Митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий: «Уврачевание раскола возможно лишь через покаяние»
КОММЕНТАРИЙ УЧАСТНИКА ВСТРЕЧИ
Митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий: «Уврачевание раскола возможно лишь через покаяние»
— Ваше Высокопреосвященство, чем была обусловлена эта встреча?
— Она проводилась по нашей инициативе. Греки планировали провести ее в более поздние сроки, однако в Патриархии настояли на том, чтобы встретиться именно сейчас. Свою роль сыграли поездки председателя Госкомрелигий Украины В.Бондаренко. 1 мая он посетил Константинополь и был принят митрополитом Филадельфийским Мелитоном, после этого он ездил в Москву, где встречался с митрополитом Смоленским Кириллом.
— А каковой была цель поездок В. Бондаренко?
— Он ходатайствовал о том, чтобы поскорее утвердить автономию Украинской Православной Церкви. Сейчас в Госкомрелигий опять активно занялись форсированием этого вопроса. Например, утверждают, что для того чтобы Православие в Украине укрепилось и могло эффективнее противостоять разнообразным сектам, нужно всех объединить и создать каноничный Киевский патриархат. Однако факты говорят о другом: чиновники не столько пекутся о чистоте и единстве Православия, сколько поощряют расколы и секты. Поэтому на встрече это было расценено как преддверие предвыборной кампании — наши чиновники торопятся скорее сделать свою подконтрольную малую «церковь» и сделать ее орудием предвыборной борьбы и агитации.
— Владыка, в какой атмосфере проходили переговоры?
— Переговоры проходили корректно, в дружественной обстановке. Естественно, возникали дискуссии, споры, однако они все разрешались по-братски.
— Обсуждалось ли письмо, которое привозила раньше в Константинополь Лилия Григорович?
— Письмо не обсуждалось. Однако я сообщил о том, что Лилия Григорович собирала в парламенте подписи за создание своей группы депутатов. И когда депутаты спрашивали ее, согласен ли Блаженнейший Митрополит Владимир на это, она обманывала их, говоря, что он согласен. Когда же депутаты узнали, что это не так, то многие отозвали свои подписи. Кроме того, в Верховной Раде существуют два крупных депутатских внефракционных объединения (в одном — 157 депутатов, в другом — более ста), которые выступают за каноническое Православие. Поэтому, сказал я, чтобы было объективное понимание ситуации в Украине, пускай в Константинополь теперь едут представители других объединений. Митрополит Мелитон дал на это согласие.
— Какие еще вопросы обсуждались на этой встрече?
— Обсуждались проблемы урегулирования ситуации в Эстонии, в Западной Европе, письмо Патриарха Алексия II о создании Европейского митрополичьего округа. Константинопольский Патриарх не имеет статуса юридического лица в Турции, он тоже пострадал от атеистических гонений, поэтому обсуждалась проблема нашей солидарности и взаимопомощи в разрешении таких сложных вопросах.
— Руководители раскольничьих группировок филаретовцев и автокефалистов постоянно обнадеживают свою паству возможным признанием. Есть ли у них основания для оптимизма после этой встречи?
— Нет. На этой встрече Константинопольская сторона опять была едина с нами во мнении, что объединение может проходить только на канонической основе, то есть через покаяние уклонившихся в раскол. При этом отмечалось, что нужно делить оступившихся на таких, с которыми можно вести переговоры, и на таких, моральный облик которых настолько отрицательный, что с ними невозможно иметь никаких отношений.
— Владыка, как Вы оцениваете состоявшиеся переговоры?
— Очевидно, что такие переговоры не могут внести что-то новое в дело решения проблемы раскола. Но я хочу отметить преимущество подобных переговоров: в их процессе многие вещи, которые были неправильно восприняты той или другой стороной, проясняются, становятся более понятными и приемлемыми. По завершении переговоров в честь гостей Патриарх Варфоломей устроил официальный ужин, на котором присутствовало много гостей. Сроки следующей встречи еще не определены, но очевидно: если чаще будем встречаться, то будет легче разбирать неясные вопросы.
В. Зоркальцев. О проблеме войны и бедности
Г. Купріянович. Тисячолітнє свідчення Православ’я на Холмсько-Підляській землі