Екатерина Самойлик. Европейская интеграция и прозелитизм
Европейская интеграция и прозелитизм
Выступление представителя Парламента Украины Екатерины Самойлик
на 8-й Ежегодной Генеральной Ассамблее ЕМАП (о. Патмос, Греция, 2001 г.)
Мы приехали из той страны, где недавно завершился визит папы римского Иоанна Павла II, который объявлялся его организаторами важнейшим этапом на пути сближения и интеграции восточнославянских стран и Европы, свидетельством “европейского выбора” Украины. Однако между декларируемыми целями и реальными результатами визита, как водится, оказалась целая пропасть. Вместо объявленного понтификом “диалога любви” мы стали свидетелями резкого обострения межконфессиональных проблем и даже оказались перед угрозой полного разрыва отношений между Православной и Католической Церквами в Украине.
Поэтому в своем выступления хочу остановиться на проблемах, которые стоят на пути интеграции и которые в полной мере проявили себя во время подготовки и осуществления визита понтифика в Украину.
Первая из них — это необходимость признания Православной Церкви, ее духовного и культурного наследия неотъемлемой частью общеевропейского духовного и культурологического пространства, причем не второстепенной, на уровне “местных полуязыческих верований”, а равновеликой Западной христианской традиции. Визит показал, что до понимания этого постулата интеграции еще чрезвычайно далеко. Его организаторы (проуниатское правительственное лобби и римо- и греко-католические церкви Украины) провели многомесячную прозелитско-пропагандистскую кампанию, доказывая, что католицизм и “европейский выбор” — понятия тождественные. А Православие, уже двенадцать лет противостоящее мощному броску католицизма на Восток, естественно, было объявлено главным врагом “общеевропейского дома”, в который стремится украинское государство. Поэтому подарком понтифику и свидетельством “продвижения” Европы в Украину стало перенесение центра униатства и резиденции униатских митрополитов из Львова в колыбель Православия — Киев. Было также объявлено о регистрации униатских общин на востоке страны (в частности, в Харькове), где униатов исторически вообще не было.
К сожалению, Ватикан как один из духовных центров объединенной Европы показал крайне негативный пример отношения к исторической вере и Церкви страны, с которой ему суждено пребывать в едином европейском доме. Им были не только проигнорированы просьбы Православной Церкви решить перед визитом униато-православные проблемы в Западной Украине (где были разгромлены три православные епархии, захвачены тысяча храмов, а православные выброшены на улицу), но и сама Православная Церковь упоминалась лишь в контексте “других религиозных конфессий”, коих в Украине более восьмидесяти (от огнепоклонников до мусульман). Что ждет каноническую Церковь, объединяющую большую часть 50-ти миллионного населения страны, в такой общеевропейской интеграции?
Вторая и не менее жгучая проблема, которая тоже в полной мере проявилась в папском визите — это проблема единства Православия. Очевидно, что нельзя интегрировать в общеевропейское сознание православные ценности и отстаивать их значимость как таковых, если само Православие пребывает в нестроениях и зачастую в противоречиях, которые совершенно не согласуются с той миссией, которую оно призвано выполнять в объединенной Европе. Я имею в виду внутрицерковные расколы и их открытую поддержку некоторыми Поместными Церквами. Специфика украинских схизматических группировок — УАПЦ и УПЦ-КП — возникших в начале 90-х годов, заключается в том, что они были организованы политиками и, что важно подчеркнуть, униатами. Сама уния не имела шансов продвижения на Восток, поскольку история и культура Украины свидетельствовала о ее кровавой сущности. Сами галицкие политики-униаты объясняли свое присутствие в расколах тем, что они считают их национал-патриотическими организациями. Они видят в них главное орудие борьбы с Православной Церковью, поэтому постоянно оказывают им политическую поддержку, создают депутатские объединения, подписывают обращения в Константинополь с требованием их канонического признания.
Когда Святейший патриарх Константинопольский твердо стоял на канонических принципах Православия и отвергал даже саму возможность общения с схизматиками, расколы в Украине сыпались, как карточный домик. Скажем, в 1993 году за полтора года существования УПЦ-КП ее покинули 16 самозванных архиереев во главе с соучредителем раскола Масендичем. Все они вернулись в лоно канонической Церкви с покаянием простыми священниками. Возвращались из схизмы общины, и этот процесс, несмотря на поддержку и пропаганду раскола, невозможно было остановить. В 1999 году только в Киевской епархии пять приходов вернулось в Православие.
Раскол агонизировал, пытался создать себе “международный имидж”, принимая под свое крыло схизматиков со всего мира, создавая “параллельную семью поместных церквей”. Но тщетно. Помощь ему пришла оттуда, откуда ее меньше всего ожидали получить раскольники — из Константинополя! Святейший патриарх Варфоломей I, которого раскол клеймил не иначе как “стамбульским греком”, неожиданно “уравнял” многомиллионную каноническую Церковь со схизматическими группировками, объявив, что в Украине существуют “три отдельные группы, которые не общаются между собой”, и он собирается это общение восстанавливать. Это удивительно. Ведь даже римские прелаты заявили, что папа если с кем официально и будет встречаться, то только с Предстоятелем канонической Церкви Блаженнейшим Митрополитом Владимиром. Теперь схизматики ведут в Украине борьбу с Православием и возносят хулу на Православную Церковь, а в Константинополе проводят переговоры и подписывают соглашения с представителями Вселенского патриарха. Это ли не абсурд?
Папский визит в Украину раскрыл истинный лик украинских схизматиков. Когда он был гипотетическим, и УАПЦ и УПЦ-КП, дабы блюсти свою “православную самоидентификацию”, категорически выступали против приезда понтифика. Когда же визит приобрел реальные очертания, публично заявили о своей горячей поддержке. Из-за отказа Православной Церкви (единственной из всех конфессий) принимать участие действе всеобщего поклонения папе во всех общенациональных СМИ была развернута кампания шельмования Православия в Украине. Дело доходило до того, что католицизм объявляли истинной христианской религией, а Православие — “языческой греко-константинопольской ересью”. Но даже в этих условиях лидеры УАПЦ и УЦП-КП не только не выступили с протестом, а продолжали проводить совместные с униатскими епископами пресс-конференции, агитировать за визит и клеймить Православную Церковь “антигосударственной”, выступающей против интересов и “европейского выбора” Украины. При этом они не забывали упоминать о своем высоком Константинопольском покровительстве. У многих в Украине сложилось впечатление, что Константинополь не только не против миссионерского визита понтифика в православное государство, но и сам готов признать себя “греко-константинопольской” ересью.
Очевидно, что правительственные чиновники Украины, униаты и схизматики обманом втянули Святейшего патриарха в политические игры, направленные на разрушение Православия в Украине. Во время визита понтифик заявил, что Украина является “межою”, где встречаются Восток и Запад, т.е. она уже не именуется православной державой. Почему в праве быть такой “межою” отказано Польше, где наряду с римо-католической существует и Поместная Православная Церковь Польши? Или там Западная и Восточная христианские традиции уже не встречаются? Сам визит стал мощным толчком для прозелитизма. Вслед за перенесением центра униатства в Киев заявлено о подготовке законопроекта о реабилитации униатской церкви в Украине, в случае принятия которого начнется новая храмовая война.
Третья проблема — это отсутствие мощных православных отечественных и международных информационных ресурсов. Мы вступили в эпоху, справедливо именуемую “информационным обществом”. Кто владеет информацией и глобальными средствами ее распространения, тот владеет миром. Католики в Украине преподали урок, как буквально за несколько месяцев при помощи мощнейшей агитационно-пропагандисткой кампании в СМИ можно изменить общественное мнение в отношении папского визита с негативного (обусловленного многовековой отечественной историей и культурой) на восторженно-положительное. За это время на народ Украины по общенациональным теле- и радиоканалам обрушились сотни репортажей, а в газетах — тысячи статей о замечательной истории и жертвенном пути Римо-католической и униатской Церквей и о первом римском епископе — славянине. В Рим были приглашены для подготовки материалов две сотни журналистов ведущих киевских и львовских электронных и печатных СМИ. Они и сформировали общественное мнение. За все эти месяцы альтернативная точка зрения — позиция Православной Церкви — лишь несколько раз смогла пробиться в телеэфир в стране, где подавляющая часть населени — православные. О позиции братских Правосланых Церквей вообще нигде заявлено не было.
Опасность интернационализации и глобализации в сфере информации не стоит недооценивать. Как мы можем донести наши духовные и культурные ценности Западной Европе, если у нас отсутствует возможность донести их собственному православному народу? Созрела необходимость создания глобальной информационной православной сети, в которую должны быть вовлечены все православные государства и церкви. У нас катастрофически не хватает квалифицированных кадров православных журналистов и редакторов православных изданий. Многие православные епархии, не говоря о приходах, не имеют доступа к Интернету. Поэтому надо создавать международный институт православной журналистики для подготовки высококлассных специалистов для работы в православных печатных и электронных СМИ. В противном случае, нас может постигнуть судьба европейского и украинского высокохудожественного кинематографа, который, при всех своих неоспоримых достоинствах, неумолимо поглощается американской масс-культурой, являющейся, по сути своей, ничем иным как культурным прозелитизмом.
Наконец, остановлюсь еще на одной проблеме, с которой мы столкнулись во время папского визита. Это — бесчисленные попытки переиначить, осуществить ревизию важнейших событий истории украинского православного народа. Это касается и принятия христианства, и функционирования веры православной в Киевской Руси, и роли унии в истории нашего народа. Скажем, в своих выступлениях Иоанн Павел II несколько раз подчеркивал, что католическая вера пришла в Украину вместе с Крещением Руси святым равноапостольным князем Владимиром, поскольку это событие произошло еще до всемирного разделения Церкви на Восточную и Западную в 1О54 году. Однако это дата определяет время официального и полного разрыва отношений, фактическое отпадение католицизма от Православия свершилось несколькими столетиями раньше. Это прекрасно понимали уже в самой Киевской Руси накануне Крещения. Преподобный Нестор Летописец в “Повести временных лет” в знаменитом рассказе о “выборе веры” великим киевским князем говорит о католицизме как уже об отдельной вере, наравне с магометанствам, иудаизмом и Православием. “Потом пришли иноземцы из Рима и сказали: “Пришли мы посланные папой”. Выслушав их, святой Владимир ответил: “Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого”.
С подобными передергиваниями, попытками создания католико-униатского образа украинской истории во время визита и подготовке к нему мы встречались сплошь и рядом. Это касается и унии, которая, по словам католических мифологов, и вопреки историческим фактом, не уничтожала православную культуру, не разрушала монастыри и храмы на протяжении XVII-XVII веков, а в тяжелых условиях “сберегала веру”. В прошлом же веке, она, оказывается, была не пособницей фашизма, организовывавшей эсессовские дивизии, а главной жертвой тоталитарного режима.
Поэтому сегодня, как никогда, становится актуальным вопрос пробуждения общественного интереса к культурному и историческому наследию православных народов, введения этого наследия в круг научной и культурологической мысли. Необходимо организовывать научные экспедиции для изучения и публикаций памятников письменности и культуры, находящихся в древнейших православных обителях. Нас, прежде всего, интересуют рукописи, находящиеся в монастыре св. Пантейлеимона на Святой горе Афон, славянский отдел рукописей (четыре тысячи единиц хранения) в монастыре св. Екатерины на Синае, а также архивы Ватикана, вывезенные униатами из разграбленных православных монастырей Украины. Кстати, вопрос возвращения православного наследия привел в сильное смущение католических епископов, поскольку ломал всю концепцию судьбоносного визита “извечной святости и благодати”, ибо за ним следовал и другой вопрос — а как они там оказались? Поэтому, чтобы не омрачать приезд понтифика грустными напоминаниями, организаторы визита решили этот вопрос вообще не поднимать.
По моему глубокому убеждению, православная культура не является “археологической древностью”, но является тем неиссякаемым живоносным источником, который преподобный Нестор Летописец назвал рекой, “напояющей вселенную”. Мы живем в сложном, противоречивом, деморализованном, но самообъединяющемся мире. Интеграция — это не столько желание, сколько неминуемость. Православие — тот фундамент, с которого мы можем смело вступать в любые объединительные процессы, не боясь быть поглощенными и растворенными в иных духовных и культурных традициях Европы. Оно помогло народам выстоять и сохранить себя в творческом состоянии. И теперь оно стоит на страже духовности и культуры.
Как писал замечательный поэт:
Наше прошлое нас не оставит в беде.
Наши павшие, как часовые!
С этой надеждой мы вступили в новое тысячелетие.