Концепция развития церковно-государственных отношений в области социальной политики Украинской Православной Церкви
Документ подготовлен Синодальным отделом по благотворительности и социальному служению Украинской Православной Церкви.
1. Украинская Православная Церковь как наибольшая религиозная организация Украины и неотъемлемая часть украинского общества не может находиться в стороне от насущных проблем жизни людей и общества в целом.
«Исполняя миссию спасения рода человеческого, Церковь делает это не только через прямую проповедь, но и через благие дела, направленные на улучшение духовно-нравственного и материального состояния окружающего мира», и вступает с этой целью в сотрудничество с государством, общественными организациями и отдельными людьми в независимости от их религиозной принадлежности (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви I.4).
«Церковь уповает, что совместное благотворение приведет ее соработников и окружающих людей к познанию Истины, поможет им сохранить или восстановить верность богоданным нравственным нормам, подвигнет их к миру, согласию и благоденствию, в условиях которых Церковь может наилучшим образом исполнить свое спасительное делание» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви I.4).
Церковь подчеркивает, что материальный прогресс и благосостояние должны рассматриваться не как самодостаточные и конечные цели человеческой деятельности, а как средства всестороннего и, прежде всего, духовного развития человека и общества, предпосылкой и условием которого является удовлетворение элементарных человеческих потребностей.
Исходя из вышесказанного и основываясь на историческом опыте социального служения, Украинская Православная Церковь усматривает развитие церковно-государственных отношений в социальной сфере в устойчивом сотрудничестве, совместных мероприятиях и отдельных конкретных видах деятельности в отношении таких задач, как:
преодоление бедности;
поддержка незащищенных слоев населения;
забота о людях пожилого возраста;
защита детства;
социализация и воспитание молодежи;
защита семьи и семейных ценностей;
развитие духовно-нравственных начал в обществе;
формирование социальной политики.
2. Решению обозначенных задач и развитию церковно-государственных отношений может существенно содействовать государственная поддержка и создание условий, при которых Церковь имела бы возможность осуществлять благотворительную и социальную деятельность на благо всего общества.
Одним из таких условий является расширение материальных возможностей церковной благотворительности и социальной работы.
Существующий опыт говорит о следующих возможных шагах в этом направлении:
законодательное урегулирование порядка получения церковными общинами и организациями государственных средств для осуществления проектов, мероприятий и отдельных видов деятельности социальной направленности;
введение существенных налоговых льгот для субъектов предпринимательской деятельности, организаций и предприятий, которые оказывают материальную и техническую помощь церковным благотворительным организациям и социальным инициативам Церкви, отвечающим целям и задачам государственной социальной политики;
введение альтернативного налогообложения физических лиц в пользу Церкви по усмотрению налогоплательщика.
Улучшению условий церковной благотворительности и духовно-морального климата в обществе может послужить помимо прочего введение в Украине национального Дня милосердия по проведению благотворительных акций и сбору пожертвований в пользу нуждающихся.
Расширению материальной базы и условий социальной деятельности Церкви может содействовать также:
урегулирование на законодательном уровне и поддержка работы церковных фондов (касс) взаимопомощи и добровольного пенсионного накопления;
создание и обустройство социальных благотворительных центров (столовых, приютов, домов престарелых, детских домов, пр.) на условиях их дальнейшего содержания и оказания ими помощи нуждающимся за счет ресурсов церковных общин и организаций.
3. Аккумулированные ресурсы и имеющиеся возможности Церковь будет направлять на оказание помощи людям пожилого возраста, инвалидам, неизлечимым больным, на преодоление сиротства, поддержку и развитие детских домов, в частности семейного типа, профилактику детской преступности и бездомности, духовную и социальную поддержку людей, в первую очередь детей и молодежи, находящихся в местах лишения свободы, исправительных учреждениях и под надзором правоохранительных органов.
4. Церковь считает, что приоритетным в отношениях с государством должна быть совместная деятельность по духовно-нравственному воспитанию и социализации молодежи, в частности:
привлечение молодежи к оказанию благотворительной и социальной помощи нуждающимся, работе в приютах, больницах, домах инвалидов, домах престарелых, социальных центрах и др.;
поддержка молодежного социального добровольческого движения (социального добровольчества — волонтерства), молодежных организаций социальной направленности;
законодательное урегулирование и распространение практики альтернативной военной службы, а именно в социальных, медицинских и других учреждениях оказания помощи нуждающимся, привлечение к этой службе духовных пастырей (капелланов), воспитателей и социальных работников, имеющих соответствующую профессиональную подготовку.
С этой же целью имеет смысл профессиональное рассмотрение и общественное обсуждение вопроса введения обязательной срочной социальной службы для молодежи по образцу военной повинности.
5. Развитие социальных инициатив Церкви и ее сотрудничество с государством в области социальной политики требует профессиональной осведомленности духовных пастырей и сотрудников Церкви с социальной сферой и в вопросах социальной работы.
В этой связи было бы полезным:
привлечение соответствующих учебных заведений и специалистов к разработке и преподаванию курса социальной работы для учащихся духовных школ;
введение государственного учебно-консультативного курса (тренинга) для представителей Церкви и церковных благотворительных организаций на предмет социальной политики, законодательства, организации социальных проектов.
6. Церковь считает важным иметь возможности содействовать формированию этических начал социальной работы, воспитанию и духовно-моральной поддержки социальных работников.
7. Важным элементом церковно-государственных отношений должно становиться сотрудничество в формировании социальной политики, в частности:
разработка государственных целевых программ, национальных проектов;
участие представителей Церкви в работе наблюдательных, экспертных, общественных советов государственных органов и учреждений социальной защиты;
проведение совместных научно-практических, образовательных и иных мероприятий.
Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Святые супруги