Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

В. Зоркальцев. О проблеме войны и бедности

10-я конференция Межпарламентской Ассамблеи Православия

«О проблеме войны и бедности»

Выступление на 10-й конференции МАП «Проблемы войны и бедности в православном осмыслении» (Вильнюс, 27 июня 2003 года)
(подается в сокращении)

В. Зоркальцев, президент МАП

Уважаемый господин Председатель Парламента!
Ваше Высокопреосвященство! Уважаемый господин Генеральный Секретарь! Дорогие друзья, коллеги! Уважаемые участники и гости!
Сегодня у нашего движения особенный день. Мы открываем десятую конференцию Межпарламентской Ассамблеи Православия!
На первый взгляд трудно поверить, что за нашими плечами остались десять лет серьезной работы, когда нам приходилось доказывать право на собственную точку зрения и завоевывать авторитет среди политического и церковного руководства наших стран. Кажется, уже нельзя представить последнюю декаду июня без наших ассамблей, словно сакральным молитвенным кольцом охватывающих страны православного духовного ареала, каждый год в очередной столице.
От года к году наши форумы собирают все большее количество участников и предлагают миру все более серьезную концептуальную основу рассматриваемой проблематики. Рад, что к нашей работе проявляют внимание видные ученые богословы и политические деятели ряда стран, видя в Межпарламентской Ассамблее Православия своего союзника.
Тема, избранная для нашего нынешнего обсуждения, представляется очень глубокой и чрезвычайно многогранной. По сути, мы задались целью охватить одну из самых фундаментальных сторон человеческого бытия с тем, чтобы навсегда исключить из нашей жизни то, что, к сожалению, еще часто происходит между странами и внутри отдельных народов. И последние мировые события только подтверждают актуальность объявленной темы.
Вступив в новое тысячелетие и занимаясь осмыслением происходящего, мы задумываемся о том, чего следует ожидать в скором будущем, оцениваем тот багаж, который перенесли в новый век.
Очевидно, что уже сейчас, когда непредсказуемо раскачивается маятник общественного развития, наступило время обозначить его новые императивы. Именно в нынешнее время, на рубеже эпох, следует возвысить свой голос против всех тех кровоточащих общественных язв, доставшихся нам по наследству от века двадцатого. И мировая реальность такова, что зло сегодня объявило тотальное наступление на все христианские достижения человечества, на традиционные основы его жизнедеятельности и общественные институты.
Все более обыденным становятся и факты вооруженных конфликтов. Причем в последнее время это происходит так часто, что мы даже не успеваем с сожалением задуматься о жертвах одного конфликта, как узнаем о новых. Война и смерть в последнее время становятся циничным телевизионным действием, рекламируемым и анонсируемым с большим размахом. Очевидно, что из людского сознания уходит восприятие войны как противоестественного человеческой природе состояния. И если посмотреть на нашу историю, то мы не удивимся тому факту, что времена, которые принято называть варварскими, сплошь и рядом демонстрировали более гуманный характер военных действий, чем массовое истребление беззащитных людей в нашу сверхразвитую в техническом плане эпоху.
Для нас крайне остро стоит проблема расстановки верных акцентов в противодействии утверждению однополярного политического мира, где право силы заменяет практически все традиционные международные институты.
Социология рассматривает войну как общественный процесс конфликтного содержания. На основании анализа наиболее распространенных точек зрения, войну можно определить как длительное, организованное, вооруженное противоборство двух или нескольких политических групп (государств либо национальных, религиозных, сословных или иных групп внутри одного государства), отстаивающих противоположные интересы; причем эта борьба сопровождается немотивированными и крупномасштабными разрушениями и гибелью масс людей.
Но я бы хотел особое внимание уделить видению войны с точки зрения этики, которое лежит в основе православного понимания этого явления.
С войнами человечество познакомилось на самых ранних этапах своей истории. Вместе с первыми дошедшими до нас описаниями военных столкновений появляются и первые попытки их нравственного осмысления. И в этой связи многие признают заслуги выдающегося греческого философа Платона как первооткрывателя этики войны. В своем труде «Государство» он поделил войны на справедливые и несправедливые, обозначил проблему допустимых средств ведения боевых действий, очертил нравственный облик совершенного воина, а также указал предназначение воинства. Позже в Древнем Риме возникло четкое разделение понятий «справедливая война» и «справедливость на войне». Под первой понималась защита государства от нападения, под второй – запрещение военного коварства, например, вероломного нападения, насилия над ранеными и пленными, мародерства.
Но наибольшее внимание трактовке нравственных проблем войны уделила христианская мысль. Опираясь на рассуждения блаженного Августина, Фома Аквинский выдвинул четыре основных принципа справедливой войны: 1) она должна вестись против тех, кто этого заслужил своими бесчестными поступками, 2) ради достижения благих целей и обуздания зла, 3) от имени государства, а не частных лиц, 4) во время войны необходимо обеспечить защиту прав гражданского населения.
А если рассматривать этическую мысль Возрождения и Нового Времени, то можно увидеть уже три основных нравственных оценки войны. Первый подход категорически отвергает войну, считая ее пережитком варварства. Такое отношение было характерно для гуманистической традиции, заложенной еще в трудах апологетов христианства.
Второй подход прямо противоположен. Он идеализирует справедливую войну, которая якобы сыграла благоприятную роль в становлении человеческой культуры, способствовала материальному прогрессу, воспитывала сильные жизнеспособные поколения и помогала людям пред лицом опасности развить многие творческие способности. Эту традицию активно поддерживают сторонники идей милитаризма всех разновидностей, начиная от древнеримского и кончая современным североамериканским.
Наконец, третья точка зрения, так сказать, плюралистическая. Согласно ей, война — большое зло, но в некоторых случаях необходимое (как хирургическая операция) и имеющее благотворные последствия. Это наиболее распространенная точка зрения и в нынешних условиях. Ее защищали Гроций, труд которого «О праве войны и мира» был запрещен папской курией, Бэкон и Лейбниц, а также многие корифеи философии ХVII-ХIХ вв. На этой основе формировалось международное гуманитарное право, выраженное во многих конвенциях (Гаагской, Женевской и других) о защите жертв войны, правилах и обычаях ведения боевых действий, сокращении вооружений.
Каков же взгляд Православия на эту ключевую проблему и прошлого, и современности? Библия с самой первой книги рассказывает о грехе кровопролития, но при этом являет свидетельства того факта, что войны сопровождали всю историю человечества. После грехопадения человек утратил гармонию небесного порядка и, будучи повержен гордыней и сопротивлением Божьей воле, оказался вовлечен в пучину кровопролитных столкновений. Исходя из этого, Евангелие проповедует, что война является абсолютным злом, причина которого, как и зла в человеке вообще, — греховное злоупотребление богоданной свободой.
Но, при этом Церковь не воспрещает своей пастве участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. И действительно, Православие во все времена с большим уважением относилось к воинам, спасавших ценой своей жизни других. Не случайно, что более двухсот воинов в истории Православия были причислены к лику святых. Но, повторюсь, это были защитники, а не агрессоры.
Говорю об этом так подробно потому, что Православие всегда освящало только войны справедливые, укреплявшие связи между народами, а не ослаблявшими их. Об этом надо помнить и множить эти традиции и в наше не простое время. И, как учат отцы Церкви, о праведности или несправедливости любой войны можно судить лишь по тем методам, которыми она ведется.
«Война должна вестись с гневом праведным, но не со злобою, алчностью, похотью и прочими порождениями ада», написано в Первом послании апостола Иоанна. Поэтому только из анализа нравственных побуждений воюющих можно сделать наиболее правильный вывод о характере войны. Скажем, гуманное отношение к раненым, пленным, мирному населению у православных основывается на словах апостола Павла: если враг твой голоден, накорми его, если жаждет, напои его. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим. 12, 21). Поэтому такой протест во всем мире вызывают акты жестокости и геноцида, совершаемые организаторами новых военных столкновений независимо от тех целей, может быть, и оправданных, к которым они стремятся.
Из этого можно сделать вывод, что православный взгляд на войну определяется нравственным императивом, который осуждает не борьбу со злом, не применение силы по отношению к его носителям, а злобу сердца человеческого, желание унижения и мучительной
погибели кому бы то ни было.
И наша Ассамблея на протяжении всех лет своего существования неизменно вставала на защиту тех стран и народов, которые становились жертвами антидуховной жестокости. Мы осуждали действия НАТО в Югославии, Турции на Кипре, Израиля в Палестине, грубое попрание суверенитета Афганистана, Ирака, других стран, воинственные угрозы, экономическое и политическое давление на суверенные народы.
В то же время мы решительно осуждаем те террористические действия, к которым прибегают уголовники и фанатики под видом защиты интересов стран, подвергшихся иноземной экспансии. Гибель тысяч людей на Манхеттене в США, во время захвата террористами театрального здания в Москве, террористическая агрессия в десятках других государств не могут быть ничем оправданы. МАП считает, что из всех видов военных действий террор — самый подлый, самый антигуманный. Его жертвами в любой момент могут стать люди, даже не представляющие, из-за чего идут кровавые разборки между враждующими группировками.
Положить конец кровавой вакханалии террора, превращающей жизнь любого человека в мелкую разменную монету в руках мнящих себя вершителями мировых судеб, — наша общая задача. Ведь МАП, как уже подчеркивалось неоднократно, — духовно-миротворческая организация, призванная способствовать светскими действиями осуществлению заветов Спасителя, нацеливающих людей на взаимную любовь и соборное единение.
Проблема войны не отделима от проблемы бедности, растущей в большинстве районов планеты. Тем более, что война — это очень дорогостоящее занятие, разоряющее участвующие в ней страны. Причем перед победителем всегда встает проблема обеспечения достойной жизни не только своего народа, но и определенная забота о населении потерпевшей поражение стороны.
Казалось бы, в древние времена эти вопросы решались проще: проигравшие народы порабощались либо угонялись в плен. Но история неумолимо показывает, что такие меры в экономическом плане обязательно вели к застою и кризисам. И империи, поражающие своей мощью — Ассирия, Вавилон, Египет, царство Александра Македонского, Римское государство, разрушались как раз из-за переизбытка рабской силы и притока товаров из покоренных стран, порождавшего экономический застой в самой метрополии.
Поэтому очень важно выявить взаимосвязь войны и бедности, определить, что движет человеком, готовым посягнуть на жизнь и собственность своего соседа, и как должно поступать мировое сообщество в отношении агрессора, даже если он супербогат. Известно, что бедность порождает войны, а войны — бедность.
Православному миру никогда не были присущи и вооруженные конфликты с инославными религиями, когда это было продиктовано не необходимостью защиты своей земли и народа, а чисто доктринальными соображениями. И наоборот, не редки были примеры самоотверженной благородной помощи не только своим страдающим собратьям по вере, но и всем, терпящими лишения и унижения со стороны поработителей. Всеединство в духе — этот принцип Православие всегда противопоставляло воинствующей агрессивности бездуховности. Конечно, речь идет не о непротивлении злу насилием. Добро нужно защищать от зла, но только не такими методами, которые превращают добро в свою противоположность.
В жизни нет абсолютного добра, а лишь существует его своеобразная иерархия. Применять оружие против людей — большое зло, но применение его ради спасения людей от преступников может быть немалым благом. Лучше вовремя пресечь зло силой, чем потом встретиться с еще большим злом, на обуздание которого сил может и не хватить. Но в любом случае не забывать о главной цели — служении именно добру.
То же следует сказать и об отношении к бедности, в том числе порождаемой войнами и неуемными военными расходами. Для православных людей не стали откровениями заявления политических лидеров Запада о необратимости резкой экономической поляризации мира. Так получилось, что нашим народам зачастую приходилось терпеть лишения и невзгоды, чтобы отстоять свою национальную и духовную идентичность, остаться приверженными вековой традиции Православия. И даже в этих условиях мы всегда помогали друг другу, делились последним.
С начала пятидесятых годов XX века в мире разворачивается большая межгосударственная и общественная полемика о необходимости борьбы с бедностью, становившейся чумой послевоенного развития человечества. Тогда по инициативе стран с православным населением вспомнили о разграбленных в ХVI-ХIХ веках английских, испанских и французских колониях в Азии, Африке и Америке. Успешно осуществлялся план Маршалла, позволивший возродить разоренную войной Европу.
В Германии активизировались христианские демократы во главе с Конрадом Аденауэром, один из лидеров которой Л.Эрхард впоследствии выдвинул идею социально ориентированной рыночной экономики, получившую широкое распространение в мире. В США на вершину политической популярности взлетел Мартин Лютер Кинг, призвавший покончить с бедностью в негритянских кварталах. Всеобщее признание получила социал-демократическая, модель государства всеобщего благоденствия.
Традиционно во главе всемирного похода против бедности стояли религиозные организации. Протестантские и католические организации стали осуществлять серьезную гуманитарную помощь обедневшему населению Азии и Африки, наиболее ярким примером чему служит деятельность матери Терезы в Индии.
Православные миссии Александрийского Патриархата при помощи ООН активно занимались благотворительной раздачей зерна и продовольствия в африканских странах, причем не только среди православного населения. Такая помощь фактически спасла от голода большую часть населения Эфиопии, пережившую изнурительную гражданскую войну.
Наконец, в начале 70-х годов к проблеме борьбы с бедностью и экономическим расслоением общества подключается ООН в целом. Некоторые из нас наверняка помнят яркую речь канцлера ФРГ Вилли Брандта на Генеральной Ассамблее ООН в 1972, где впервые яростно были обличены пороки западного прогрессизма, приведшие к обнищанию стран третьего мира. По его предложению была создана специальная группа ООН, занимающаяся мониторингом экономического состояния слаборазвитых стран и оказанием им благотворительной помощи.
Этот опыт стал основой для выработки и принятия ООН «Декларации Рио», провозгласившей принцип устойчивого развития цивилизации как условие предотвращения грозящих ей социальных и экологических катастроф. В основу этой концепции, по сути дела, положена идея Священного Писания, которой руководствуются православные христиане, о том, что сближают людей и помогают им в жизни не только верования и молитвы, но прежде всего конкретная, действенная любовь к ближнему. Именно такие люди и заслуживают в первую очередь царствия небесного.
Организованная в 1992 году под эгидой ООН всемирная конференция по защите окружающей среды в Рио-де-Жанейро ясно раскрыла зависимость уровня и качества жизни человека от состояния экологии, которая в свою очередь зависит от уровня благосостояния всего населения и готовности наиболее богатых стран сократить свое сверхпотребление. Впоследствии эти проблемы поднимались главами правительств, политическими и религиозными деятелями на форумах в Стокгольме в 1998 году, на конференции Всемирного Совета Церквей в Хараре в 1999 году, на мировой межпарламентской ассамблее в Риме в 2000 году и на прошедшем в нынешнем году Давосском экономическом форуме.
Сегодня эта тема озаботила Межпарламентскую Ассамблею Православия. И давайте не только обсуждать ее, но нарабатывать рекомендации парламентам и правительствам наших стран. Предлагать им самое дорогое — многовековой духовный опыт Православия, в котором есть ответы на любые вопросы, возникающие внутри наших обществ. Уверен, что благодаря союзу политики, науки и богословия мы сумеем определить конструктивную позицию в деле защиты мирного и благоденственного существования всего нашего духовно-политического ареала. Считаю, что всем нам нужно руководствоваться таким нравственным императивом: главное средство против войны — это мир, а против бедности — забота о ближнем.
Очень хотелось бы, чтобы «золотой миллиард» действительно пришел на помощь остальным семи миллиардам землян, страдающих от неполноценной пищи, недостатка воды, отравленного воздуха, отсутствия необходимой медицинской помощи и элементарных бытовых услуг. Как в наше время можно оправдать и объяснить тот факт, что все отчетливее мы наблюдаем обнищание населения даже в странах, не переживших ни войн, ни социально-политических потрясений. К огромному сожалению, мы должны признать, что регион Восточной Европы за последние десять лет приблизился к критической цифре роста безработицы, которая по исследованиям ученых равна 15 процентам населения.
Сейчас наши народы испытывают экономические потрясения все больших масштабов. Общество, к сожалению, стремительно расслаивается по уровню своего благосостояния. Пропасть между богатыми и бедными углубляется. Несомненно, в таких условиях вряд ли приходится надеяться на воспитание в людях гуманистических начал.
Поэтому одним из главных условий борьбы с бедностью должно быть возрастание ответственности государственных властей пред своим народом. Ибо, как известно, бедность всегда порождает еще большую бедность, сначала экономическую, а затем и нравственную. С православной точки зрения (и здесь она полностью совпадает с общегуманистической) невозможно принять нищету миллионов, страдания людей как благо в условиях, когда военной угрозы нет, а большинство страдает не ради общенародных целей, а ради прихотей и обогащения ничтожного меньшинства. Сроки лишений растягиваются до бесконечности, что превращает жизнь многих (от стариков до молодежи) в бессмысленный «сизифов труд» ради грошей, само получение которых сомнительно.
Война только против бедности и сознательное ограничение сверхпотребления во имя социального и экологического равновесия — вот та стратегическая задача, на решение которой должны направить свои усилия участники нашей ассамблеи.
1 Розанов В.В. Война 1914 года и русское возрождение. 1915. С.46.