Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Архиепископ Почаевский Владимир. Интриги вокруг Почаевской Лавры

Святыни Почаева известны на весь христианский мир. Люди находят здесь отраду измученной душе, целительные слезы покаяния и обновления в святых Таинствах Православной Церкви.
Но почему-то никак не могут безбожные силы оставить в покое это мирное место.

Дорогие братья, сестры и соотечественники!
Мне, как наместнику Свято-Успенской Почаевской Лавры, прежде всего монаху, в эти дни перед Великим постом меньше всего хотелось бы вести речь о суетном и мирском. Но события последнего времени вокруг нашей святыни вынуждают это делать. Наша Почаевская Лавра имеет давнюю и славную историю. Сама Пресвятая Богородица выбрала это место для того, чтобы открыть перед измученным человечеством сокровища благодати Божьей. От 1240 года, когда впервые явилась Божья Матерь на Почаевской горе, и до наших дней не прекращается здесь поток Божьих даров.
Святыни Почаева известны на весь христианский мир. Люди находят здесь отраду измученной душе, целительные слезы покаяния и обновления в святых Таинствах Православной Церкви. А кто-то возвращается отсюда и свидетелем подлинного Божьего чуда.
Но почему-то никак не могут безбожные силы оставить в покое это мирное место. С первых дней украинской независимости Почаевская Лавра стала объектом какой-то настырной неприязни со стороны тернопольского областного политикума. Менялись названия партий, приходили и уходили правительства и президенты. А в Тернопольском областном совете, в региональных средствах массовой информации и на митингах постоянно звучала одна и та же тема – Почаевская Лавра принадлежит не той конфессии. Им не нравится, как в Лавре служится, поется, проповедуется, как реставрируются здания, строятся новые храмы, и еще много чего другого возмущает этих людей.
12 января 2012 года в Верховной Раде Украины зарегистрирован законопроект №9690, который предусматривает возвратить конфискованные советской властью церковные сооружения Почаевской Лавры ее законному владельцу – канонической Украинской Православной Церкви в лице религиозной общины мужского монастыря Свято-Успенской Почаевской Лавры.
Что за возврат? Напомню вам, что в 60-х годах прошлого столетия безбожники пытались разогнать братию монастыря, закрыть Лавру и превратить ее в музей. Для этого они одних сажали в тюрьмы и психушки, других вывозили на вокзалы и в леса и всякими возможными методами вынуждали покинуть монастырь. В результате чего из 150 человек, населяющих обитель, осталось только 15. Лично знаю исповедников тех времен, которые по несколько раз пребывали в местах лишения свободы за то, что не хотели покидать монастырь. Но после заключения они снова возвращались в обитель. Милостью Божьей и их мужественным исповедническим подвигом Лавру отстояли. Она не была закрыта. Однако ее помещения и все лаврское имущество были конфискованы.
Что было на территории Лавры до 2000 года? На территории монастыря в отобранных сооружениях разместили музей атеизма, больницу, поликлинику, прачечную, аптеку, аптечный склад, неврологическую больницу, административный корпус неврологической больницы, РТП, ПМК, сельхозхимию, сельхозтехнику и ряд других организаций. А другие здания были заселены. Конфисковано также многочисленное имущество и земли, которых уже нам никто не вернет. Другие сооружения, в том числе Успенский собор, Троицкий собор, колокольня, монастырские кельи, с 1960 года переданы в платную аренду. Следует подчеркнуть, что, кроме платы за аренду, постоянно производились на средства монастыря капитальные и текущие ремонты.
Но как основывались монастыри? И кому принадлежит их имущество?
Иноки заселяли пустынные места и пещеры для уединения и молитв. Люди приходили для общения, советов и давали средства на молитву. На эти пожертвования иноки обустраивали монастырь. Так что все монастырское имущество и здания являются собственностью монастырской семьи. А если кто-то и жертвовал, то без корыстной цели, во славу Божью. Несмотря на то, что имущество хоть и было монастырским, его конфисковали, да еще и брали арендную плату.
После 90-х годов руководство независимой Украины осудило тоталитарную политику бывшего Советского Союза. Президентами государства были изданы указы и распоряжения, которые предусматривали возврат Церкви забранного имущества. В западном регионе Украины на основании этих распоряжений были возвращены церковные сооружения всем конфессиям, кроме канонической Украинской Православной Церкви.
Важно отметить, что областной госадминистрацией в Тернопольской области парафиям Украинской Греко-католической Церкви состоянием на 1 января 2003 года передано в собственность 669 храмов, из которых 264 являются памятниками исторического значения. Греко-католической общине в городе Львове переданы в собственность древние памятники исторического и культурного значения: собор Святого Юра, Онуфриевский монастырь, Преображенский собор, церковь святого Андрея и ряд других храмов и церковных сооружений. По поводу этого никто не дискутировал и не проводил никаких общественных слушаний.
Милостью Божьей, стараниями братии с 2000 года добились, чтобы собственные лаврские здания арендовать бесплатно. Недруги православия постарались нас разоружить тем, что сооружения Лавры ввели в Кременецко-Почаевский государственный историко-архитектурный заповедник, из которого в 2003 году с Божьей помощью удалось выйти. Тогда лаврские сооружения были переданы на баланс Государственного комитета по делам строительства и архитектуры. Но, чтобы в дальнейшем эти сооружения не были возвращены их законному владельцу – Церкви, в 2008 году их ввели в перечень сооружений, которые не подлежат возврату. По инициативе братии Лавры, для восстановления исторической справедливости 12 января 2012 года депутатами был зарегистрирован законопроект №9690.
Христопредатели, еретики и раскольники организовали инициативную группу в Тернополе, составили обращение к руководству государства с требованием заблокировать этот законопроект и снова же возвратить лаврские сооружения в зону заповедника, которые ранее были из него выведены. Используя национальные чувства людей, эти «патриотические кукушки» повторяют слова старой песни: «Московская церковь», «москали», «хотят вывезти нашу национальную святыню в Москву».
Для тех, кто не знает, хочу объяснить, что с 1990 года Украинская Православная Церковь является независимой и самостоятельной в своем управлении (Грамота Патриарха Алексея ІІ от 27 октября 1990 года). В своем письме №1338 от 29 декабря 1993 года к министру юстиции Украины Онопенко В.В. Патриарх Московский и всей Руси Алексей ІІ в очередной раз говорит: «Украинская Православная Церковь с октября 1990 года канонически является независимой и полностью самостоятельной в своем управлении. Какой-либо административно-финансовой подотчетности Московской Патриархии не существует. В связи с этим мы заявляем, что Московская Патриархия не имеет никаких претензий на какое бы то ни было движимое или недвижимое церковное имущество Украинской Православной Церкви».
Для верующих и здравомыслящих людей этого достаточно, чтобы разобраться в статусе нашей церкви. Украинская Православная Церковь – это единственная церковь на территории Украины, которая признана мировым Православием. Но, к сожалению, в наше лукавое время правда выдается за неправду, а неправда за правду, о чем написано в Священном Писании: «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3:12-13). Хочу вас попросить быть внимательными при восприятии информации, которая распространяется.
Почаевская Лавра – это православная святыня, и нам нужно знать ее историю, знать то, что учредили эту обитель не представители других конфессий и еретики с запада, а православные иноки, которые в 1237 году пришли из Киева – «матери градов Русских».
Братья и сестры! Мы видим, что враг рода человеческого – дьявол – в разные времена восставал против Правды Божьей, против Святого Православия и вообще против всего, что оберегает святое и чистое, которое помогает человечеству отыскать Христа, уверовать в Него и вечно быть с Ним: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1 Кор. 16:13), «ибо противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5:8).
Владимир,
архиепископ Почаевский,
викарий Киевской Митрополии,
наместник Свято-Успенской Почаевской Лавры