Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Прот. Георгий Коваленко. Кесарево Богу

Кесарево Богу

Вместо комментария

Прот. Георгий Коваленко

Украинская Православная Церковь действительно отозвала письмо Верховной Раде Украины № 955 от 30 августа 2002 года «поскольку вопросы, касающиеся законопроекта, согласованы между представителями Украинской Православной Церкви и Государственным комитетом по делам религий, а также в Комитетах Верховного Совета Украины». Напомним, что УПЦ последовательно заявляла, что поддержит законопроект о внесении изменений в «Закон о свободе совести и религиозных организациях» только при определенных условиях: признания государством особой роли канонического Православия в истории Украины, в становлении и развитии духовности и культуры ее народа; предоставления Церкви в целом права юридического лица; исключения из закона нормы о поочередном богослужении; возвращения в собственность канонической православной конфессии всего имущества, которым пока владеет и пользуется государство; предоставления права заниматься производственной и хозяйственной деятельностью самим религиозным организациям.

Естественно, ключевым вопросом является вопрос предоставления Церкви в целом права юридического лица. Это, наконец, приведет законодательство в соответствие с реальностью, когда Церковь — это единая структура, а не самообъединившийся конгломерат юридически равноправных между собой религиозных организаций (управлений, приходов, монастырей, миссий и т.д.).

Что касается признания особой роли канонического Православия, то председатель Госкомрелигий предлагает депутатам самим вносить это предложение на рассмотрение, опасаясь якобы негативной реакции на такую строку в преамбуле со стороны Запада. Но ведь это — общепринятая норма законодательства абсолютного большинства европейских государств. Недовольство это может вызвать только у США, но у них другая историческая реальность, а нам со своим законом жить в Европе, а не в Америке. Что касается традиционно православных стран, то в их законодательных актах содержатся упоминания об особой роли не просто Православия, а Православия, пребывающего в единстве со Вселенским Православием (для католиков — это единство с апостольской столицей Римом). Естественно, подобная норма не устраивает раскольников, но именно она может предотвратить их бесконечное размножение и дробление, а также создать твердую основу для восстановления единства в украинском Православии.

Возвращение имущества Церкви осложняется не только расплывчатостью формулировок правительственной программы, предполагающей по произволу местных властей возвращать церковное имущество как в собственность, так и в пользование Церкви, а также уже укоренившейся практикой передачи храмов, отобранных атеистической властью у одной Церкви, различным, в том числе и новообразованным, религиозным организациям и конфессиям. Такая практика делает неизбежными конфликты между конфессиями из-за имущества, а также возможность его передела в соответствии с меняющейся политической конъюнктурой.

Напомним также, что УПЦ направляла в Верховную Раду еще одно письмо (№ 1803 от 24.10.2002 г.), в котором подчеркивалось, что УПЦ стоит на позиции категорического неприятия законопроекта, если будут проигнорированы ее предложения. Конечно, решать законодателям, однако они должны знать мнение доминирующей в Украине Церкви.

Выполнит ли Госкомитет по делам религий свои обещания учесть замечания УПЦ по Закону, будет видно после публикации окончательного варианта законопроекта для рассмотрения в Верховной Раде (пока на официальном сайте Верховной Раде находится старый вариант законопроекта как такой, который прошел профильный комитет и представлен на рассмотрение законодателями).

Смущает также постоянное желание Госкомрелигий, которое теперь закреплено в новом проекте Закона «О свободе совести и религиозных организациях», осуществлять контролирующие функции над местными органами власти в области церковно-государственных отношений, а, следовательно, выступить посредником между государством и Церковью. При этом говорится о необходимости разрушить систему блокирования (т.е. более тесных отношений) местной власти с доминирующими в регионе религиозными конфессиями. На сегодня в Украине две религиозных организации, доминирующих в регионах: в трех галицких областях (Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской) — это Украинская Греко-Католическая Церковь, во всей остальной Украине — это Украинская Православная Церковь. Как центральной власти удается контролировать и регулировать ситуацию в западном регионе, видно на примере невозможности, несмотря на просьбы Президента Украины и даже папы Римского, выделить во Львове участок для строительства православного храма, а также в том, что, несмотря на негативную позицию Министерства образования, в регионе вот уже несколько лет в общеобразовательных школах читается курс основ христианской этики, разработанный греко-католиками. Следовательно, речь идет о другом.

Остается только надеяться, что разработчики закона и народные избранники, от которых зависит его судьба, прислушаются к голосу Церкви, которая просит восстановить ее попранные атеистическим режимом права, и навсегда откажутся от соблазна управлять с помощью законов кесаря (государства) в доме Божьем (Церкви).