Україна Православна

Луганська єпархія
Донецька єпархія
Сіверодонецька єпархія
Запорізька єпархія
Бердянская епархия
Харьковская епархія
Сімферопольсько-Кримська єпархія
Джанкойська єпархія
Херсонська єпархія
Новокаховська єпархія
Дніпропетровська єпархія
Криворізька єпархія
Полтавська єпархія
Кременчуцька єпархія
Сумська єпархія
Конотопсько-Глухівська єпархія
Чернігівська єпархія
Ніжинська єпархія
Николаевсая епархия
Олександрійська єпархія
Кировоградская єпархія
Уманська єпархія
Київська митрополія
Свято-Успенська Киево-Печерская Лавра
Белоцерковская єпархія
Вінницька єпархія
Тульчинская єпархія
Хмельницька єпархія
Шепетівська єпархія
Чернівецька єпархія
Волинська єпархія
Володимир-Волинська єпархія
Львівська єпархія
Івано-Франківська єпархія
Мукачевська єпархія
Хустська єпархія
Рівненська єпархія
Одеська єпархія

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Украина на линии разлома, или Прививка от завышенных ожиданий

Владимир Фесенко,
Центр прикладных политических исследований «Пента»

Дискуссии о цивилизационном выборе в Украине идут, пожалуй, все 20 лет независимости. Но практическое значение и политическую остроту они приобрели только в середине 2000-х годов, когда перед страной встала проблема геополитического и геоэкономического выбора.
Именно тогда в Украине стали широко использовать понятие «цивилизационный выбор», подчеркивая тем самым, что европейская и евроатлантическая интеграция – это не просто выбор привлекательной интеграционной модели и системы коллективной безопасности, это – выбор модели дальнейшего развития украинского общества. Но в последнее время о цивилизационном выборе (о выборе в пользу «своей» – православной – цивилизации) все чаще говорят и сторонники интеграции Украины с Россией.
Невольно – или, напротив, осознанно манипулятивно – терминологическая путаница и многозначность трактовок понятия «цивилизация» деформируют дискуссию о «цивилизационном выборе».
Не вдаваясь в споры о понятиях (оставим эту тему академическим исследователям), отметим, что на самом деле цивилизационная дилемма Украины в подаче большинства участников этой дискуссии выглядит довольно просто – западная модель развития (в том числе и присоединение к западным интеграционным форматам – ЕС и, возможно, НАТО) или братство с Россией (в том или ином союзно-интеграционном виде).
Но если мы говорим о выборе между цивилизациями, то какую цивилизацию представляет современная Россия – православную (по С. Хантингтону), евразийскую (с точки зрения нынешних интеграционных планов российского руководства; хотя еще надо определить, что это такое – евразийская цивилизация), постсоветскую (как социальную мутацию почившей в бозе «советской цивилизации») или специфический, пограничный вариант европейской цивилизации (по аналогии с латиноамериканским вариантом западной цивилизации)?
Рискну предположить, что в современной России есть существенные элементы всех вышеназванных цивилизаций. За свою многовековую историю Россия пережила несколько попыток вестернизации и периодически сама оказывалась в ситуации цивилизационного выбора. Учитывая нынешний цивилизационный плюрализм российского общества, России, видимо, в очередной раз предстоит самой определиться – в какой цивилизационной парадигме развиваться далее.
Предстоит определяться и Украине. Но при всей внешней простоте ее цивилизационной дилеммы украинский выбор чрезвычайно затруднен и запутан. Рассмотрим основные факторы, обусловливающие его сложность и противоречивость.

На линии разлома
Через территорию Украины проходит линия цивилизационного разлома. Население Западной Украины исторически и культурно (в том числе по своей религиозной идентичности) было больше связано с европейской цивилизацией, а вот в восточных и южных регионах Украины преобладают ее русскоязычные и православные жители, исторически и культурно связанные с Россией.
Интеграционно-цивилизационный выбор только в одну сторону (ЕС или Россия) чреват как минимум резким усилением внутриполитического напряжения, а по максимуму грозит риском раскола страны.
Автор теории столкновения цивилизаций С.Хантингтон относит Украину к категории «расколотых стран» (для сравнения, Россию он записывает в разряд «разорванных стран»). Однако противостояние Востока и Запада Украины смягчает Центральная Украина, являющаяся своеобразной этнокультурной и этнополитической «прокладкой» в неоднородном украинском обществе.
Любое руководство Украины вынуждено искать баланс интересов между Западом и Востоком как внутри страны, так и в ее внешней политике.

В поисках оптимальной модели
Экономические интересы связывают Украину и с Россией (35% ее внешней торговли) и с Европейским союзом (около 30% внешнего товарооборота). Идеальная внешнеэкономическая модель для Украины – открытость и на Запад и на Восток, свободная торговля и с ЕС и со странами СНГ.
Украина – молодая страна, и все еще находится в поиске оптимальной модели развития – и политической, и экономической, и социальной. Россия – сосед и близкий родственник, но пока не демонстрирует привлекательной и достаточно эффективной модели развития.
Перед Россией, также как и перед Украиной, стоит задача проведения экономической, технологической и социальной модернизации.
Но и западная модель развития в последние годы переживает серьезные проблемы. Она более привлекательна по уровню и качеству жизни, по высоким политическим, экономическим, правовым и социальным стандартам. Но очевидны и признаки стагнации и кризисные тенденции, особенно в сфере экономики.

Противоречивость общественных настроений
Различные опросы общественного мнения показывают, что не менее 60% населения поддерживает сближение и различные формы интеграции с Россией. При этом от 50 до 60% населения Украины поддерживает вступление Украины в Евросоюз.
Как объяснить это явное противоречие? Как показывает более детальный анализ, примерно треть украинцев делает четкий выбор в пользу европейской интеграции, другая треть населения страны выступает за интеграцию с Россией, а около 30% жителей страны поддерживают одновременно и европейскую интеграцию и союз с Россией.
Так что на двух стульях хочет сидеть не только президент Украины В.Янукович, но и треть граждан его страны.

«Когнитивный диссонанс» в выборе элит
Украинские элиты в своей постсоветской ментальности очень похожи на российских собратьев, но при этом ориентированы на Запад и боятся (по разным причинам) России.
Украинские политики (даже русскоязычные по происхождению) хотят контролировать свою страну самостоятельно и против ее превращения в российскую провинцию, а отечественные олигархи опасаются агрессивной экспансии в Украину российского бизнеса.
Однако евроинтеграционные устремления украинских элит зачастую носят тактический характер (евроинтеграция Украины как сдерживающий фактор и противовес по отношению к имперским амбициям России).
При этом большая часть украинских элит не хочет отказываться от дурных постсоветских привычек (склонность к коррупции, правовому нигилизму, политическому и экономическому монополизму, авторитарному стилю управления и т.п.).
Естественно, такая «евроинтеграция» вызывает непонимание, критику и раздражение западных партнеров.

Завышенные ожидания и неразделенные чувства
Украинская невеста хочет замуж за европейского принца, мечтает о сытой, комфортной и счастливой западной жизни. Но брюссельский жених уже имеет переполненный гарем и переживает не лучшие времена.
Все чаще и все больше приходится экономить. Да и его отношение к украинской «золушке» очень уж неоднозначно, чересчур прагматично, а в чем-то даже цинично. Вместо полноценного брака он готов предложить сожительство с общим ведением хозяйства, но под его контролем.
А вот российский жених хоть завтра готов под венец. Но какой-то он слишком свой, кондовый и чересчур своенравный. Да и побить иногда может, наверное, от большой любви. И не видится в этом союзе ни особого комфорта, ни счастливой сказочности. Вот и мучается наша девушка в своей неопределенности.

Зависнуть в серой зоне или сделать прививку?
Как же разрешить цивилизационную дилемму Украины? Если решать ее по принципу «или – или», то это конфликт и угроза раскола страны.
Скорее всего, не будет выбора только в «одну сторону». Вариант пассивно-инерционный: Украина надолго зависнет в серой межцивилизационной зоне, обеспечивая относительно мирное «сожительство цивилизаций» и на своей территории и вокруг себя – в отношениях с ближайшими соседями.
Вариант модернизационно-демократический: прививка западной модели развития родовым восточнославянским корням Украины. С.Хантингтон называл это переопределением цивилизационной идентичности.
В случае успешного воплощения такого сценария резко возрастут шансы и на более быструю политико-экономическую европеизацию России, а одновременно и на неконфликтное сближение Украины и России на основе европейских демократических ценностей.
РИА Новости.