Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Таисия Повалий: «Каждый уважающий себя артист понимает, что его талант — это Божий дар»

Таисия Повалий: «Каждый уважающий себя артист понимает, что его талант — это Божий дар»

— Таисия Николаевна, расскажите, с каких пор Вы ощутили себя верующей?

— Я родилась в верующей семье и большую часть своего детства провела в сельской местности. По-моему, сельские жители — это, как правило, самые верующие люди. Значительный вклад в мое воспитание в детском возрасте сделала бабушка по отцовской линии. Она всегда строго следила за тем, чтобы мы не легли спать вечером и не ушли куда бы то ни было утром, пока не прочитаем перед иконами хоть какие-то молитвы. Помнится, у нее было старенькое славянское Евангелие еще с «ерами» и «ятями». По этой книге нас учили читать по церковнославянскому. Вместо сказок бабушка часто рассказывала нам увлекательные библейские истории. Все это, быть может, выглядело просто, но эти дивные вечера сохранились в моей памяти на всю жизнь. Когда мне грустно, я возвращаюсь к этим воспоминаниям. Но в студенческие годы стало сложнее, ведь тогда в храмы ходить было зазорно. Поэтому, наверное, и появилось выражение: «Бог у меня в душе», ведь далеко не все, даже верующие люди, находили в себе силы приходить в храм.

— Как бы Вы обозначили значение Бога в Вашей творческой деятельности?

— Жизнь каждого артиста — это колоссальный труд, постоянная работа над собой и огромные затраты жизненной энергии. Только при наличии всего этого будет успех. У меня, как и у каждого эстрадного исполнителя, много триумфов, побед и достижений. И вот за все это я искренне благодарю Бога. Конечно, не стоит умалять и заслуги человека. Но я считаю, что все труды и усилия, какими бы титаническими они ни казались, будут тщетными, если не поможет Господь. В жизни у меня было много трудностей, но, к счастью, я поняла, насколько легко идти, когда рядом Господь. И хотя сейчас у меня не получается часто посещать богослужения, я не перестаю обращаться к Богу в трудную минуту и благодарить Его за помощь. К тому же по-другому я и не могу, так как Бог очень помог мне в жизни. Как только мы с моим мужем Игорем вместе пошли в храм, у нас еще больше окрепли отношения, а в доме мир и спокойствие. Я не люблю оставаться неблагодарной. Как только у нас происходит какое-то приятное событие, мы сразу едем в церковь, чтобы поблагодарить Бога.

— Когда человек заходит в храм, он должен на какое-то время забыть о мирских делах и суете. Удается ли Вам успокоиться в храме, отложив на задний план концерты, гастроли и гонорары?

— Публичному человеку нелегко остаться один на один с самим собой. Единственное, за что я спокойна, так это за то, что, находясь в храме, я не думаю о концертах и гонорарах. Зато все это отнимает у меня остальное время, ведь когда обычные люди отдыхают, артист работает. Поэтому даже в общепризнанные выходные дни — субботу и воскресенье — мы выезжаем с концертами в другие города Украины, а также в страны ближнего и дальнего зарубежья.

— Но все-таки человек не может так долго находиться на людях. Время от времени наступают моменты, когда он просто должен побыть один, чтобы о чем-то подумать, успокоиться…

— Чаще всего уединение я нахожу дома. В нашей квартире много старинных икон. Основная заслуга в этом принадлежит моей маме, которая стала верующим человеком в раннем возрасте. Вот она-то и помогает мне успокоиться, чем может: добрым словом, советом. Иногда я называю ее своим Ангелом-Хранителем. Часто бывают моменты, когда я, уезжая, звоню ей и говорю: «Мы уже вылетаем», а она в ответ: «Пусть вам Бог помогает!» Когда мы с Игорем выходим из дому, она всегда крестит нас в дорогу. Я уверена, что ее молитвы выручают меня в трудную минуту.

— Говорят, слава портит человека…

— Мне кажется, что это несправедливое мнение. Ведь мы забываем о том, что популярный человек больше устает. Он предъявляет большие требования и к себе, и к окружающим. Часто о таком человеке говорят, что он заболел звездной болезнью. На самом же деле он живет в своем мире, отдавая себя работе настолько, что и голову некогда поднять вверх.
К тому же то, как влияет слава на человека, зависит от самого человека. Кого-то она портит, а кому-то и помогает. Чтобы этого не случилось, нельзя приписывать только себе все успехи и победы. Нужно понимать, что если не будет на то Божьей воли, не будет и триумфов. Человек, знающий свое место в этом мире, никогда не возомнит о себе больше, чем он есть на самом деле. К тому же это очень вредит самому артисту. Ведь он трудится для людей. Если он будет ходить мимо людей «с закрытыми глазами или поднятым подбородком», то никогда его не полюбит простой слушатель и зритель.

— Иногда успех и благополучие делают человека бесчувственным по отношению к другим. Но известно, что Вы неоднократно организовывали благотворительные выступления для детских домов и больниц. Что помогает Вам не оставаться равнодушной к чужому горю?

— Так сложилось, что мы с Игорем живем по следующему принципу: «Если Бог помогает человеку, значит, и мы должны помогать другим». Счастлив тот, кто умеет делиться. Поэтому мы стараемся не отказывать, когда нас просят где-нибудь выступить, не обещая гонорара. Не соглашаемся мы только тогда, когда у нас получается накладка. Я сейчас даже не смогу припомнить всех своих благотворительных выступлений. Вот, например, в 2001 году прошел ряд концертов во дворце «Украина». И один из них был организован для инвалидов и детей-сирот. Под патронатом супруги Президента Украины Людмилы Кучмы деток на нескольких автобусах привезли в Киев из разных регионов Украины, так что в тот вечер весь наш творческий коллектив работал совершенно бесплатно. Причем это была полноценная концертная программа. Кроме этого, мы с Игорем неоднократно принимали участие в благотворительных аукционах: давали свои вещи, деньги от продажи которых передавались в детские дома. Я считаю, что так должен поступать каждый человек, так как не вижу смысла радоваться, когда окружающим плохо, когда другие не могут позволить себе даже самого необходимого.

— Одно дело петь перед многотысячной аудиторией, в светлом зале, получая за это космические гонорары. Но известно, что Вы выступали не только перед столичной элитой. Пришлось Вам побывать и в Ливане, где дислоцируется миротворческий полк украинских саперов. Что побудило Вас пойти на это?

— Седьмого мая 2001 года состоялся мой сольный концерт для украинского миротворческого батальона, который дислоцировался в Ливане. Эту программу помог организовать бывший министр обороны, а ныне народный депутат Украины Александр Кузьмук.

— Как Вас встретили солдаты?

— О, это трудно передать словами. По словам солдат, они очень обрадовались, когда узнали о моем намерении приехать и встретили, как будто к ним приехала не просто эстрадная певица, а частичка их родины, их семьи. Меня поставили рядом с командованием батальона, и солдаты прошли мимо нас торжественным парадом.
Следует отметить, что там стоят воинские подразделения из десяти стран мира. Командующий объединенными силами ООН в Ливане сказал, что за все двадцать восемь лет дислокации войск в Ливане ни один артист там не побывал. Честно говоря, физически мне было очень тяжело из-за климатических условий. Сцену устроили на берегу моря в виде небольшого мыса, который так и назвали: «Таисия Повалий». Более всего мне запомнилось то, как командующий войсками пытался что-то петь вместе со мной и танцевал под «Червону руту». К тому же я все время переживала, ведь это все-таки риск, а я в семье единственный кормилец. Когда я сталкиваюсь с какой-нибудь трудностью, всегда думаю: «А как там без меня мои родные?» Хотя в этот раз я поехала без колебаний, потому что знала, как ребята меня ждут. Об этом даже написали в некоторых газетах.

— И что Вы хотели показать солдатам своим поступком?

— Сразу хочу сказать, что из этого визита я даже и не думала извлечь какую-то выгоду. За все время пребывания в Ливане я не получила ни копейки. И делалось это совсем не ради того, чтобы подняться на ступеньку выше в рейтинге популярности. К тому же я там так простыла, что боялась потерять голос. Мне просто хотелось, чтобы ребята почувствовали какую-то радость. Ведь мало того, что они находятся далеко от родины, живут по распорядку «от подъема до отбоя», переживают титанические нагрузки, они еще и рискуют не вернуться домой.

— Вы принимали участие в торжествах по случаю 10-летней годовщины Харьковского Собора в национальном дворце «Украина». Для УПЦ это праздник и трагедия одновременно. А что Вы думаете о филаретовском расколе?

— Нередко приходится слышать выражение «представители разных (или нескольких) Церквей». Но я считаю, что если Бог один, значит, и Церковь должна быль единственной. Все эти расколы не дают возможности найти компромисс и достичь какого-то согласия между людьми. А ведь и церковные, и государственные руководители должны действовать сообща в решении каких-то жизненно важных проблем. Только тогда в обществе будет мир, перестанет проливаться кровь и гибнуть невинные люди.

— Что связывает Вас с Блаженнейшим Митрополитом Владимиром?

— К Блаженнейшему Митрополиту Владимиру мы с Игорем относимся с большим уважением и трепетом. При виде его у нас появляется какой-то внутренний восторг, спокойствие и умиротворенность. К тому же мы имели честь быть у него на 65-летии. Это очень мудрый человек, который реально может помочь, дать совет, поддержать и успокоить. Также у него многому можно поучиться.
Хорошие отношения у нас сложились и с наместником Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры архиепископом Павлам. По-моему, это те люди, которые сегодня пишут историю Украины. Общение с такими людьми дает мне силы для дальнейшего продолжения творчества, для воплощения в жизнь новых планов, новых проектов.

— Иногда можно услышать, что вера в Бога мешает артисту…

— Мне кажется, что каждый уважающий себя артист понимает, что его талант — это Божий дар, который нужно беречь как зеницу ока и преумножать, не переставая благодарить Господа. Ведь ничего в этом мире не происходит просто так. Кому-то Создатель дает способности, а кого-то лишает их. Но в своей жизни я заметила следующее: чем удачливее и популярнее артист, тем больше он верит в Бога. Глуп тот человек, каким бы талантливым он ни был, если считает, что Бог ему мешает. У нас с Игорем, например, получается так, что мы постоянно благодарим Бога. Мы не просто произносим Его имя всуе, у нас в этом есть потребность, она находится внутри нас, и по-другому поступать мы не можем.

— Часто говорят, вот если бы не Игорь Лихута, не было бы Таисии Повалий, и наоборот, если бы не Таисия Повалий, кто знает, кем бы был Игорь Лихута. Что Вы можете сказать по этому поводу?

— Таким людям мы с Игорем отвечаем примерно так: «Дело не в том, что есть мы. В мире существует Божественная сила, которая нас ведет по жизни». Есть люди, которые в несколько раз профессиональнее, чем я. Но им почему-то не везет. И причина, быть может, совсем не в том, что они неудачники. Просто, как на везение, так и на невезение, есть Божья воля. Мы не какие-то там религиозные фанатики, но в Бога верим и Богу молимся, не забывая Его благодарить. К тому же мы всячески пытаемся жить по Его заповедям: всегда поступать честно, никого не обманывая, не обижая, не стараясь кому-то перейти дорогу или, что хуже всего, навредить.

Беседу вел Александр Андрущенко