Восточнославянские государства – снова перед цивилизационным выбором
Геннадий Бордюгов, член Экспертного совета РИА Новости
Ситуации цивилизационного выбора возникали в мировой истории неоднократно. Достаточно вспомнить легенду о принятии христианства киевским князем Владимиром, который выбирал между православием, католицизмом, исламом и иудаизмом. В сходном положении оказалось, например, и древнетюркское государство, которому пришлось выбирать между исламом, китайской цивилизацией, иудаизмом и христианством. Такие ситуации обычны для государств, которые располагаются на стыке различных цивилизаций. Однако проблема выбора может возникать в других обстоятельствах и по другим причинам.
Жить по собственным законам
В мощном натиске исламской цивилизации на западную (протестантско-католическую) фанатизм зачастую успешно заменяет передовые технологии. И дело не только в террористических атаках и военном противостоянии с «Аль-Каидой», которое западные державы ведут в Ираке и особенно Афганистане.
Гораздо важнее то, что исламские общины в европейских странах, да и в других странах европейской цивилизации за пределами Европы, в том числе в США и других англосаксонских государствах, требуют для себя права жить по собственным законам – законам шариата. Они настаивают на том, чтобы законы европейских государств не распространялись на приверженцев ислама или распространялись лишь в ограниченной мере.
И в этой сфере исламистам уже многого удалось добиться, причем не только в плане ношения традиционных чадры или хиджаба. Фактически во многих странах внутри исламских общин действуют законы шариата, и мусульмане обращаются в светские суды лишь в самом крайнем случае.
Члены ЕС и те, кто вне
Известно, что восточная или православная ветвь европейской цивилизации по своему географическому охвату сегодня значительно уступает западноевропейской. В ее ареал, кроме России, Украины и Белоруссии, входят члены Евросоюза – Греция, Кипр, Болгария, Румыния и стремящиеся в ЕС Грузия, Молдавия, Черногория, Македония, Сербия, Босния и Герцеговина (в последней имеется значительное сербское меньшинство).
Те православные государства, которые уже являются членами Евросоюза, в значительной мере ассимилированы западной цивилизацией. Это проявляется не только в том, что почти во всех местных православных церквах юлианский календарь был заменен на григорианский. Там в большей или меньшей мере укоренены традиции западной демократии, равно как и стандарты западной культуры – в частности, отделение церкви от государства, исключение ее из политической жизни.
При этом восточнославянские государства, остающиеся вне сферы влияния Евросоюза, не принимают в полной мере западные нормы демократии и склонны к авторитаризму.
В то же время балканские православные страны Евросоюза значительно отстают от других членов ЕС по уровню социального и экономического развития. Печальный опыт пребывания Греции в зоне евро и тяжелое экономическое положение православных балканских стран Евросоюза, которые целиком зависят от международной финансовой помощи, заставляет руководство ЕС с осторожностью относиться к перспективе дальнейшего расширения ЕС за счет балканских стран.
Несомненно, что в Евросоюз вступит уже принятая туда Хорватия (славянская, но в основном католическая страна). Большие шансы на вступление имеют Черногория и Албания. А вот о скором вступлении туда Молдавии, Грузии, Сербии, Боснии и Герцеговины, если брать только православные страны или страны со значительным православным меньшинством, говорить не приходится. Слишком велик там груз нерешенных социально-экономических и политических проблем.
Правда, Молдавия может присоединиться к Румынии и таким образом попасть в Евросоюз, но пока что обе страны не ставят вопрос об объединении в повестку дня.
Точки противостояния
В регионе православной цивилизации вооруженное противостояние с исламистами происходит в настоящее время только в России, где на Северном Кавказе время от времени разгораются боевые действия, а исламские террористы совершают теракты по всей стране.
Исламские общины России все громче заявляют о своих правах, и некоторые их представители настаивают на том, чтобы мусульман в России судили по нормам шариата.
Достаточно острыми остаются конфликты между православными и мусульманами и в других православных странах региона. На Украине, например, существует важный исламский культурный очаг в Крыму. Однако борьба крымско-татарского народа за свои права пока что проходит главным образом под национальными, а не под исламскими лозунгами.
Наконец, в Белоруссии нет сколько-нибудь заметного и организованного исламского меньшинства, и противостояние с исламской цивилизацией для нее не актуально. Можно сказать, что исламский фактор скорее мешает интеграции трех восточнославянских государств, чем способствует ей.
Население Белоруссии и Украины опасается, что в случае более тесной политической интеграции с Россией их тоже может затронуть пламя войны на Северном Кавказе, и их территория тоже может стать объектом действий исламских террористов.
Перспективы западного вектора для России, Белоруссии и Украины
Отношение же трех восточнославянских государств к западной цивилизации различно. Украина – в лице как действующей власти, так и оппозиции – одной из приоритетных целей провозглашает интеграцию с Евросоюзом, которая рано или поздно должна завершиться вступлением Украины в эту организацию.
Насколько достижимо для Украины в обозримом будущем полное членство в ЕС – это другой вопрос. Интеграция с Евросоюзом определяется интересами украинского бизнеса, а также жителей западной половины страны, многие из которых временно работают в странах Евросоюза.
Кроме того, значительная часть, если не большинство населения Украины считают свою страну частью западной цивилизации. Это убеждение опирается на историческую память о пребывании украинских земель в составе Польши и Австро-Венгрии.
Духовную опору эта точка зрения находит в многочисленной Греко-католической общине, которая преобладает на тех территориях, которые в 1918-1939 годах входили в состав Польши и Чехословакии. Напряженные отношения украинских греко-католиков с поляками в данном случае не служат препятствием для стремления значительной части украинцев на Запад.
Также сторонниками западного вектора интеграции является большинство приверженцев украинских автокефальных православных церквей. В то же время на востоке Украины больше сторонников интеграции с Россией, что отражает приверженность большинства населения Украинской православной церкви Московского патриархата.
В Белоруссии правительство провозглашает себя единственным подлинным
наследником советской цивилизации и выступает против интеграции с Евросоюзом. Западный вектор интеграции отстаивает лишь часть оппозиции, находящаяся в меньшинстве в белорусском обществе.
Наличие незначительных по численности меньшинств поляков, литовцев и белорусов-католиков – сторонников западной интеграции принципиально картину не меняет. Также резкая оппозиция режиму Лукашенко в Евросоюзе исключает перспективу евроинтеграции Белоруссии.
В России ни одна политическая сила не выступает за вхождение страны в состав Евросоюза, сознавая нереалистичность подобного сценария. Российское правительство стремится к интеграции постсоветского пространства вокруг восточнославянского православного ядра.
Но в настоящее время более реалистично пытаться вовлечь в проектируемый Евразийский Союз только Белоруссию, без Украины, где наблюдается глубокий раскол по поводу перспектив интеграции на евразийском пространстве.
Перспективы евразийского вектора
По оценкам ЕАБР (Евразийского банка развития), интеграция в рамках единого экономического пространства к 2030 году может дать ежегодный прирост ВВП России на 75 млрд. долларов, Белоруссии – на 14 млрд. долларов и Казахстана – на 13 млрд. долларов в ценах 2010 года.
При этом эффект возможной экономической интеграции с Украиной составляет порядка 14% ВВП для Беларуси, 6% ВВП для Украины, 3,5% ВВП для Казахстана и 2% ВВП для России.
Однако для Украины этот эффект смазывается тем, что в случае вступления в Таможенный союз ей фактически придется отказаться как от членства в ВТО, так и от создания зоны свободной торговли с ЕС.
Экономическое давление на Украину с целью принудить ее к евразийской интеграции может привести к расколу страны, возведению непреодолимого территориального барьера между уже существующим Европейским союзом и будущим Евразийским союзом.
А поскольку в Евразийский союз предполагается включить мусульманские государства Центральной Азии, то идеологию этого союза никак нельзя строить на основе ценностей православной или даже шире – христианской цивилизации.
Если в рамках Евразийского союза удастся объединить православные и мусульманские государства, это может способствовать ослаблению глобального противостояния христианской и исламской цивилизаций. Но объединение должно создаваться на внецивилизационных ценностях, например, на основе общности экономических интересов, или же на тех немногих цивилизационных ценностях, которые являются общими для всех, независимо от религиозной основы той или иной цивилизации.
В случае успешной реализации Евразийский проект способен оказать свое влияние на православное окружение ЕС, включая Украину, но шансы на успех этого проекта пока проблематичны.
Украина на линии разлома, или Прививка от завышенных ожиданий