Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Иерей Олег Стеняев. Православие и неформальные объединения молодежи

Православие и неформальные объединения молодежи
(Выступление на секции «Православие и молодежная субкультура»)

Иерей Олег Стеняев,
руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий им. А.С. Хомякова.

Если человек из темной комнаты зайдет в ярко освещенную, потребуется некоторое время, чтобы его глаза привыкли к свету. Нечто подобное происходит и с современным религиозным самосознанием. В дискуссии, которая здесь возникла, я, безусловно, занимаю сторону о. Андрея Кураева!
Господь Иисус Христос учил, что пастырь оставляет 99 овец и идет искать одну заблудшую. Сейчас ситуация хуже. Заблудились 99 овец, и только 1% процент населения «немножко разбирается» в Православии. Поэтому позволить себе «немножко барским тоном» останавливать задачи православной миссии — значит не понимать сути библейского откровения. После того как Сын Божий соделался человеком! После того, когда Он взял на себя грехи всего мира! После того когда Он сошел во ад, и во аде проповедовал спасение! Какие претензии можно предъявлять священникам, которые идут в тюрьмы, на рок-концерты или к наркоманам?
Вы знаете, в чем обвиняли Иисуса Христа фарисеи, саддукеи, книжники? Они говорили: «Он ест и пьет с мытарями и грешниками!» Меня очень удивило, когда уважаемый профессор Дунаев как-то странно «отмахнулся» от ап. Павла. Апостол Павел действительно говорил о себе, что миссионер должен быть для всех — все. Для иудеев — как иудей, для беззаконного как беззаконный, но при этом сам не чужд закону пред Христом! Но самое главное, когда ап. Павел говорит: «Подражайте мне, как я подражаю Христу»! Он подражал Христу, Который взял на себя нашу природу, взял на Себя все наши проблемы. И с этими проблемами Он сходил во глубины ада!
Сейчас речь идет не об одной заблудшей овце, а об одной заблудшей нации. О нашем народе, который в стране далече… И я хотел бы рассказать о том опыте миссионерской работы, которой занимаюсь.
Все вы знаете, что современные секты — это в основном молодежные «неформальные» объединения. И давайте зададим себе вопрос: «Как Господь Иисус Христос относился к сектантам?» К сектантам Он относился хорошо.
Сектанты во дни Иисуса Христа — это самаряне, классическая секта внутри иудаизма. Они имели альтернативное священство, святилище, у них даже был текст так называемого «самарянского пятикнижия». Иисус Христос не разделяет их верований, и самарянской секте Он говорит: «Вы не знаете, чему кланяетесь. А мы знаем». Но при этом Он общается с ними.
А что такое притча о добром самарянине? Если ее перевести на современный язык, это притча о добром свидетеле Иеговы! Вспомните: священник пробежал мимо. Спешил на требу? Возможно. Левит с певчей пробежали мимо. Спешили на спевку храмового хора? Наверное, тогда за спевки тоже доплачивали… Сектант-самарянин, этот древний свидетель Иеговы, останавливается, перевязывает избитого человека, сажает на ослика, привозит в гостиницу и оплачивает его лечение. Можете себе представить, как реагировали книжники и фарисеи на эту притчу? Притча о добром самарянине! Иудеи с самарянами не сообщались! Вспомните поведение апостолов, когда Господь шел в Иерусалим на праздник. Самаряне не пропустили Его через свое селение, ибо Он имел вид человека, шедшего совершать паломнический обряд в храм Иерусалима. Апостолы стали говорить: «Господи! Давай сведем огонь с неба!» Господь останавливает сынов громовых и говорит: «Вы не знаете, какого вы духа!» Сын Человеческий пришел не губить, а спасать! Мне очень хотелось бы, чтобы в этой аудитории царил дух Евангелия!
Сейчас многие хотят загнать Церковь в некое гетто, в некую резервацию. Как известно, это заканчивается крематорием. Святейший Патриарх неоднократно в своих публичных выступлениях говорил: «Выходите за пределы храма! Мы обязаны идти к людям! Нам есть с чем идти к людям!» Возникает вопрос: «На каком языке мы должны общаться с этими людьми?» Приведу несколько примеров из своей миссионерской практики.
По благословению священноначалия, я совершил в период второй чеченской войны пять поездок на территорию Чеченской республики. В той накаленной ситуации мы привозили гуманитарную помощь. Но у меня была мысль, что я должен проповедовать Евангелие.
Как проповедовать Евангелие мусульманину, который считает, что христиане напали на его Ичкерию?! Я останавливался около кафе, где сидело много людей, и начинал задавать вопросы: «Как ваше имя?» Человек говорит: «Мусса». Я говорю: «А вы знаете, что означает ваше имя?» Он просит рассказать. Начинается рассказ о пророке Божьем Моисее. Подбегает другой и говорит: «Я — Джабриил!» Отвечаю: «Джабриил — это даже не человек!» Вмешивается Мусса: «Я знал, что ты осел!» «Нет! Джабриил – это Божий Архангел!» И начинаю рассказывать об Архангеле Михаиле. Потом приходит глава этого заведения и говорит: «Я — Исса!» Теперь могу спокойно проповедовать об Иисусе Христе.
В данной секции Рождественских чтений много говорят о музыке. В моем миссионерском опыте был случай, когда пришлось использовать рок-музыку. По благословению владыки Иоанна, архиерея Белгородской и Старооскольской епархии, меня отправили в миссионерскую поездку в Индию. В этой стране моим переводчиком согласился быть кришнаит Самара Кумар Адас, которого считаю своим другом. Приехав в один из городов, остановились в огромном гостиничном комплексе «Кришна Баралама». Что интересно, двери в индийских гостиницах запираются не с внутренней стороны, а снаружи. Самара Кумар запер меня и куда-то ушел. В это время молодой человек разносил воду. Он постучал, я тоже постучал. Дверь открыли, и я вышел на базарную площадь.
Естественно, когда я вышел из самолета в этот индийский климат, было ощущение, словно я в своем шерстяном подряснике зашел в парилку! Я вспомнил слова ап. Павла: «Миссионер должен быть для всех все». Я купил тхурта, тхоти, надел сандалии на босу ногу, и крест на груди. И вот я сижу на городской площади. Надо сказать, что у индийцев сам по себе белый человек вызывает интерес. Если просто на улице появится белый человек, его непременно будет сопровождать какая-то группа местных жителей. А тут такой толстый, в индийской одежде, с крестом… Собралась группа. Признаюсь: я не знаю индийского языка, хинди, урту. Но мысленно произнес: «Прокатываю церковные деньги. Надо что-то делать!» И тогда купил киртал (те самые кирталы, на которых играют кришнаиты), и начал играть. Собралось еще больше людей. Если я хотя бы на английском знал «Отче наш», непременно запел бы. Но, вспомнив, что в молодости слушал рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда», я начал петь!
Толпа стала больше, и она начала подпевать! Вдруг появился кришнаит с полицейским. Кришнаит, как оказалось из России, спросил: «Чем вы тут занимаетесь?» На что ему ответил: «Тем же самым, чем вы занимаетесь в Москве на Арбате!» Когда кришнаит сказал: «Сейчас день явления Шивы! Мы даже Кришну в этот день так не прославляем, а вы устраиваете вообще нечто непонятное…», я отреагировал такими словами: «Если вы будете мне мешать, обещаю: где бы ни выступал в России, буду рассказывать, что когда попытался всего лишь спеть в Индии, вы вызвали полицейского с дубинкой!» Кришнаит отошел в сторону.
В эту минуту из толпы выходит молодой человек и начинает что-то объяснять стоящим людям. Затем берет меня одежду и куда-то ведет… Толпа показывает, что надо идти. Я пошел. Мы пришли в больницу, в которой работает врач, в свое время учившийся в СССР, владеющий русским языком. Он согласился стать переводчиком. Проповедь происходила очень интересно: маленькая комнатка, люди сидят на полу. Я рассказываю о христианстве. У окна стоит индиец, который то, что слышит от врача-переводчика, выкрикивает людям, не попавшим в помещение. Только в Индии я понял ап. Павла: язычники — это чистый лист бумаги! Когда им говоришь о чудесах Иисуса Христа, они начинают кричать «Ча-ай!» и хлопают в ладоши. Когда рассказываешь о страданиях Божиих, они плачут. Они как дети. Брошенные дети.
Приведу еще один пример. Пример, подсказывающий, как правильно организовать первую встречу с заблудшим молодым человеком.
Если к вам в Церковь пришел агрессивно настроенный молодой человек, как вы полагаете, сектант, не пытайтесь переубедить его. Если своими аргументами вы загоните его в тупик, получите обратный эффект: он вернется в свою общину и более серьезно, углубленно будет изучать все свои доктрины. Я обычно поступаю иначе. Когда вижу, что человек фанатично настроен, говорю ему: «Ты из какого собрания пришел?» Он отвечает. Спрашиваю: «А тебе разрешил пресвитер (гуру, лидер группы и т.д.) прийти в храм?». «Нет, — отвечает он мне, — просто родители попросили». «Ты же нарушаешь дисциплину! — возмущаюсь я. — Нам не о чем с тобой разговаривать! Вернись в свою общину! Расскажи, что был в храме, покайся в нарушении дисциплины и скажи, что священник не стал даже разговаривать и очень просил, чтобы пришел руководитель!» Вот когда они придут вместе, тогда будет о чем поговорить. Далее события разворачиваются следующим образом. Молодой человек, вернувшись в свою группу, говорит:
— Я был в православном храме!
— Зачем ты туда ходил?! Это — капище! — заявляет лидер группы.
— Там был священник Олег Стеняев! — продолжает молодой адепт.
— Ты что! Это такой ужасный человек! — сокрушается гуру.
— Но он отказался со мной разговаривать!
— Почему?
— Он сказал, что поскольку я пришел без вашего разрешения — это неправильно! Он хочет общаться с вами.
— А когда он хочет встретиться? — спрашивает гуру.
— В любое время.
Возникает нормальная миссионерская ситуация — вы говорите не с фанатично настроенным адептом той или иной секты, а с человеком, который является для него авторитетом. Тот сектант, которому вы хотите помочь, просто слушает беседу. Если вы даже будете говорить на равных с лидером, вы одержите сокрушительную победу в сердце рядового сектанта! Диспут — это необязательно, когда много людей, но это обязательно, когда есть человек, который слушает и делает выбор между одним и другим мнением.
Вся сегодняшняя встреча на секции — это обсуждение темы «На каком языке надо разговаривать с нашей молодежью?»
На любом! На каком только можно! И снова приведу пример. У меня был случай, когда на собрании пятидесятников решил заняться голосолалиями. Мне сказали, что приехал пророк, имеющий дар различения языков. Все собравшиеся выстроились в очередь, подходят к нему, молятся на языках, а он переводит. Люди считали, что у «пророка» дар истолкования, великое чудо.
В эту очередь встал и я. Подхожу, интересуюсь:
— Ну что, начинать?
— Да, брат, молись языками! — говорит «пророк».
Начинаю читать известную мне молитву на иврите. Он переводит:
— Мир, благополучие, несешь снопы, аллилуйя!
Думаю: «Ладно. Сейчас прочитаю тебе заупокойный кадиш…». Он переводит: «Мир, благополучие, радость, веселье, торжество!»
Думаю: «Может, на арабский перейти?». Он переводит: «Мир, благополучие…»
Я резко останавливаю это мероприятие: «Этот человек не имеет дара различения языков!» Видимо решив, что я сам истолковываю дар языков, говорит:
— Брат, ты молод!
— Я — православный, и знаю значение этих слов! — отвечаю я.
За всем происходящим наблюдал пресвитер общины, который вмешивается и вопрошает:
— Ты что — нас искушаешь?
— Нет, испытываю. В Писании сказано: «Испытывайте духов — от Бога ли они? И вот, испытав, убедился, что этот человек обманывает вас! А вы ему верите!
Такая проповедь произвела огромное впечатление на всех собравшихся. Пресвитер сразу увел этого «пророка», потом пригласил меня в свой кабинет и сказал: «Да, конечно, у нас бывают такие промашки…»
Учитесь говорить с людьми на том языке, к которому они будут прислушиваться! Будьте внимательны к каждому человеку!
И последнее: как происходит момент самого обращения человека? Не думайте, что работа миссионера — это шахматная игра: «Я победил, а он сдался и становится православным». Нет! Это происходит на каком-то совершенно необъяснимом эмоциональном уровне.
Приведу такой пример. У меня есть друг Андрей Иванович Солодков, бывший пастор адвентисткой церкви. Он учился в адвентисткой семинарии и узнал, что есть священник, который открыто заявил: «Если кто считает православие неправильной верой, приезжайте ко мне в храм, и только на основании Библии мы будем обсуждать все вопросы!» Он воспринял это как вызов на дуэль. Приехал. Мы беседовали с ним 4 часа. Устали. Андрей Иванович собрался уезжать, говорю: «С Богом! Встретимся в другой раз и продолжим». Он замешкался и признался, что опоздал на электричку. Я ответил, что у нас есть комната, в которой ночует алтарник, можно там расположиться. Произношу эти слова к ужасу алтарника, который был уверен, что сектант его ночью задушит подушкой. И тем не менее Андрей Иванович остался у нас на ночлег. А я вернулся к себе в комнату, открыл холодильник, где лежала курица. Думаю: «Зачем я буду ее есть? Ведь и так много ем! Отнесу Андрею Ивановичу!» Потом было еще много встреч, обращение его в православие, обращение его семьи, целая группа вышла тогда из адвентисткой семинарии… Прошел год, и я спрашиваю его: «Андрей, какой момент был решающим? Какой аргумент показался наиболее весомым?» Он задумался и сказал: «Когда ты принес курицу!»
Можно рассказывать массу случаев, когда, проявляя доброе отношение к человеку, мы достигаем положительного результата. Сейчас в нашей миссиологии существует два направления, одно из которых условно называется «тоталитарная теория». Вкратце ее смысл можно передать так: расправляться с сектантами, как в свое время коммунисты расправлялись с диссидентами. И есть второе, православное, понимание миссии. Чтобы понять разницу между этими двумя направлениями, напомню историю из древнего Патерика.
Однажды Макарий Египетский вместе со своим учеником отправился в храм на горе. Старец отстал, а ученик пошел вперед. На пути ученика встретился языческий жрец с охапкой дров для совершения жертвоприношения. Молодой монах начал обзывать его: «Порождения дьявола! Окаянный!» Язычник положил охапку дров, избил монаха до полусмерти и побежал дальше. Встречает авву Макария. Макарий говорит: «Трудолюбец! Куда бежишь? Не упыхался ли? Для того ли трудишься?» В Патерике сказано, что языческий жрец упал на колени перед аввой Макарием со словами: «Я встретил злого монаха! Он стал меня ругать, и я избил его! Но ты так хорошо ко мне относишься! Я хочу стать христианином!» И авва Макарий произнес слова, которые должны стать девизом для каждого православного миссионера: «Худое слово делает добрых людей худыми. Равно как и доброе слово делает худых людей добрыми».