15.12.2010. ОДЕССА. Митрополит Агафангел возглавил торжества в Одесской духовной семинарии
13 декабря, в день памяти святого апостола Андрея Первозванного, Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский возглавил торжества, посвященные 65-летию возрождения Одесской духовной семинарии, которые прошли в актовом зале ОДС.
После пения «Царю Небесный» по благословению митрополита Агафангела места в президиуме собрания заняли Преосвященнейший Агапит, епископ Северодонецкий и Старобельский, Преосвященнейший Петр, епископ Хынковский, викарий Кишиневской митрополии, Преосвященнейший Алексий, епископ Белгород-Днестровский, викарий Одесской епархии, Преосвященнейший Евлогий, епископ Сумской и Ахтырский, ректор ОДС архимандрит Серафим, представители духовных академий и семинарий из различных епархий Украины, России, Белоруси и Молдовы, прибывших в Одессу для участия в юбилейных торжествах.
Открыл праздничный Акт ректор Одесской духовной семинарии архимандрит Серафим, по благословению митрополита Агафангела предоставивший слово для отчетного доклада об учебно-воспитательной работе проректору ОДС протоиерею Андрею Николаиди, который, в частности, отметил, что «семинария совершает свою надвременную миссию…под святительским омофором Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского, постоянного члена Священного Синода Украинской Православной Церкви, вникающего во все аспекты жизнедеятельности Одесской духовной школы, личным примером воодушевляя учащих и учащихся, подвигая их к молитве и благодатному труду во славу Святой Матери Церкви…Взирая на подвиг Высокопреосвященнейшего Владыки митрополита, сегодняшние воспитанники духовной школы, будущие пастыри на опыте узнают, что значит любить Господа и служить народу Божиему».
Отец проректор подчеркнул, что на сегодняшний день в ОДС обучается 529 человек: из них на стационаре -263, на заочном отделении – 177, в регентском и золотошвейном отделениях – 89.
Затем по благословению митрополита Агафангела с приветственным словом по случаю 65-летия возрождения Одесской духовной школы выступил представитель Московских духовной академии и семинарии иеромонах Питирим (Творогов), который от имени ректора Московских духовных школ архиепископа Евгения тепло поздравил митрополита Агафангела, учащих и учащихся ОДС с юбилеем, пожелав им, чтобы «Пастыреначальник Господь Иисус Христос, Его Пречистая Матерь, святой апостол Андрей Первозванный да укрепляют вас непрестанно в предстоящем ответственном и многотрудном служении на благо Русской Православной Церкви». В завершение иеромонах Питирим зачитал стихи собственного сочинения, посвященные этому праздничному событию, и преподнес о. ректору памятные подарки.
С актовой речью «Святитель Иннокентий (Борисов) – архипастырь и богослов» по благословению митрополита Агафангела выступил преподаватель ОДС протоиерей Виктор Петлюченко. Он, в частности, отметил, что «ныне всем нам подобает вспомнить о значительных событиях: 65-летии послевоенного возрождения нашей Духовной школы — Одесской духовной семинарии и 210-летии со дня рождения замечательного Иерарха и Святителя Божия, православного мыслителя, богослова, духовного писателя и проповедника — архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия, небесного покровителя нашей Семинарии и города Одессы — центра обширной епархии Украинской Православной Церкви.
…Жизнь, архипастырские труды и богословие Одесского святителя Иннокентия в полной мере свидетельствуют о его плодотворном служении Церкви Божией и своему земному Отечеству.
…Обозревая труды Святителя Иннокентия, его слова и сочинения, вне всякого сомнения, можно обнаружить, что след, оставленный им в богословии и, особенно, в проповедничестве представляет собой обширную возможность обогатить возрождающееся богословие нашей Церкви. После продолжительного гонения и унижения, уничтожения и соблазнов богословие не сразу — постепенно возвращается к своему изначальному назначению и месту в жизни Церкви и в обществе.
…Высокодаровитый богослов и писатель, святитель Иннокентий, своим собственным, уникальным методом создает систему усвоения Православной христианской нравственности. В большей степени это его заслуга в формировании знаний и навыков православно-христианской морали, которые семинаристы многих поколений получали через обновленную науку Нравственное богословие… Святитель Христов Иннокентий в полноте использовал свой талант — дар Божий воздействия на народ через проповеди, слова, поучения и через свои труды. Каждое слово архиепископа Иннокентия (Борисова) — устное или письменное было о Боге и человеке, о нравственном возрастании, о борьбе с грехом, о духе и истине.
…Каждая проповедь Святителя, все собрание сочинений — к 100-летию со дня рождения изданы 12 томов — являет собой систему нравственного назидания блестяще представленную в ряд православного Богословия.
В краткой актовой речи невозможно упомянуть все труды Одесского Архипастыря. Будущим исследователям богатого богословского, литературного, гомилетического наследия великого Святителя земли нашей предстоит потрудиться, чтобы, обратив внимание на неизданные проповеди и труды Святого Иннокентия, передать их в народ Божий для спасительного православного нравственного научения. К таким трудам следует отнести: переписку Святителя со многими современниками. Одно это богатое эпистолярное наследие может составить предмет научного труда высокого ранга.
…Архипастырский период в жизни Святителя Иннокентия начался 21 ноября 1836 года, когда в Казанском соборе Петербурга состоялось хиротония архимандрита Иннокентия во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии. Спустя шесть лет, он назначается на самостоятельную кафедру в Вологду, а в том же году был переведен в Харьков.
На Харьковской кафедре ревностный архипастырь всецело посвятил свои силы и знания на благо Церкви. Здесь его трудами были основаны Ахтырский, Святогорский мужские и Никольский женский монастыри, построены многие новые храмы. Он неустанно следил за состоянием приходской жизни, вникал во все ее нужды. В качестве правящего архиерея владыка Иннокентий заботился об улучшении как материального быта, так и образования сельского духовенства.
Указом Святейшего Синода от 15 апреля 1848 года архиепископ Иннокентий был переведен на Херсоно-Таврическую кафедру, которую занимал до своей кончины.
С великим усердием приступил владыка к устройству Херсонской епархии. Его трудами было восстановлено из развалин несколько иноческих обителей, построены новые и реставрированы старые храмы. Он был инициатором описания монастырских библиотек и передачи хранившихся в них рукописей в научные центры — духовные академии, а также описания и реставрации памятников истории и культуры Крыма и Кавказа и других регионов, где он был правящим архиереем. Основал в Одессе «болгарское настоятельство», которое до освобождения Болгарии из-под власти Османской империи, давало приют и образование сотням болгарских юношей.
Драгоценным памятником пастырской любви архиепископа Иннокентия было установление утром по пятницам еженедельного акафистного пения перед чудотворным образом Касперовской иконы Божией Матери, которое совершается и в настоящее время.
Архиепископ Иннокентий не только с успехом завершил дело первоначального устроения Херсоно-Таврической епархии, но и привел ее в состояние более благоустроенное даже сравнительно с другими епархиями, учредил в Одессе два новых торжественных крестных хода, руководил строительством реконструкцией храмов.
Во время Крымской войны архиепископ Иннокентий проявил большое мужество, несмотря на опасность, посещая места боёв, часто находился под огнём противника, совершая богослужения в походных храмах, воодушевляя солдат своими проповедями и утешая умирающих. После окончания войны он совершил объезд епархии, проводил богослужения в городах, подвергшихся разрушениям, находил средства для восстановления повреждённых в результате военных действий храмов.
Святитель всегда, до самозабвения, отдавал себя на служение Богу и ближним. Свеча земного бытия его догорала. Чувствуя приближение своей кончины, он в конце апреля — начале мая 1857 года совершил поездку по епархии, прощаясь с ней навсегда. Скончался святитель 25 мая 1857 года. 29 мая после Божественной литургии и торжественного чина отпевания, при рыдании всего народа, архиепископ Иннокентий был погребен у входа в правый придел Одесского кафедрального Спасо-Преображенского собора
В 1936 году, после разрушения Одесского Преображенского собора, останки архиепископа Иннокентия были перенесены на Одесское Слободское кладбище, а в 1950 году заботами архиепископа Одесского и Херсонского Никона (Петина) были перенесены на другое место кладбища, и на его могиле были установлены надгробие и памятник, у которого постоянно горела лампада. В 1987 г. захоронение было перенесено на кладбище Одесского Свято-Успенского мужского монастыря, где и находилось в ряду других архиерейских захоронений Одесских архипастырей до пятницы 18 июля 1997 г., когда состоялось обретение честных мощей, а затем причисление к лику святых архиепископа Иннокентия (Борисова).
По благословению ныне здравствующего Митрополита Одесского и Измаильского Агафангела святые мощи Святителя Иннокентия перенесены из Свято-Успенского кафедрального собора в возрожденный Спасо-Преображенский собор, где почивают в нижнем храме, освященном в его честь.
Одесский Святитель Иннокентий ныне среди нас: в наших сердцах, в наших молитвах. Его святые мощи напоминают нам о его предстательстве о нашем Крае и нашей Церкви. Его богословие наставляет учащих и учащихся нашей духовной школы. Его жизненный опыт способствует образованию, научению и возрастанию в «духе и истине» будущих пастырей Церкви Христовой в их жертвенном служении, в меру своего таланта и нравственного возраста во Христе».
Ректор ОДС архимандрит Серафим зачитал приветственное послание Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины, поступившее в адрес митрополита Агафангела:
«Ваше Высокопреосвященство!
Сердечно поздравляем Ваше Высокопреосвященство, отца ректора, преподавателей, сотрудников и учащихся Одесской духовной семинарии с 65-й годовщиной возрождения духовной школы!
В этот день призываем всех принести благодарственные молитвы Богу, прославляя Жизнодавца Христа за Его милости и щедроты.
Мы глубоко почитаем историческое прошлое Одесской духовной семинарии, выдающихся деятелей, людей, которые содействовали ее становлению и развитию. За эти годы не одно поколение священнослужителей и мирян с глубоким благоговением получили ее дипломы и стали достойными благовестниками Евангелия в мире.
Молитвенно желаем духовной школе и далее с Божией помощью осуществлять свою спасительную миссию в деле церковного образования и воспитания будущих священно и церковнослужителей нашей Святой Церкви.
Искренне желаю, чтобы каждый преподаватель и выпускник глубоко проникся любовью к родной духовной школе, приложил максимум усилий для того, чтобы пронести ее величие и славу и воплотил в своей жизни все, что изучал в стенах семинарии: наставления Святого Писания, Предания и учения отцов Церкви.
Пусть благословит Господь труды Вашего Высокопреосвященства, отца ректора, преподавателей и выпускников и пошлет всем Свою помощь в деле служения Православию и народу Божиему.
В знак глубокого уважения и по случаю празднования 65-летия возрождения считаем возможным удостоить Одесскую духовную семинарию орденом Украинской Православной Церкви святителя Димитрия Ростовского.
С любовью,
Владимир,
Митрополит Киевский и всея Украины,
Предстоятель Украинской Православной Церкви».
Вручая о. ректору орден святителя Димитрия Ростовского, митрополит Агафангел сердечно поблагодарил Блаженнейшего Владимира за его столь теплое отношение к Одесской духовной школе. По благословению Владыки все присутствующие пропели «Многая лета» Предстоятелю Украинской Православной Церкви.
Много теплых слов в адрес Высокопреосвященнейшего Агафангела, отца ректора, учащих и учащихся ОДС прозвучало и от представителей Санкт-Петербургских духовных школ священника Вячеслава Никитина, Киевских духовных школ игумена Аристарха (Лебедева), Минской духовной академии протодиакона Николая Овсевича, ректора Почаевской духовной семинарии архимандрита Нафанаила (Крикоты). Каждый из выступающих вручил архимандриту Серафиму памятные подарки для библиотеки и музея семинарии.
В своем выступлении епископ Хынковский Петр отметил большую роль Владыки Агафангела в совершенствовании деятельности Одесской духовной школы, которая и поныне готовит будущих священнослужителей не только для Украины, но и для других стран бывшего Советского Союза. По благословению митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира Преосвященнейший Петр вручил о. ректору орден Паисия Величковского I степени для Одесской духовной семинарии.
Сердечную благодарность митрополиту Агафангелу за его отеческое отношение к Одесской духовной школе выразил в своем выступлении бывший многолетний ректор ОДС, а ныне епископ Сумской и Ахтырский Евлогий. В знак своей горячей любви к аlma mater Преосвященнейший Евлогий подарил ОДС икону святого апостола Андрея Первозванного, написанную специально для этого юбилея сумскими мастерами.
Преосвященнейший Алексий в своем выступлении особо остановился на продолжении исторических традиций, заложенных в ОДС ее прославленными преподавателями и выпускниками, в числе которых — Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков), Католикос–Патриарх всея Грузии Каллистрат (Цинцадзе), Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), нынешний авва Одесской духовной школы Высокопреосвященнейший митрополит Агафангел. Аплодисментами встретили все присутствующие уникальный дар Владыки Алексия конспект по патрологии учащегося семинарии конца 19 века, а в будущем – основателя Православной Церкви в Японии, канонизированного Русской Православной Церковью в сонме равноапостольного, святителя Николая (Касаткина), написанный рукой святителя.
С особым вниманием все присутствующие выслушали архипастырское слово Высокопреосвященнейшего Агафангела, который, в частности, сказал: «Ныне, в день памяти небесного покровителя нашей духовной школы святого апостола Андрея Первозванного, мы отмечаем знаменательный юбилей 65-летия возрождения Одесской духовной семинарии. Поэтому сегодня, с чувством глубокой ответственности за будущее нашей Церкви, хочется обратить общее внимание на важность постижения богословских дисциплин, которые столь успешно преподаются в нашем учебном заведении вот уже шесть с половиной десятилетий.
Дело Христово на земле есть спасение рода человеческого от власти греха, проклятия, смерти и диавола. Искупительный подвиг совершен Спасителем единожды, но усвоение его плодов составляет задачу каждого христианина на протяжении вот уже почти двух тысяч лет. Только Церковь, будучи избранным Божиим народом, является участницей Евхаристии и других Таинств Нового Завета, и только православные иерархи и священники могут быть совершителями этих Таинств.
Святой священномученик Ириней Лионский учит: «Наше учение согласно с Евхаристиею, и Евхаристия в свою очередь подтверждает учение. Ибо мы приносим Ему (то есть Богу) то, что Его, последовательно возвещая общение и единство плоти и духа. Ибо как хлеб от земли, после призывания над ним Бога, не есть уже обыкновенный хлеб, но Евхаристия, состоящая из двух вещей: из земного и небесного; так и тела наши, принимая Евхаристию, не суть уже тленные, имея надежду воскресения». Истины эти бесспорны и несомненны, но в каждую новую эпоху бытия Христовой Церкви их проповедь обществу сопряжена всё с новыми и новыми трудностями.
Своеобразие современного нам периода состоит в том, что прерванная в десятилетия правления богоборческой власти традиция православного народного благочестия до сих пор ещё не восстановлена. При всех успехах Церкви последних двух десятилетий в области храмостроительства, восстановления монастырей, открытия духовных учебных заведений и евангельской проповеди приходится признать, что наш народ в массе своей остается малоцерковным. Полтора-два процента от общего числа крещенных людей регулярно посещают воскресные богослужения. Остальные приходят в храм от случая к случаю, чтобы освятить что-либо или попросить помощи в решении какой-то проблемы.
Задача пастыря воспитать в пастве потребность в богообщении, от потребительского подхода возвести её к сознанию необходимости духовной жизни самой по себе. Но преодолеть косность и своекорыстие человеческой природы не так просто. Чтобы слово священника возымело действие в людских сердцах, оно должно быть «приправлено солью» (Кол. 4, 6), а это подразумевает обладание духовной мудростью и глубокими богословскими знаниями. Каков бы ни был социальный состав прихода, наличие этих знаний и духовного опыта у священника люди сразу заметят, а вот их отсутствие невозможно скрыть под маской показного благочестия.
Кто-то может сказать: «У меня нет особенных способностей, чтобы стать богословом». Действительно, ещё Апостол Павел признавал, что «каждый имеет своё дарование от Бога» (1 Кор. 7, 7). Не всем дано стать Лосскими и Флоровскими, Афанасьевыми и Мейендорфами. Не каждый одарен высоким интеллектуальным потенциалом, а дар творческой богословской мысли это удел единиц. Но речь сейчас не об этом. Стремление к сознательному усвоению богословского наследия Православия и внутренней духовной переработке всего того, что открыла нам вера — вот что мы вправе от вас потребовать, и что без исключения каждому из вас по силам.
Каждый христианин, тем более пастырь Церкви, получивший в Таинствах Миропомазания и Священства благодатные дары Духа Святаго, должен сделать свою веру сознательной, разумной и духовной. Между разумом и верой нет и не может быть противоречия. Это подтверждено, с одной стороны, множеством великих ученых-христиан, которым вера не мешала, а напротив, помогала делать научные открытия, а с другой стороны — сонмом просвещеннейших архипастырей и пастырей, огромная учёность которых не поколебала, а наоборот укрепила их веру.
Святой Апостол Павел пишет, что «вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1). Это означает, что вера есть такое состояние, когда человек внутренне как бы предвосхищает высшую радость и высшее знание грядущего Божия Царства и через это обретает несомненную уверенность в реальности невидимого, трансцендентного мира. Своим духовным оком вера проникает в области недосягаемые для телесных глаз, законы которых несравненно шире и глубже законов материального мира. Сфера высших духовных истин доступна лишь очам веры, и только тот христианин, который трудится над очищением своего духовного зрения, способен преуспеть в их познании.
Вера — это особая форма мистического знания. Она зарождается в человеческом сердце, но развивается и приобретает осмысленность через разум. О неразрывном единстве сердца и разума в деле спасения читаем в первом послании к Тимофею: «Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно: ибо так поступая, и себя спасёшь и слушающих тебя» (1 Тим. 4, 16). В одностороннем стремлении к знаниям мы часто забываем, что всякое понятие входит в нашу душу как её внутреннее состояние.
Тем не менее, если мы хотим, чтобы свет религиозного знания стал теплотой и жизнью духа, он непременно должен проникнуть до сердца, где бы он мог войти в целостное настроение души. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Если ты ученик, студент какого-либо учебного заведения…, помни, что первая наука каждого из вас — быть истинным христианином, искренне веровать в Бога Триипостасного, беседовать с Богом каждый день в молитве, участвовать в Богослужении, соблюдать уставы и постановления Церкви; и до дела, и за делом, и после дела носить в сердце имя Иисусово, ибо Он есть свет, сила, святыня наша, помощь наша…».
Когда истина падает нам на сердце, она становится нашим благом, нашим внутренним сокровищем. Только за это сокровище, а не за отвлеченные догматические формулы христианин может вступать в борьбу с обстоятельствами и людьми. Только для сердца возможен самоотверженный подвиг исповедничества.
Времена безграмотной, но богомольной Руси прошли безвозвратно. Сегодня для широкой массы верующих одна литургическая жизнь уже не является единственной и самодостаточной для спасения школой богословия. Тем более вам, настоящим и будущим пастырям Церкви, которые должны хранить и передавать подобающее пастырям ведение, следует ориентировать себя на более возвышенное и утонченное познание. Надо с уверенностью и дерзновением устремляться к вершинам догматического сознания, стать мыслящими христианами, способными быстро и правильно разобраться в запутанных обстоятельствах изменчивой действительности. Тогда и паства ваша будет чувствовать себя в безопасности, будучи окормляема бдительным и образованным пастырем.
К сожалению, порой мы замечаем за собой некоторое ослабление духовной жизни, нежелание молиться, тайную неохоту заниматься Божественным и богоугодным деланием. Это все следствие искушений, проистекающих от мира, плоти и диавола.
Обращаясь к учащимся нашей семинарии, будущим пастырям, хочу акцентировать ваше внимание на действенных способах решения этой проблемы. По милости Божией, у вас есть удобная возможность преодолеть подобные искушения посредством своевременной исповеди, приятия Таинства Евхаристии, обращения за советом к опытному духовнику. По особому Промыслу Божию наша духовная школа расположена в непосредственной близости к Свято-Успенской Патриаршей обители, где каждый из вас всегда может пополнить запас духовных сил и получить наставление в правильной молитвенной практике.
…Надо учиться богословствовать так, как это делали Отцы и Учителя Церкви прошлых веков, чтобы в вероучительном знании была обретена сама жизнь. Постижение богословия, выработка догматического сознания и соответствующего ему догматического мышления немыслимы без аскетического искуса, без борьбы с собой, без преодоления своих греховных страстей.
Святитель Иоанн Златоуст наставляет: «Что пользы, если дерево и поднялось высоко, и покрылось листьями, но плода не приносит? Так и христианину не принесут никакой пользы правые догматы, если он небрежёт о своей жизни»
Quibquid discis — tibi discis — говорили древние мудрецы: «Чему бы ты не учился, учишься для себя». В ваших интересах напрячь свои силы для обогащения собственного разума полезными сведениями. Знания имеют свойство пригождаться в жизни, и чем больше вы успеете почерпнуть из этого кладязя премудрости, тем больше будет реальная польза, которую вы в своё время принесете Матери Церкви.
Образцами и наставниками в творческом овладении богословским наследием прошлого и изучении современной православной мысли должны быть Святые Отцы, которые более нас преуспели в подвиге молитвы и очищения сердца. Чистое созерцание божественных истин как следствие святой и богоугодной жизни вот что выделяет Святых Отцов из среды прочих богословов и религиозных мыслителей.
Именно поэтому Святые Отцы и Учителя Церкви были и остаются выразителями кафолического сознания Церкви. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8), — свидетельствует Священное Писание. В своём толковании на этот текст преподобный Ефрем Сирии пишет: «Если вчера и сегодня будете пребывать в Нём, то и во веки веков пребудете в Нём». Святые Отцы, познавшие Христа в опыте личной своей духовной жизни, остаются наставниками богословия для всей вселенной на все времена, до скончания века.
Поздравляю всех учащих и учащихся с престольным праздником и с актовым днём нашей alma mater! Желаю всем помощи Божией, доброго здоровья, а также новых успехов в предстоящих трудах.
Покров Царицы Небесной, молитвенное предстательство святого Апостола Андрея Первозванного и всех святых в земле Одесской просиявших да пребудут с каждым из вас. «В усердии не ослабевайте, духом пламенейте, Господу служите» (Рим. 12, 10-11)».
Затем о. ректор зачитал выписку из решения Ученого Совета ОДС от 30 ноября 2010 года, в которой говорилось о присвоении высокого звания «Почетного члена Одесской духовной семинарии» Высокопреосвященнейшему Илариону, митрополиту Донецкому и Мариупольскому, Преосвященнейшему Евлогию, епископу Сумскому и Ахтырскому, а также наместнику Свято-Ильинского Одесского мужского монастыря архимандриту Виктору (Быкову). Под аплодисменты собравшихся почетные дипломы из рук митрополита Агафангела получили епископ Евлогий и архимандрит Виктор, которые заверили Высокопреосвященнейшего Владыку в том, что и впредь они продолжат прилагать все усилия для оказания посильной помощи ОДС в воспитании будущих пастырей.
Архимандрит Серафим проинформировал собравшихся о том, что 10 лет назад по благословению митрополита Агафангела при ОДС были открыты регентское и золотошвейное отделения, которые за эти годы подготовили сотни профессионалов в своих сферах деятельности. За труды по подготовке регентов и швей руководитель этих отделений протоиерей Павел Нецветаев, а также ряд преподавателей и сотрудников были награждены благословенными архипастырскими грамотами.
По традиции юбилейные торжества завершились праздничным концертом учащихся семинарии и воспитанниц регентского отделения ОДС, а также общей фотографией на память.
15.12.2010. ДОНЕЦК. Колокольня Свято-Благовещенского храма поселка Благодатное украсилась куполом