Евгений Никифоров: «Православные телепрограммы востребованы временем»
Евгений Никифоров: «Православные телепрограммы востребованы временем»
— Евгений Константинович, Вы руководитель медиа-холдинга «Радонеж» президент международного фестиваля православных теле-радиопрограмм «Радонеж». В России фестиваль существует уже не первый год. С чего вы начинали, во что фестиваль представляет собою сейчас?
— Фестиваль существует с 1995 года. В этом году открывается уже девятый. Мы мыслим украинский фестиваль и фестиваль «Радонеж» как единый проект. «Радонеж» будет как бы продолжением украинского, поскольку здесь осуществляется то чаемое православное единство, которому не нужны формальные основания быть единодушными. Одни задачи, одна цель — духовное просвещение. Здесь мы практически являемся отборочной комиссией для московского фестиваля, который носит характер международного: на нем представлены работы греков, грузин, болгар и представителей других православных народов. Фестиваль существует по благословению Патриарха, на него съезжаются более ста компаний из ближнего и дальнего зарубежья. Второй год среди организаторов фестиваля числятся практически все отделы русской Православной Церкви. До 2000-го года фестиваль проводился в формате «фестиваль-семинар». Основной задачей было научиться, как строить теле-радиопроповедь. Словом, это была школа. И скоро стало ясно, что участники многому научились и выдают прекрасный продукт. Такой уровень позволил нам делать «Радонеж» фестивалем. Семинарская часть хотя и сохранилась (она по-прежнему необходима), но стала намного меньше. А собственно фестиваль — это состязание мэтров. Здесь меньше работ представлено, но, слава Богу, это очень сильная часть. Лучшие работы затем отбираются в специальный фонд, который размещен в Интернете. Это уже более ста часов вещания, и любая компания может воспользоваться нашим фондом. Мы только начали работу, но уже есть заказы из многих епархий и региональных телекомпаний. Фильмы-лауреаты показываются в лучших московских кинотеатрах. Обычно эти работы пользуются громадной популярностью.
В этом году летом мы впервые провели акцию «Эхо фестиваля» на Кубани. Показы шли три дня в Краснодаре, три дня в Анапе, три дня в Сочи. Июль месяц, города населены «краснокожими». Залы были наполнены до отказа. Это говорит о востребованности нашего продукта.
Часто наши работы принимают участие в программах документального кино фестиваля «Витязь», который проводит Николай Бурляев. Они же предоставляют на «Радонеж» свои фильмы.
— Не могли бы Вы назвать имена мастеров, которые выдвинул «Радонеж»?
— Назову имя Валентины Матвеевой из Петербурга, фильм которой «Виртуальная агрессия» участвует в украинском фестивале во внеконкурсном показе. Она действительно профессионал, ее фильмы востребованы и пользуются громадным зрительским успехом.
— Охотно ли владельцы светских российских телеканалов включают в сетку программ православные передач?
— Здесь наблюдается резкий контраст между столичными и региональными каналами. В провинции это решается намного проще, ибо тамошнее телевидение менее коммерциализовано да и потребность в таких передачах там намного выше. Там мыслят так: если люди это хотят видеть, почему бы не показывать?
— А как обстоят дела с сектантскими программами? У нас в Украине, например, они цветут буйным цветом.
— Это преступление, я считаю. У нас в России поначалу было то же самое. А все потому, что считали: мы бедненькие, а сектанты богатенькие, а поскольку у нас все равны, почему бы и нет? Один знакомый руководитель крупной государственной радиостанции говорил мне так: ну что, немножко позора, зато мы полностью радиостанцию укомплектовали новейшим оборудованием. Я ему возразил: укомплектованная радиостанция — это хорошо, но кто ответит за изуродованную психику тысяч людей? А давали они в эфире программы секты «Аум Сенрикё». Одумались только тогда, когда грохнуло метро. А уже сотни тысяч стали адептами этой секты. Слава Богу, сейчас в Российском кодексе национальной безопасности записано, что деструктивные секты — угроза государству и культуре нации.
Сейчас в России программ с сектантскими вещаниями нет вообще.
— Как Вы считаете, можно сказать, что первый украинский фестиваль состоялся?
— Состоялся, безусловно. Всем было интересно и всем полезно, а это уже большой успех. Некоторые недоработки по регламенту и организации вполне естественны, они от недостатка опыта, но со временем опыт появится. Главное, что получилась полезная встреча. Украина представлена во всем разнообразии. Конечно, работы пока неровные в художественном отношении. Но даже скромные работы смотреть интересно. Ты получаешь представление о людях, о православной интеллигенции, о том, что ее заботит. Бывает, по форме работа очень слабая, а по человеческому содержанию крайне любопытная.
— А какая-то фестивальная работа вас впечатлила?
— Сегодня мы посмотрели замечательный фильм киевского режиссера Александра Столярова «Достоевская девочка». Чрезвычайно талантливый фильм. Я впервые увидел фильм, к которому у меня нет претензий по части вкуса. Работа задушевная, очень интересная по видеоряду. Мне известно, что она делалась долго, в течение года, а серьезный труд обычно бывает вознагражден.
Мы посмотрели также чудную детскую программу «В гостях у Дуняши» студии «Лествица- Парадиз» из Днепропетровска. Вот пример, как талантливые люди ограниченными средствами могут сделать замечательную программу. Сделать передачу для детей невероятно сложно. Ведь они за версту чувствуют ложь и пафосность. К ним с этим не подъедешь. В этом же случае найден замечательный язык, которым можно разговаривать с детьми.
Лауреаты первого всеукраинского фестиваля теле- и радиопрограмм «Покров»
Гран-при: «Достоевская девочка», г. Киев. Студия «Общее дело №». Режиссер Александр Столяров.
1. «Лучшая телепередача»
Первая премия: «В гостях у Дуняши», творческая группа православной студии «Лествица-Парадиз», г. Днепропетровск.
Вторая премия: «Храм у озера», г. Иркутск. Автор Мария Аристова.
Третья премия: «Свете Тихий», г. Нижний Новгород. ГТРК «Нижний Новгород». Автор Валентина Еремина.
Четвертое место: «На день грядущий», г. Донецк
Пятое место: «Запорожье православное», г. Запорожье.
2.»Лучший телефильм»
Первая премия: «Достоевская девочка», г. Киев. Студия «Общее дело№». Режиссер Александр Столяров.
Вторая премия: «Осторожно: секта», г. Днепропетровск.
Третья премия: «Юрьев День», г. Днепропетровск, православная студия «Лествица-Парадиз»
Четвертое место: «Лудомания», г. Ярославль. Режиссер Владимир Якунин.
Пятое место: «Путь православных», г. Кривой Рог.
3.»Лучшая радиопередача»:
Первая премия: «Православный мир», творческое объединение «Православие» г. Киев.
Вторая премия: «Православное радио», г. Санкт-Петербург.
Лучший режиссер: Евгений Вагнер, г. Днепропетровск.
За лучшую операторскую работу: Фильмы «Свете Тихий», г. Нижний Новгород, «Достоевская девочка», г. Киев.
За лучший сценарий: «А. Блок», г. Санкт-Петербург.
За лучшее музыкальное оформление: «Путь православных», г. кривой Рог.
Фильм-портрет (За воплощение на экране образа современного защитника благочестия): «Дорога длиною в жизнь», г. Донецк.
За актуальный журналистский репортаж: «Лудомания», г. Ярославль.
За подвижничество на ниве православия: Радиопередача Донецкого металлургического комбината.
Таисия Повалий: «Каждый уважающий себя артист понимает, что его талант — это Божий дар»