Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

ХМЕЛЬНИЦКИЙ. Состоялось заседание круглого стола

24 апреля в Хмельницкой областной универсальной библиотеке состоялось заседание круглого стола на тему «Охрана окружающей среды. Проблемы экологии. Экология души» в котором, с благословения Митрополита Хмельницкого и Староконстантиновского Антония, принял участие клирик епархии – протоиерей Александр Дацюк.
В выступлении священника было отмечено, что
«…Все человечество несет ответственность за состояние природы — творения Божия. Истощение ресурсов и загрязнение окружающей среды на фоне роста населения планеты с особой остротой ставят вопрос о солидарных усилиях всех народов для сохранения многообразия жизни, о рачительном использовании природных ресурсов и предотвращении катаклизмов, спровоцированных человеческой деятельностью. Главные положения позиции Русской Православной Церкви по экологии содержатся в Основах социальной концепции в разделе XIII «Церковь и проблемы экологии» и Основах учения о достоинстве, свободе и правах человека в разделе III.5.
Руководствуясь заповедью Божией о хранении тварного мира (Быт. 2, 15) и заботясь о духовном и физическом здоровье человека, Церковь сегодня считает своим долгом и далее участвовать в обсуждении вопросов экологии, а также трудиться на этом поприще в соработничестве со всеми, кто озабочен состоянием окружающей среды …».
Далее было отмечено, что «Экология — это область знания и деятельности, позволяющих сохранить среду обитания человека и других живых существ, поэтому Церковь, исповедуя библейские принципы об отношениях человека и тварного мира, готова вносить свой вклад в осмысление мировоззренческих оснований экологических исследований и экологической деятельности. Слово Божие учит, что окружающий мир является домом, который создал Господь и в котором Он поселил человека (Быт. 1:28). Поэтому человек является домоправителем сотворенного мира и призван поклоняться не природе, а единому Творцу (Рим. 1:25).
Доброе и благоговейное отношение человека к природе основывается на глубоком осознании того, что Бог создал мир и все живое в нем хорошим (Быт. 1:8-25). Вместе со святым пророком Давидом каждый человек может воскликнуть: «Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих» (Пс. 91:5).
В свете Священного Писания экологическая деятельность понимается как заповеданное Господом обращение человека с тварным миром. Бог благословил человеку пользоваться материальными благами для поддержания его телесной жизни (Быт. 1:29). Книга Бытия также свидетельствует, что Господь открыл человеку возможность познавать и изучать творение, так как обладать и владычествовать над ним (Быт. 1:28) в соответствии с замыслом Божиим невозможно без знания законов природы. Люди призваны к творческому участию в бытии творения, его защите и сохранении: «Взял Господь Бог человека, [которого создал] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15).
Одним из последствий грехопадения первых людей явилось нарушение богоустановленных отношений между ними и природой. Человек стал руководствоваться прежде всего эгоистическими и потребительскими побуждениями. Поэтому экологическая деятельность не достигнет желаемых результатов, если люди не будут стремиться преодолеть свое отчуждение от Бога и жить по Его заповедям. Святой апостол Павел говорит, что такие усилия непосредственно влияют на судьбу творения Божия: «Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8:19-20)».
Кроме этого, было отмечено, что «…Возрастающему потреблению природных ресурсов и загрязнению окружающей среды содействует господство потребительской психологии. Православная традиция вносит существенный вклад в воспитание ответственности за творение, в развитие бережного пользования природными ресурсами и умеренности в их потреблении. Необходимо, чтобы при пользовании дарами природы люди осознавали, какое влияние на труд и его плоды оказывает духовное состояние человека. Для этого необходимо возрождать и воспитывать рачительное отношение к природному миру, основанное на православной традиции. Нам следует совместно изучать основы экологии как науки…».
Сегодня все священнослужители и миряне призываются к активной деятельности, направленной на защиту природы и окружающей среды.
Православные верующие призываются содействовать разработке и внедрению технологий и способов управления хозяйством, ориентированных на защиту окружающей среды, а также принимать участие в государственных и общественных экологических инициативах, оказывать поддержку экологически ориентированным программам, проектам и разработкам, содействовать их популяризации, внедрению и применению.
В трудах по защите природы наша Православная Церковь открыта к диалогу и соработничеству с общественными, государственными и международными институтами. При этом Церковь подчеркивает, что вопросами экологии нельзя манипулировать, используя эту тему как инструмент в конкурентной борьбе или как способ удовлетворения страстей и корыстных интересов отдельных лиц и общественных групп. Церковь также оставляет за собой право давать критическую оценку действиям государственных властей, общественных организаций и научных структур, которые могут иметь негативное воздействие на здоровье человека и природу…».
В заседании круглого стола приняли участие студенты вузов города, представители общественных организаций, СМИ, общественность.