Епископ Филипп: «В основе светской системы образования должна лежать Православная вера»
ЕПИСКОП ПОЛТАВСКИЙ И КРЕМЕНЧУГСКИЙ ФИЛИПП: «В основе светской системы образования должна лежать Православная вера»
С 7-го по 8-е ноября по благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Владимира в Киеве под эгидой Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ прошел Учредительный съезд Всеукраинского православного педагогического общества. Церковные и светские педагоги со всех регионов Украины обсудили актуальные проблемы преподавания основ православного вероучения в общеобразовательных и высших светских учебных заведениях.
Несмотря на то что атеизм уже не является государственной идеологией, у православных педагогов есть основания для волнений. Ведь до сих пор богословское образование на Украине не признано на государственном уровне, а о нормативной базе для плодотворного сотрудничества Церкви и светской системы образования и говорить не приходится. Так что педагогическая деятельность православных педагогов нашей страны в школах и вузах строится лишь на творческом энтузиазме. Своими размышлениями по этому поводу делится председатель Синодального отдела по религиозному образованию, миссионерству и катехизации Украинской Православной Церкви епископ Полтавский и Кременчугский Филипп.
— Ваше Преосвященство, в среде педагогов часто идут дискуссии: одни утверждают, что школа должна заниматься исключительно образованием, другие — что она должна выполнять и воспитательные функции. Кто прав, по-вашему?
— Я считаю, что образование и воспитание тесно связаны между собой. Общеобразовательная школа должна не только давать достойное образование, но и воспитывать детей в лучших традициях нашего общества. Ведь недаром в учебниках по педагогике говорится, что школа призвана сеять в душу ребенка «разумное, доброе, вечное». А это предполагает не только чтение лекций и оценивание ответов на уроках. Хотя сами педагоги часто отмахиваются от этого, говоря: «Воспитывать детей должны родители, а наша обязанность — давать знания». Но тогда для чего на каждой странице школьного дневника размещается графа, в которую они часто пишут фразы, вроде: «Поведение неудовлетворительное», «Просьба родителям явиться в школу» или, скажем, «Обратить внимание на поведение своего ребенка». Опыт показывает, что «домашней педагогики» для детей недостаточно. Известно немало случаев, когда сами родители приходили к учителям и просили как-то посодействовать в исправлении ребенка или избавлению его от какой-то страсти, как, например курение в раннем возрасте или открытое сопротивление родительской воле. Хотя не следует забывать, что основа воспитания закладывается именно дома. Поэтому многое зависит от родителей, так что они не должны опускать руки и возлагать все надежды лишь на учителей.
Как-то к Василию Сухомлинскому пришла молодая мама: «Моему ребенку уже два года, не рано ли мне еще начинать его воспитывать?» На это выдающийся педагог ответил: » Вы опоздали ровно на два с половиной года». Это говорит о том, что начинать воспитывать нужно как можно раньше, а не ожидать, пока он повзрослеет.
— Вы долгое время руководите миссионерским духовным училищем в Комсомольске. Какие принципы Вы ставите в основу отношений между преподавателями и учащимися, какие требования предъявляете к последним?
— Отношения между преподавателями и студентами должны быть братскими, но ни в коем случае не панибратскими. Педагог не должен ходить по коридорам учебного заведения с высоко поднятым подбородком, игнорируя учащихся. Но в то же время он не имеет права забывать, что между учителем и учеником есть черта, которую ни тот, ни другой не могут переступить. И здесь многое зависит от того, как преподаватель поставит себя в аудитории, как будет вести себя во внеурочное время. Нередко начинающие учителя, боясь потерять авторитет среди учащихся, стараются быть «добрыми» и «покладистыми». Но практика показывает, что это негативно влияет на учебный процесс. Педагог должен уметь поругать и пожалеть, наказать и поощрить. Ученик должен видеть, что перед ним не просто, скажем, житель города N Иван Федорович Иванов, а школьный учитель. Если уж человек взялся преподавать, он не должен бояться быть строгим. Если конечно речь идет не о каких-то личных амбициях, то ученик, каким бы закоренелым двоечником он ни был, рано или поздно поймет, что учитель был прав. Так что преподавание в учебном заведении — это пример служения людям.
Что касается студентов нашего училища, то для меня важно, чтобы каждый из них мог поговорить с каждым человеком, независимо от того, кто он: простой рабочий, государственный чиновник или профессор. Очень важно в нужный момент суметь достучаться до людских сердец и поговорить о важном и высоком на доступном для них языке.
— Всегда ли были довольны собою как ректор?
— Духовная школа — это сложный механизм, в котором нет мелочей. Каждая деталь в нем должна беспрерывно работать, и только при этом условии он будет соответствовать своему предназначению. Ректор должен постоянно следить за тем, чтобы все в школе было на должном уровне. И, более того, чтобы она в своем развитии не стояла на месте, а постоянно совершенствовалась. Так вот каждый раз, когда возникают какие-то препятствия к тому, чтобы учащиеся получали хорошие знания, я не могу быть довольным собой. Чувствовать себя довольным — это, значит, успокоится, остановиться в поисках, возомнить, что уже все сделано и достигнуто. А это заблуждение.
— Вы учились в советской школе. Какие воспоминания о ней у Вас остались?
— Мне довелось учиться не только в общеобразовательной средней школе, но и в светском высшем учебном заведении — Харьковском государственном университете. Должен признаться, что, несмотря на трудности, которые довелось пережить тогда, я вспоминаю это время как самое лучшее в светской жизни.
— Можно ли говорить о том, что советская педагогика была порочна, как говорится, «от» и «до»?
— Людям, которые обвиняют педагогику того времени в порочности, хотелось бы напомнить, что советская школа давала очень хорошее фундаментальное общее образование. Причем практически во всех областях человеческих знаний. А вот то, что учебная программа была пронизана атеизмом, вызывает лишь сожаление. Что же касается фундаментального образования, так оно до сих пор остается недоступным для современных учебных заведений развитых стран Америки и Европы, из которых люди выходят с поверхностными знаниями. Я бы не сказал, что сегодня так часто говорят о недостатках советской системы образования. Скорее, наоборот, ее опыт, в частности идеи таких выдающихся учителей, как Антон Макаренко и Василий Сухомлинский, широко изучаются в мире. До сих пор преподаватели со стажем говорят о том, что в школе Сухомлинского ученики не испытывали тяжести от учебы. Благодаря удачному сочетанию с трудом, она стала для воспитанников любимым творческим занятием. Сегодня многие помнят о том, как выдающийся польский педагог Януш Корчак, будучи прекрасным доктором, бесплатно лечил детей-сирот от сложных заболеваний. Со временем он оставляет медицинскую практику и становится директором детского дома, основывая свою педагогическую деятельность на основах доброты, гуманности и справедливости. Примечательно, что в его заведении строго наказывали учителей, которые допустили даже самое малое проявление несправедливости по отношению к ребенку. При подборе кадров он старался сделать так, чтобы дети, оставленные родителями, постоянно находились в окружении добрых, ласковых и заботливых воспитателей. Нельзя не упомянуть и об Антоне Макаренко, детство которого прошло в городе Крюкове Полтавской области, студенческие годы — в Кременчугском училище и Полтавском педагогическом институте. Свою деятельность он начал с того, что организовал и возглавил исправительную колонию для несовершеннолетних беспризорных правонарушителей. В течение всей жизни неустанно занимался проблемами трудного детства. В среде сотрудников исправительных учреждений можно услышать о том, как Антон Макаренко, придя в трудовую колонию для несовершеннолетних с весьма запущенной дисциплиной в Броварах Киевской области, за короткий срок сделал ее чуть ли не самой образцовой. Так что, анализируя опыт педагогики прошлых лет, целесообразнее обращать внимание лишь на положительные достижения, описание.
— Владыка, как Вы думаете, почему сегодня многие светские учебные заведения потянулись к Православной Церкви?
— К сожалению, этот процесс находится лишь в начальной стадии. А если такое обращение и наблюдается, то лишь потому, что в основе любой образовательной системы должна лежать православная вера. На протяжении многих лет обучение базировалось на атеизме. Когда же преподаватели поняли, что это ни к чему не приводит, стали внедрять в учебный процесс иные, далекие от Истины, учения. Когда же и это не принесло ожидаемого результата, стали потихоньку возвращаться к вечному.
— Среди священников нет единодушия не только в вопросе присутствия священника в светской школе, но и в том, нужны ли в ней такие дисциплины, как «Основы Православия» или «Православная культура». Не достаточно ли для воспитания детей в духе Православия воскресных школ?
— Как правило, занятия в воскресных школах посещает лишь небольшая часть детей прихожан. В результате широкая аудитория молодежи, которая не приходит в храм, остается вне поля зрения Православной Церкви. Отсюда и духовное обнищание, и нравственное падение общества, которое происходит с космической скоростью. Поэтому мы должны стремиться к тому, чтобы в каждом светском учебном заведении учащиеся имели возможность послушать священника и получить от него ответы на интересующие вопросы. Вы спросите, что нужно преподавать в таких школах? Во всяком случае, не «Закон Божий»… Светским учащимся нужны основы Православия, причем преподавать их нужно в живой форме. Учитывая то, как трудно сегодня священнику получить разрешение читать лекции, будет не совсем правильно, если он надоест школьникам. Священник в школе — это не простой учитель, а, в первую очередь, миссионер. И если мы можем говорить об ошибках в светской педагогике, то пастырь на них просто не имеет права, так как речь идет не об аттестатах, но о человеческой душе, а во главе угла стоит не возможность по окончании школы поступить в вуз, а Вечная Жизнь.
— Скажите, пожалуйста, в какой степени Церковь готова сотрудничать со школой?
— Дело в том, что дипломы, которые сегодня выдают духовные академии и семинарии своим выпускникам, не признаются на государственном уровне. А главное требование для преподавателей светских учебных заведений — наличие диплома о педагогическом образовании. Поэтому Украинская Православная Церковь готова сотрудничать с государственной системой образования, но такой возможности, как бы этого хотелось, пока, к сожалению, нет. В этом направлении нам предстоит еще много работать.
— Какую оптимальную модель участия Церкви в жизни школы Вы видите на сегодняшний день?
— На сегодняшний день единственная форма деятельности священнослужителей в светских учебных заведениях — это беседы, которые проводятся как с учениками, так и с преподавателями. Вот только, к сожалению, вся эта педагогическая деятельность основана на личных контактах представителей Церкви с сотрудниками государственной системы образования. Законодательной же базы, необходимой для такого сотрудничества, на сегодняшний день не существует. Следует поэтому приложить максимум усилий для налаживания правовой основы для реализации конституционного права на образование каждого жителя нашей страны, ведь большинство из них православные.
Беседу вел Александр Андрущенко
С. Речинский. Церковь во время испытаний
Вітання Блаженнішого Митрополита Володимира учасникам З’їзду