу, что все так закончилось. В том, что злоумышленники через три дня отпустили узниц, заслуга наместника лавры митрополита Павла, по горячим следам призвавшего молиться за их благополучное освобождение, милиции, которая энергично занялась поиском, арестовала подозреваемого, светской прессы, которая подняла шум. Было очевидно, что ни сокрыть, ни замять преступление не удастся, поэтому похитители-вымогатели предпочли от большего греха подальше отпустить монахинь. Арестованный — брат бывшего нардепа-ющенковца, свидетелем проходит архиепископ-секретарь предстоятеля. Вот эти люди, следователи и сами монахини знают достоверную информацию об этом деле, но не разглашают как следственную тайну. Судя по всему, история сугубо криминальная.
- И связанная с мошенничеством по торговле «лексусами»?
- Да. Уголовное дело еще в прошлом году было открыто. Оно касалось супруги высокопоставленного сановника и церковной благотворительницы, которая семь лет назад якобы придумала мошенническую схему по торговле иномарками налом и без пошлин, втянула в это дело много людей, в том числе якобы и церковники там оказались. В прошлом году схема будто бы дала сбои: деньги были собраны, машины не получены. Якобы счет шел на миллионы долларов. Тот же ныне арестованный Бут обращался с заявлением в правоохранительные органы. Мошенница была арестована, но отпущена под залог, муж ее три месяца назад был уволен, сама она пару месяцев назад пропала без вести, но как-то перевела стрелки долгов на Покровский монастырь. Кстати, вся эта история еще в феврале была опубликована, и журналист-расследователь предупреждал в ней о реальности неправовых действий участников конфликта.
- А почему «неправовых»?
- Я тогда позвонил журналисту, удивился и суммам, фигурировавшим в материале, и этому предупреждению. Он мне сказал, что это мошенничество было придумано гениально для раскрутки «кореек»: все было обставлено солидно — здесь и администрация президента, и депутаты, и церковники — все, мол, повязаны, никто никакого не «кинет», и можно спокойно лезть под кровать, открывать кубышку. А когда «кинули» и некоторые рискнули обратиться в милицию, то прокуратура первым делом стала выяснять, откуда у чиновников такие гигантские сбережения. Поэтому перспектива вернуть средства была смутной, а перспектива самим угодить под следствие — реальной. Вот, видимо, и решили выбивать деньги самым мерзким способом — похищением и насилием. Хотя в этой истории много непонятного. Как эта схема «работала» целых семь лет? Если несчастная пропавшая мошенница, как Деточкин, отбирала у сановников излишки и жертвовала на реставрацию монастырей, то почему это всплыло лишь теперь? И т.д., и т.п. Словом, следствию есть над чем работать и есть что разъяснить общественности.
- Но имиджу Церкви нанесен урон…
- В какой-то степени, хотя Церковь здесь — пострадавшая сторона. Это очевидно, но какие-то уроки надо уже сейчас извлекать.
- Какие, например?
- Церковь, скажем, уже много лет привлекает для решения своих возрожденческих задач и власть, и бизнес, а вместе с ними проникают и темные элементы, которые есть и там, и там. Поэтому надо научиться какую-то пастырскую дистанцию держать, чтобы ни у кого не появлялось искушений прикрывать свои неблаговидные поступки церковными связями. Или, скажем, отношение к разоблачительным материалам о Церкви в светской прессе. Конечно, они подаются в сенсационно-скандальном соусе (по-иному уже никто и писать не умеет), но если там есть фактаж, то надо на него реагировать. Раньше были надзорные органы, тот же Госкомрелигий, так там сообщали церковному руководству: вот такого-то священнослужителя в криминальные дела тянут, обратите, мол, внимание. Теперь Госкомитет упразднен, потому что вреда от него было больше, чем пользы, государева ока нет, надо самим как-то в новых реалиях жить. Четыре месяца назад ситуация была засвечена и в лицах, и в проблемах, и если бы последовали реакция и разбирательство, то не было бы ни похищений, ни скандалов. А у нас принято отмахиваться от светской журналистики, поскольку, мол, это всегда злопыхательство, очернительство, подтасовка и глупость.
- Но ведь многие публикации о Церкви такими и выглядят…
- В Украине этим промышляют не журналисты, а униато-раскольничьи псевдоаналитики, все эти черноморцы, штайниковы, антошевские и прочие неустанно клевещущие. Это небольшой сегмент религиозного Интернета, мало кому интересный. Профессиональный журналист может, конечно, ошибаться, но возводить клевету ни на кого не будет. Это противоречит профессиональной этике и преследуется законом.
- Вы сказали, что это сугубо криминальная история, однако некоторые СМИ пишут, что похищение монахинь — это провокация против секретаря предстоятеля УПЦ архиепископа Александра (Драбинко), которая преследует цель отправить в отставку Блаженнейшего Владимира. А раскольничий «Киевский патриархат» выступил даже с обращением, призывающим Блаженнейшего не уходить в отставку, а власти Украины — защитить его «от неправомерного вмешательства в уставную деятельность» УПЦ.
- Вы знаете, лидер этой организации анафематствованный Михаил Денисенко (Филарет) разменял уже девятый десяток и в преддверии геенны огненной у него с логикой сплошные разлады, как и у филаретовских СМИ. Если допустить, что похищение монахинь — провокация против владыки-секретаря, то надо признать, что он ее и организовал, поскольку сам вызвал ночью монахинь прямо в руки похитителя, с которым состоял в дружеских отношениях. Ведь это абсурд! Еще абсурднее предполагать, что он этой провокацией добивается отставки Блаженнейшего, который его всегда и всюду защищал. Стенания же раскольников о митрополите Владимире — сплошное лицемерие. Больше Филарета никто крови у Блаженнейшего не попил. Филаретовцы полтора десятилетия и унижали, и шельмовали, и бесчисленные провокации организовывали против него и при Кравчуке, и при Кучме, и при Ющенко, с властью, с унией, без совести и стыда. Они-то и довели его и до больничной койки, и до инвалидной коляски. А теперь льют крокодильи слезы. Редкая наглость!
- А чем можно объяснить такой поворот?
- Иезуитством. Обломали зубы на Блаженнейшем митрополите, вместо него решили назначить во «враги Украины» ближайших соратников митрополита, великих архиереев, отцов Харьковского собора, избравшего предстоятелем митрополита Владимира. Распространяют, пытаясь посеять рознь среди православных епископов, о них всякие страшилки: то они Украины не любят, то автономии хотят УПЦ лишить, то Блаженнейшего в отставку отправить. Если вы действительно так дорожите и переживаете за Православную церковь в Украине, то возвращайтесь с покаянием в ее спасительное лоно, к чему вас постоянно призывают патриархи и иерархи всех поместных Церквей. И сами начнете по церковному уставу жить.
- А что, у них нет устава?
- Ну какой у отлученных от Церкви может быть устав! «Велесова книга» или еще какая-нибудь иная филькина грамота. А вся раскольничья «уставная деятельность» только в том и заключается, чтобы врать от зари до зари, хулу на Церковь возводить да обманутых к вечной погибели вести. Вот над этим они и трудятся неустанно, этим и живут. Достойное занятие! Чем бы еще людям в нашей вымирающей державе заниматься?
- Грядущие торжества в честь юбилея Крещения Руси как-то повлияют на раскольничьи сообщества?
- Всеправославное и ежегодное празднование Крещения Руси свидетельствует о единстве и истинности Православной Церкви. Ведь приезжает весь цвет Православия, предстоятели и выдающиеся иерархи поместных Церквей, которые совместным богослужением в лавре, своими выступлениями и интервью удостоверяют, где истинная Церковь, а где обман. Синод Русской церкви здесь принимал обращение «к братьям, сущим в разделениях». Это благотворно влияет на религиозную ситуацию, во многих регионах раскольничьи общины потихоньку возвращаются в церковное лоно. Один возвратившийся священник говорил, что у него словно камень с души упал. Духовные проблемы современного человека непростые, одно дело, когда ими занимаются с Богом, с легкой душой, другое — когда с раскольничьим камнем за пазухой.
- Но массового возвращение не наблюдается…
- Его можно, конечно, организовать, но, по-моему, никто к этому не стремится. Раскольники ведь понимают, что они находятся в изгойстве, в изоляции, в неправде, в паразитизме. На православные богослужения их не допускают и не пустят. Отсюда сектантская зависть и озлобленность, иногда они даже злее униатов, древних врагов Православия. Люди духовно ущербные, трудные, склочные, наберите себе таких в общину или епархию — хлопот не оберетесь. Я помню, как один наш владыка отбивался, как мог, от десяти филаретовских общин, которые вместе с «епископом» решили вернуться в Церковь. Он считал, что с этими десятью приходами у него будет больше проблем, чем с пятьюстами, которые у него есть. Другой владыка мне рассказывал, что принял трех филаретовских священников — вакансий в УПЦ много — перерукоположил, отправил на приходы и на полгода потерял сон, поскольку конфликты разгорались одни за другим. Наконец, по требованию уже самих приходов, он сам их запретил и выгнал, потому что оказалось, что люди понятия не имеют о пастырской работе, священнической дисциплине. Здесь есть и такая проблема. Поэтому никто особо заморачиваться этим не спешит. Вот перебесятся, созреют, воцерковятся — тогда уже можно принимать.
С другой стороны, филаретовцам созданы все условия для комфортного существования: власть дает им возможность паразитировать на нашей церковной собственности (в наших храмах они торгуют софринской утварью), законодательство — на вере (их структуры регистрируют как православные), правоохранители — на ворованном. Михаил Денисенко все не может решиться вернуть Церкви награбленное — церковную кассу и захваченные боевиками храмы и имущество. Их крышуют политические и бизнесовые структуры. Бога филаретовцы не боятся, власть имели в виду, угрызениями совести не мучаются, ибо совести у них нет. Поэтому данное паразитическое царство и трудно подвигнуть к покаянию. Но усилий, конечно, оставлять нельзя. Есть опасность, что филаретовство окончательно выродится в самозамкнутую секту, ни на что не реагирующую, никому не внемлющую, со своим самозваным «божком». Как у «Белого братства».
- Инцидент с похищением монахинь как-то повлияет на празднование юбилея?
- Не думаю. Ведь торжества уже вовсю идут и в России, и в Украине, и в Белоруссии, и в десятках других стран и будут продолжаться до конца года. Ими будут охвачены десятки миллионов людей, для которых Русь, Киев, Русская православная церковь являются духовным Отечеством, древним и вечным. Апогей празднеств намечен на конец июля и пройдет он в столицах наших братских стран — в Москве, Киеве, Минске. Мне он представляется очень возвышенным, ликующим праздником душ, сердец восточных славян, их тысячелетней веры, культуры, истории — всего самого высокого, что в нас есть, что мы пытаемся сохранить и передать потомкам. Этот праздник ничто не должно и не может омрачать, тем более какие-то гадкие криминальные истории.
- Василий Семенович, в Верховную Раду внесены законопроекты о возвращении Киево-Печерской и Почаевской лавр Церкви. Может быть, к празднованию 1025-летия Крещения Руси законы уже примут?
- Конечно, это был бы подарок православным христианам к юбилею. Но ведь эти законы можно было принять и два года назад, когда они появились в парламенте, а верующие собрали сотни тысяч подписей в их поддержку. Полагаю, это традиционный пряник, который покажут верующим и высоким гостям — вот, мол, мы в этом направлении неустанно работаем, а затем опять спрячут в долгий ящик. Думаю, даже в сессионный зал законопроекты не вынесут, да и не успеют — парламент уходит на каникулы, что неотвратимо. Государственный атеизм четверть века как канул в лету, но дело его до сих пор живет. Рассудку вопреки.
- А были какие-то договоренности с властью?
- Обещали всегда и все. Даже обязательства перед ЕС взяли. Ведь все наши проблемы — восстановление юридических и имущественных прав Церкви, реституция церковной собственности и т. д. — это проблемы позавчерашнего дня. Я помню, как еще при Кравчуке мы сидели у меня дома с архиепископом Ионафаном, он был тогда управделами УПЦ. Владыка готовился к встрече с президентом в прямом эфире УТ-1, сочинял ему вопросы. Я смотрел затем эту беседу президента с представителями церквей, и она, прежде всего, касалась возвращения экспроприированного имущества. Леонид Макарович был уверен, что молодая европейская украинская держава энергично эти вопросы решит, чуть ли не за его каденцию. Прошло — страшно подумать — двадцать лет, сменилось двадцать правительств, шесть парламентов, а эти же вопросы можно спокойно засылать уже четвертому президенту. Легче лбом великую китайскую стену разрушить, чем нашу власть и бюрократию подвигнуть к решению насущных церковных проблем.
- Вы думаете, дело в бюрократии?
- В отсутствии воли и желания, что от нынешней, шахтерской, власти, признаться, мало кто ожидал. Накануне последних президентских выборов я записал небольшой материал с Виктором Януковичем, где он четко заявил, что все церковные проблемы будут решены. Ждем-с, но подвижек что-то не наблюдается. Хотя вот на Троицу все руководство страны — президент, премьер-министр, спикер парламента, мэр, губернатор и т.д. — были в лавре на литургии, они прихожане Украинской православной церкви. Что тут скажешь? Может, празднование юбилея Крещения Руси поможет нашим прихожанам-руководителям осознать простую христовую истину о том, что вера без дел мертва.
ДАМАСК. Мишенью сирийских террористов-смертников, возможно, был Патриарх Антиохийский
МОСКВА. Обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с трагическими событиями в Сирии