Минобразования в объятиях валеологии
25.10.2001. НЕДИВЛЯЧИСЬ НА ВПЕВНЕНІСТЬ ПРАВОСЛАВНОЇ ГРОМАДСЬКОСТІ В ТОМУ, ЩО ПСЕВДОНАУКА “ВАЛЕОЛОГІЯ” ВИВЕДЕНА ІЗ ШКІЛЬНИХ НАВЧАЛЬНИХ ПРОГРАМ І НЕ МОЖЕ НІКОМУ ЗАШКОДИТИ, ПСИХОЛОГІЧНІ ЕКСПЕРИМЕНТИ НАД УКРАЇНСЬКИМИ ШКОЛЯРАМИ ПРОДОВЖУЮТЬСЯ
В Інформаційному прес-центрі ІRЕХ ПроМедіа відбувся круглий стіл «Навчальний курс з валеології: ефективність впровадження в середній школі».
Організатор: Український інститут соціальних досліджень. Учасники: Ірина Демченко — вчений секретар Українського інституту соціальних досліджень; Світлана Олексієнко — менеджер українсько-канадського проекту «Молодь за здоров’я»; Ларрі Сакні — професор Саскачеванського університету, Канада; Юрій Жеребецький — консультант Міністерства освіти провінції Саскачеван, Канада; Лідія Ващенко — начальник відділу Міністерства освіти і науки України; учителі валеології шкіл — учасниць проекту «Молодь за здоров’я».
Недивлячись на те, що голова Держкомрелігії України В.Бондаренко при кожній зустрічі з представниками Православної Церкви запевняє, що проблема “валеології” закрита, Лідія Ващенко — начальник відділу Міністерства освіти і науки України — не бачить трагедії в тому, що новітні психоделічні методики впроваджуються в школах у якості експериментів над православною молоддю, а можливість викладання в школах традиційного для українського православного суспільства «Закону Божого» відкидається. Мабуть, все проплачене заокеанськими «добрими дядечками» має бути відпрацьованим, незважаючи ні на що.
КООРДИНАТОР ПРАВОСЛАВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА КИЕВА ИЕРЕЙ БОГДАН ОГУЛЬЧАНСКИЙ: «ВАЛЕОЛОГИЯ ИСПОВЕДУЕТ РЕЛИГИОЗНО-ОККУЛЬТНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ, НО НА ПРОДОЛЖЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА НАСТАИВАЕТ, ПО-ВИДИМОМУ, ЗАРУБЕЖНЫЙ СПОНСОР»
Два года назад мы обращались в Министерство образования и добились снятия некоторых из программ, разработанных в качестве равноправных вариантов курса валеологии. По утверждению сторонников валеологии, эта дисциплина воспитывает у детей внимание к состоянию своего организма, учит заботе о собственном здоровье, формирует целостное представление о единстве физического и психического аспектов здоровья. Но после анализа учебников по валеологии для 1-11 классов возникает вопрос: какого мировоззрения придерживаются авторы этих пособий? В учебнике для 1-го класса одна из тем — «Оздоровительная система Порфирия Иванова», в 4-м классе детей учат заговорам, в 9-м классе к заговорам прибавляется изучение солнечных и лунных культов, а в 11-м — к этому прилагают сведения о биоэнергетике организма — ауре, чакрах, вводят понятие кармы, а для вспомогательного изучения широко рекомендуется оккультная и магическая литература.
Все это свидетельствует о том, что валеология исповедует религиозно-оккультное мировоззрение. Следовательно, валеология, в изложенном в упомянутых учебниках виде, не имеет научного фундамента. Научными являются классическая медицина и все ее разделы, которые могут быть полезными для изучения в школе: гигиена, санитарное дело, профилактика заболеваний и т.д. Подлинная наука, в отличие от псевдонау ки, знает область и границы своего применения. Поэтому она не противоречит христианскому мировоззрению. В основе научного мировоззрения лежат экспериментальные факты, связанные аргументированными теоретическими положениями. Именно на такой основе базируются медицинские науки — гигиена, диетология, фармакология, знание которых необходимо при пропаганде здорового образа жизни.
В отличие от классической медицины, различные оздоровительные системы, которые широко представлены в учебниках, все без исключения опираются на собственную мировоззренческую и религиозную основу. Так, система П.Иванова базируется на магическом призывании имени и образа «учителя», заговоры — это атрибуты первобытной магии, а чакры, кармы и ауры — это все из оккультного арсенала, заимствовавшего их из индийских религиозных представлений.
Итак, вместо научного мировоззрения в основе многих валеологических представлений лежит эклектическая смесь псевдонауки, языческих и оккультно-магических верований. А пропаганда неоязыческих религий вызывает протест у христиан, в частности у православых, которые составляют большинство населения Украины. Альтернативой валеологический мировоззренческой сумятице может быть курс здорового образа жизни, который преподавался бы на основе христианских ценностей.
После вышеупомянутых обращений в Министерство образования представители последнего уже сами запрашивали наши отзывы, и мы вносили соответствующие корректировки. Мы предложили также заменить название «валеология» на «наука о здоровье» или что-либо подобное, но не смогли убедить чиновников. На сохранении слова «валеология» настаивает, по-видимому, зарубежный спонсор введения данного предмета в школах — специальный фонд при ЮНЕСКО, занимающийся «третьими странами» и проблемой их «перенаселения». «Отрабатывая» эти деньги, наши госслужащие обеспечивают преподавание предмета в ряде школ страны. Когда однажды я задал сотрудникам Министерства по делам семьи вопрос о том, не идет ли подпитывающий кампанию «валеологизации» Украины финансовый поток от зарубежных фирм, производящих контрацептивы, меня постарались уверить, что ничего подобного не происходит. Что ж, неопровержимых доказательств нет, но проверка этой информации необходима.
Конечно, цитируемое валеологией гигиеническое правило чистить зубы всегда останется полезным. Но восприятие ею человека как существа, «подпитывающегося от невидимого мира» и манипулирующего приемами самовнушения, не может считаться допустимым с точки зрения Церкви. Неприемлема и валеологическая модель полового воспитания. В православной педагогике ребенок с 6 лет поэтапно подводится к мысли о будущем отцовстве, но на первом месте здесь стоит воспитание чувства ответственности и духовного отношения к браку, благодаря чему формируется у подрастающего человека и правильное отношение к физиологии пола. О том, что неизвращенная в данном отношении мораль должна естественно вытекать из опережающего нравственного взросления человека, в советское время писали Макаренко и Сухомлинский. Что же делает валеология? На фоне все более наглеющей проповеди блуда, врывающейся к нам через рекламные плакаты и телевидение, валеология превращает половую сферу в некий культ. Говоря школьникам о способах «безопасного секса», она игнорирует то, что блуд является грехом.