22.03.2011. ПОЛТАВА. Страсти Христовы — Пассия
В воскресные дни Великого Поста в православных храмах совершаются особые богослужения, называемые Пассии. На середине храма устанавливается Распятие в траурном убранстве, перед которым возжигают свечи. Сосредоточенные богомольцы слушают душеспасительное чтение акафиста, посвящённого Страстям Христовым, а также пение хора, составленное из богослужений Великой Пятницы. Затем начинается чтение Евангелия, повествующего о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. В воскресный вечер, 20 марта в Свято-Макариевском кафедральном соборе Полтавы за вечерним богослужением был совершён чин Пассии. Богослужение Страстям Христовым – чтение акафиста и Евангелия от Марка возглавил архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп в сослужении клириков собора. Неотъемлемой частью этого Богослужения является проповедь священника, посвященная Великой и Страшной, Спасительной Жертве Господа нашего Иисуса Христа. на Пассии мы слышим некоторые трогательные песнопения из богослужения Великой Пятницы. Так, исполняется стихира «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного», которую поют во время целования Плащаницы Христовой; перед чтением Евангелия звучит прокимен «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий…»
Эти и другие молитвы возносят нас на Голгофу, вновь и вновь напоминая о конечной цели Поста — сораспятии со Христом. В конце службы все верующие с благоговением подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА :
Пассия (греч. «страдание») – это самое позднее по времени возникновения православное богослужение. Эта служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским святителем Петром (Могилой), создателем многих литургических форм. Пассиями называются особые службы, совершаемые в Великом посту, во время которых читается Евангелие о Крестных Страданиях Спасителя.
Первоначально пассии были распространены преимущественно в западных епархиях, но к XX веку их стали совершать повсеместно. Святитель Петр составлял это последование в противовес пышным католическим богослужениям, из-за которых многие приверженцы внешнего благолепия принимали унию. Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов), обыкновенно вечером в воскресные дни (иили по пятницам, – как принято на приходе).
Как ясно из названия, на этих службах воспоминаются спасительные страдания Господа нашего Иисуса Христа. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования об этом: на первой — 26 и 27 главы от Матфея, на второй — 14 и 15 от Марка, на третьей — 22 и 23 от Луки, на четвертой — 18 и 19 от Иоанна. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.
На пассии непременно произносится проповедь. Первоначально чин этой службы не предусматривал каких-либо частей, кроме Евангелия, но народное благочестие добавило к Евангелию и проповеди еще и акафист — Кресту Христову или Страстям Господним. Не удивительно, что пассию так любят православные христиане. Пассии производят глубокое впечатление на верующих. Своим внутренним содержанием они доставляют молящимся высокое духовное утешение и назидание.
Пресс-служба Полтавской епархии
22.03.2011. ВОЛОДИМР-ВОЛИНСЬКИЙ. Клірик єпархії відслужив молебень у лікарні