Интервью с ректором Православного Свято-Тихоновского Богословского Института
Интервью с ректором Православного Свято-Тихоновского Богословского Института
протоиереем Владимиром Воробьевым
Отец Владимир, какие задачи ставились перед институтом при его основании?
Создавая институт 9 лет назад, мы исходили из того, что духовные академии и семинарии, а также отделения иконописцев и певчих, не могут вполне удовлетворить церковных нужд, ибо являются учреждениями закрытого типа и расположены в основном в стенах монастырей, а далеко не каждый в состоянии оставить все и посвятить такой учебе несколько лет, но очень многие искренне желают иметь высшее духовное образование и служить Церкви в качестве ученых, миссионеров, иконописцев, певчих и т.д. И Православный Свято-Тихоновский богословский институт в Москве стал первым в своем роде учебным заведением, отличающимся как масштабом, так и построением.
Он имеет семь факультетов, из которых три — богословско-пастырский, певческий и церковно-художественный — сориентированы на первоочередные запросы Церкви, а именуемые гуманитарными остальные четыре — миссионерский, историко-филологический, исторический и педагогический — имеют более широкую направленность и готовят будущих миссионеров, тружеников на ниве социального служения Церкви, деятелей науки. Замечу, что высшее духовное образование является весьма важным и для будущих матерей, которые при воспитании детей в православных семьях должны будут давать своим чадам ответы, основанные на подлинных знаниях о Церкви.
Наш институт стал первым в послереволюционной России церковно-образовательным учреждением, получившим госаккредитацию и вручающим своим выпускникам государственные дипломы всех вузовских уровней: бакалавров, специалистов и магистров. В институте получают знания четыре тысячи студентов всех форм обучения. Кроме того, существуют достаточно большое подготовительное отделение и 15 филиалов института в России и других странах СНГ: Украине, Литве и Казахстане. В Украине действуют два филиала — во Львове и Чернигове. Имеется у нас и ученый экспертный совет, осуществляющий защиты кандидатских и докторских диссертаций. Институт регулярно проводит научные семинары с рассмотрением исследовательских работ, отдельные из которых могут потом быть оформлены и как диссертационные. За годы существования института его преподавателями написано и издано около ста книг, не считая выпускаемых нами на ризографе учебных пособий для студентов. Многие наши сотрудники участвуют в составлении Богословской энциклопедии. В некоторых рубриках этого труда мы лидируем. Например, в отношении периода новейшей истории Русской Православной Церкви, по которому мы выпустили уже 5 книг «Материалов». Нам удалось также собрать сведения о 18 тысячах новомучеников. Сведения основаны в большинстве своем на изучении материалов из архивов ФСБ. В этой связи сотрудничаем с синодальной комиссией по канонизации святых. Осуществляется широкая и регулярная работа по грандам РГНФ — программы «Развитие государственного научного фонда», который интересуется нашими трудами.
Нам удалось также убедить министерство образования в необходимости государственного стандарта по богословию, который уже принят и включен в перечень дипломированных специальностей. И в нынешнем году мы пролицензировали ВУМО — Всероссийское учебно-методическое объединение госуниверситетов, при которых нами созданы 8 теологических факультетов: в Рязани, Екатеринбурге, Омске, Владивостоке, Барнауле, Белгороде и два в Туле.
Каким же образом в стране, где Церковь отделена от государства, стало возможным открытие теологических факультетов при светских вузах?
Это долгая история: боролись семь лет. Проанализировав нынешнее российское законодательство, мы обнаружили, что, несмотря на отделение Церкви от государства, правовые нормы не препятствуют созданию теологических факультетов. В наших законах сказано, что государственное образование имеет «светский характер». Когда мы во всех инстанциях спрашивали, в чем же состоит эта самая «светскость», выяснилось, что смысл формулировки довольно расплывчатый. «Светское образование — значит, атеистическое,» — часто отвечали нам. И это большое заблуждение. Ведь до революции в России тоже существовало светское образование, но оно отличалось не атеизмом, а внеклерикальностью. И в ряде случаев нам удавалось убедить представителей власти в нашей правоте.
Обучение в институте платное?
Бесплатное. Мы не берем денег, потому что знаем, что их у православных людей попросту нет. Финансирование института осуществляется и не за счет Московской Патриархии. Мы сами зарабатываем деньги, продавая литературу. Принимаем и пожертвования благотворителей. Зарплаты у наших преподавателей очень маленькие, и прожить на них, не подрабатывая параллельно еще где-нибудь, нельзя. Поэтому можно без преувеличения сказать, что все работающие у нас преподаватели совершают подвиг.
Сказывается ли это на уровне преподавания и сколько у вас всего преподавателей?
Думаю, уровень у нас неплохой. В институте, не считая его филиалов, трудятся 400 преподавателей, среди которых много докторов, а еще больше кандидатов наук. Большинство — совместители. В их число входят профессора МГУ и других российских вузов.
Из ваших преподавателей в церковном мире Украины пользуется большой популярностью диакон Андрей Кураев. А какими еще знаменитостями славен институт?
Их много. Например, своими антисектантскими работами известен профессор Дворкин. Членами нашего ученого совета являются Президент Российской Академии Образования академик Никандров, а также академики Покровский и Голицын.
Существует ли госзаказ на ваших студентов?
До этого мы еще все-таки не доросли, но все наши студенты «расхватаны» еще до выпуска.
Не планируется ли открытие филиала института в Киеве — «Матери городов русских» и древнем центре богословской мысли?
Недавно я встретил Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира во время его поездки на Афон. К владыке Владимиру у меня особое чувство, ибо он в бытность свою ректором Московской Духовной Академии рукополагал меня в священство. В ходе нашей беседы владыка высказал пожелание, чтобы еще один филиал Свято-Тихоновского института был открыт в Донецкой епархии. О Киеве речи не было. Наши филиалы учреждаются только в том случае, если инициатива исходит от местного архиерейского священноначалия и одобрена Святейшим Патриархом. Сами мы не выдвигаем такой инициативы, поскольку и так достаточно нагружены. Но если есть соответствущее патриаршее благословение, мы готовы лезть вон из кожи, но оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Если когда-нибудь таким же образом будет решен вопрос и о филиале в Киеве, мы сочтем своим священным долгом потрудиться ради этого дорогого для каждого православного русского человека города.
Кстати, о политике: у вас ведутся какие-то специальные церковно-политические исследования?
Среди наших дисциплин есть предмет «политология».
А уставы партий изучаете?
Нет. Мы не готовим политиков, но учимся шире понимать нашу историю и современность.
Что бы Вы от себя хотели сказать нашим читателям в Украине?
Мы были бы рады тесному сотрудничеству. Лично я очень люблю Украину. Мое имя — Владимир. Это имя крестившего Русь Святого Равноапостольного Киевского князя. Когда ни приеду в Киев, всегда ощущаю благодатное тепло этого святого града. В стенах Лавры — как дома. Мы уверены, все обвинения в адрес «москалей» исходят не от основной части украинского народа, а от тех, кто подвержен западным влиянием. Мы, со своей стороны, рады были бы жить вместе и не представляем себе, чтобы русский народ мог угнетать украинский. Я много раз бывал в Украине. Там подвизался мой духовный отец — игумен Иоанн Селецкий, живший и похороненный в Кременце. Недавно минуло 30 лет со дня его кончины. Пребывать в мире друг с другом — это залог нашей общей жизни. В украинцах мы не видим чужаков. Многие наши священники знали и о.Иова из с.Уголька в Закарпатье. Возвращались оттуда домой и говорили: «Как там хорошо! Идешь, а тебе вместо «здравствуйте» говорят: «Слава Иисусу Христу»! Это в советское-то время!
Интервью вел Василий Анисимов.
Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II