15.02.2012. ДНЕПРОПЕТРОВСК. Неделя о блудном сыне – Тайна взаимоотношений Бога и человека
Следующая подготовительная к великому поприщу Святой Четыредесятницы неделя называется Неделей о блудном сыне. Такое название она получила по евангельскому повествованию (Лк. 15,11-32), которое читается во всех православных храмах в это воскресение. Рассказанная Самим Христом притча с потрясающей глубиной и откровенностью раскрывает тайну взаимоотношений Бога и человека. О чём же идёт речь?
У некоторого человека было два сына, и сказал младший из них отцу: «Отче! Дай положенную мне часть имения». Он как бы говорил ему: «Отец, я не могу больше ждать, я созрел и хочу жить для себя, ты мне уже не нужен, раздели все, и дай мне мою долю. Я полон жизни и распоряжусь своей судьбою».
И отец разделил имение. Младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там, живя распутно, расточил свое имение, полученное им даже не по завещанию, а еще прежде смерти отца. Когда же потратил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему…
Так, получив полную свободу, человек не сумел достойно ею распорядиться. Почему? Сначала разорвав свою связь с отцом, а потом, раз поступившись совестью, он стал рабом своих желаний и грехов. Промотав в блуде своё сыновнее достоинство, он опустился ниже свиней, и мечтал, чтобы ему позволили поесть с ними из одной миски, а ему и этого не давали. Но вдруг, он как очнулся и пришёл в себя.
«Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин, называться сыном твоим, прими меня в число наемников твоих». Встал и пошел к отцу своему.
Это перелом, это новое рождение. Познав всю глубину своего ничтожества, он уже стыдится назвать себя сыном, но смиренно готов стать наёмником, рабом у своего отца. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. И сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите – станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся».
Ни слова упрёка и обиды от отвергнутого отца, который ни на минуту не переставал любить своего заблудшего сына. Жалость и любовь никогда не покидали отцовского сердца. Отец всё простил и плачет вместе с ним. Его сын раскаялся и вернулся домой.
Старший же сын его был на поле. Возвращаясь, услышал пение и ликование. Узнав, что это брат вернулся, он рассердился и не хотел войти на праздник. Отец же, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «Вот, я столько лет служу тебе, и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». Отец же сказал ему: «Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое».
Христос в этой притче в образе некоего человека отца подразумевает Бога. А два сына – это всё человечество и каждый из нас. Одна часть людей, как младший сын уходит на сторону далече и в блуде растрачивает дары Божьи, живя неправедно. Господь каждому из нас дает много даров, кому-то больше, кому-то меньше, кому-то одни, кому-то другие. Вопрос заключается в том, как распоряжаемся мы этим богатством. И очень часто оказывается, что мы расточаем то богатство, которое Он нам дал.
Другая часть людей, подобно старшему сыну, вроде и почитает Бога, слушается Его, но гордиться этим и самого главного не приобретает – любви и милосердия.
За две недели до начала Великого поста, Святая Церковь приуготовляет нас к подвигу покаяния. И пост дается нам для того, чтобы мы обо всем подумали, помолились, оценили свою жизнь, свои поступки, свои мысли, подвергли их беспристрастному суду – внутреннему суду голоса своей совести, и помолились Господу о прощении своих грехов и об избавлении от греховного плена.
Человек никогда не стоит на месте. Либо он движется вперед, либо откатывается назад. По отношению к Богу наша жизнь никогда не бывает нейтральной. Это зависит от того, как мы прожили день: что мы сделали, о чем думали, совершили добрые дела или нет, согрешили или нет. Время Великого поста, которое предстоит нам, есть время, когда мы можем оценить и переоценить свою жизнь, когда можем спросить себя: где мы находимся, на «стране далече» или в доме нашего Небесного Отца
Каждый из нас – возлюбленный сын или возлюбленная дочь нашего Отца. Ни одного человека Господь не забывает. Любого человека Он готов простить, если этот человек придет к Нему с покаянием. Поэтому для каждого из нас в каждый день нашей жизни открывается возможность приблизиться к Богу – прийти к Нему с покаянием.
Истина же спасения заключается в том, чтобы быть вместе с Богом Отцом и пребывать в любви к ближнему. А пока, Господь, как отец из этой притчи – стоит и терпеливо ждёт возвращения своего блудного сына, готовый первый выйти к нему на встречу.
Священник Георгий Скубак
15.02.2012. ОДЕССА. Митрополит Агафангел совершил акафистное пение перед чудотворной иконой Божией