Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Комментарии участников

Комментарии участников

Проректор Киевской духовной академии протоиерей Николай Макар:

Это уже вторая конференция, которую Киевское религиозно-философское общество проводит в Киеве, в стенах Киево-Печерской Лавры. Знаменательна она тем, что посвящена 200-летию со дня рождения Алексея Степановича Хомякова, одного из виднейших славянофилов, который стоит у истоков очень важного для народа и для Церкви возрождения. Его наследие было важным не только в то время, когда он творил, но и в нынешнее. Важность его труда заключается в том, что он сумел в сложнейший исторический период вывести русское человеческое сознание на правильный путь. Среди трудных влияний Запада, среди разобщенности и дезориентации внутри страны. Нелегко было найти путь выхода из этой ситуации. Именно этим ценен и славен Хомяков. Конференция в этом году была посвящена теме «Православие и славянофилы». Эта тема о многом говорит. Прежде всего о том, что жизнь славянских народов — это Православие. Это наследие многовековое. И оно сегодня возрождается. На конференции были рассмотрены самые разнообразные темы, связанные с этой проблемой. Особенно интересен был доклад Сергея Сергеевича Хоружего, который сумел показать Хомякова человеком очень динамичным, своеобразным и далеко смотрящим вперед. Так далеко, что сегодня он не менее актуален, чем в свои дни. Актуален тем, что искал самое существенное и в народе, и в философии, и в духовной жизни. Искал и находил.
Доклад Хоружего назывался «Экклезиология соборности и богословие личности в современной православной мысли». Соборность как понятие была рассмотрена с разных сторон. Он подчеркнул, что соборность — это чисто церковный термин. И к нему нужно относиться именно таким образом, потому что часто смысл этого понятия искажается и переводится из церковной сферы в общественную. В результате он приобретает другое звучание, нивелируется. Соборность нужно рассматривать сквозь призму Церкви.
Интересными были и другие доклады. Так, в докладе Владимира Николаевича Катасонова понятие соборности рассматривалось именно в таком аспекте. Он подчеркнул, что, несмотря на разные подходы к этому понятию, соборность может рассматриваться как явление чисто церковного характера. Любопытным был доклад профессора Свято-Сергиевского института в Париже Жуст ван Россума. Он рассматривал понятие свободы у Хомякова и сравнивал с трактовкой в святоотеческом наследии. Докладчик указал на то, что свобода рассматривается у Хомякова как субстанция, которая возможна только в Церкви и доступна только церковному человеку. Вне Церкви она теряется. Далее был сделан экскурс в русское богословие ХІХ-ХХ веков с тем, чтобы показать, как этот вопрос рассматривался богословами в разные годы.
Другие доклады также были содержательными. В них рассматривались самые разнообразные стороны учения славянофилов, затрагивались важные проблемы сегодняшнего дня.
Конференция стала вехой в истории русской философской мысли. Думаю, что и дальнейшие конференции, которые мы будем с Божьей помощью созывать, продолжат традицию связи сегодняшней философской богословской мысли с наследием. Это очень важно, потому что задание нашего Киевского религиозно-философского общества в том, чтобы дать ответы на вопросы, которые ставит современная жизнь нынешней интеллигенции.

— Отец Николай, как возникла идея создания религиозно-философского общества в Киеве?
— Создание общества предваряли различные семинары, которые проводила церковь и светские ученые. В конце концов возникла мысль преодолеть разобщенность между светской и церковной наукой и учредить, вернее, возродить, религиозно-философское общество, которое существовало до революции. В прошлом году было проведено собрание, и такое решение было принято возродить. Потом мы встретились с Блаженнейшим Митрополитом Владимиром и, рассказав ему о наших целях и планах, получили благословение на возрождение общества.

— Какие главные задачи общество ставит перед собой?
— Первое — сблизить науку церковную и науку светскую, дать возможность ищущим людям прийти к Православию. Естественно, это изучение наследия русской религиозно-философской мысли: и дореволюционного и послереволюционного. Оно должно изучаться более активно.

— Недавно вышел первый номер журнала общества — «Христианская мысль». Расскажите о нем.
— Вышел только один номер, составленный по материалам прошлогодней конференции, посвященной столетию со дня рождения Владимира Николаевича Лосского. В ней принимали участие известные ученые: владыка Каллист (Уэр), протопресвитер Борис Бобринский и др. Предваряет материалы слово Блаженнейшего Митрополита Владимира. Наличие таких материалов говорит о ценности этого издания. Задан высокий научный уровень, который будет, надеюсь, ориентиром для последующих выпусков издания. Лосский очень хорошо знал святоотеческое наследие и сумел определить важные моменты в нем.

— Какие еще актуальные проблемы решает современная религиозная философия?
— Проблем очень много. Прежде всего они навеяны предыдущим периодом атеизма, за время которого было разрушено практически все, что касается религиозной философии. Поэтому на первый план выходят проблемы веры как таковой и видения проблем общения человека с Богом. Кстати, следующая конференция будет посвящена последней проблеме.

— Какова роль и в чем заслуги ваших предшественников, основавших общество сто лет назад?
— Они обеспечивали живую и очень плодотворную связь между Церковью и интеллигенцией. Известно, что ХІХ-начало ХХ веков — это время поисков, век дезориентации. Церковь могла противостоять многим разрушительным явлениям благодаря тому, что были глубокие умы. Благодаря им немало людей, зараженных атеизмом, возвратились в лоно Церкви. Ведь основание общества не было каким-то случайным явлением. Оно было рождено проблемой: бурно развивающаяся светская наука стала противостоять Церкви, Православию. Общество многим помогало найти правильный ориентир в том хаосе, который тогда имел место.

— Говорят, что философия — служанка богословия. Где проходит грань между этими дисциплинами? Как они соотносятся в современной науке?
— Это выражение не совсем точно определяет место философии и богословия. Каждая из этих наук имеет свое место. Богословие пользуется, конечно, достижениями человеческого разума. Богословие формулирует богооткровенные истины. Философия — это плод человеческого ума. Богословие — это сфера веры. Философия вопрошает, а богословие отвечает. Сочетание этих дисциплин естественно и дает хорошие результаты. Разделение этих наук дает ненормальное противостояние этих сфер деятельности человека.

Сергей Сергеевич Хоружий (доктор физико-математических наук, академик РАЕН, профессор ЮНЕСКО, Москва): «Когда я увидел программу, то меня удивило, насколько объемные, масштабное мероприятие спланировали организаторы. Когда видишь такую заявку, планы, то всегда возникают опасения и сомнения: «Удастся ли все это реализовать?» После окончания нашей работы я вижу, что все оправдалось. Программа выполняется, состав очень солидный, тематика представленных докладов весьма глубокая и разнообразная.
Надо сказать, что мероприятие не удивляет именами многочисленных приезжих ученых. Львиная доля участников — местные богословы, философы, представители гуманитарного сообщества, которые производят очень хорошее впечатление. Вся программа осуществляется своими силами. Здешнее Религиозно-философское сообщество обладает очень серьезными ресурсами».

Жуст ван Россум (профессор Свято-Сергиевского православного богословского института, Париж): «Тема, которая обсуждалась, очень важна, и я также в докладе предоставил свое, возможно, субъективное видение Хомякова. Но самое главное, что Алексей Степанович является ортодоксальным православным философом, потому он и подверг критике схоластицизм западного богословия. Хомяков создал теорию Церкви, которая была не просто теоретической, в которой он жил, — теория стала погружением в жизнь Церкви.
Богословие Хомякова объясняет значение свободы в Церкви. По его мнению, она является главной, существенной частью церковной жизни. Это очень важно осознать представителям современной теологии».

Протоиерей Владимир Савельев (преподаватель Киевской духовной академии): «У меня остались великолепные впечатления. Конференция стала примером синтеза науки и философии. Лучшие идеи дореволюционной мысли существуют, изучаются критически и усваиваются не автоматически. Это свидетельствует о возрождении философской и религиозной мысли. Подобные мероприятия будут способствовать повышению здоровой духовной атмосферы в обществе».

Священник Евгений Гордейчик (настоятель храма Святой великомученицы Варвары, Киев): «Радует, что Религиозно-философское общество возродилось и проводит уже вторую конференцию. Мы знаем, что дореволюционные религиозно-философские общества имели в Российской империи довольно больший вес. Они были носителями либеральных идей, самого левого крыла дореволюционной философской мысли.
На этой конференции много внимания уделялось вопросам истории русского правого консервативного сознания. И если религиозное общество (тот же профессор Экземплярский) после большой крови — революции — поняло ложность своих крайних идей, будем надеяться, что второе покаяние не понадобится».