Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Епископ Нижнего Дуная Кассиан (Румынская Православная Церковь). Религиозное воспитание как решающий фактор в формировании личности юного христианина сегодня

Религиозное воспитание как решающий фактор в формировании личности юного христианина сегодня

Епископ Нижнего Дуная Кассиан
(Румынская Православная Церковь)

1.Христологический аспект воспитания
Мы приветствуем инициативу Московской Патриархии организовать международные духовные дискуссии на тему религиозного христианского воспитания. Эта инициатива внесет значительный вклад в осознание необходимости скорейшего возвращения к чистым источникам проповеди Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа, истинного Учителя.
С самого начала нужно обратить внимание, в связи с воспитанием вообще и с христианским воспитанием в частности, на роль воспитателя как пример достойный подражания, а также на роль преподаваемых знаний, которые должны соответствовать конечной цели обучения и знания — улучшение жизни человека, не только в духовном, но и в социальном плане. Как христиане мы не можем отделять сферу духовного, того, что от Бога, от сферы человеческого, того, что получено из человеческого опыта. Все больше и больше великих людей, особенно из научной и технической сферы, говорят о присутствии духа в начале любого ответственного и продолжительного действия из жизни человечества. Тем более христиане, богословы, священнослужители или верующие исследователи должны своей жизнью являть пример другим, чтобы вместе с педагогическими методами они смогли бы свидетельствовать о пользе духовных методов, которые дал нам сам Бог через Свою Церковь. Все эти люди должны стать педагогами (в духовном плане), начиная с семьи — первой «домашней» школы — и продолжив в школе, а потом в Церкви. Церковь — единственное богочеловеческое учреждение, которое может осмыслить разные социально-культурные и научные направления, сопоставляя их с данными святого Откровения. Образец истинного воспитателя и универсального Учителя — это Спаситель, который делается служителем для всех, чтобы их приобрести для правды, жизни, мира и спасения.
Для нас, христиан, путеводитель к совершенству — Сам Совершенный, потому что Он и Бог в Троице, и Человек. Так что мы следуем Богу и Человеку Иисусу Христу, Который ведет нас к совершенству. Это — воспитание воспитаний, урок уроков и учение учений, икона икон и тайна тайн, как нас наставил и св. Афанасий Великий: «Бог сделался человеком, чтобы обожить его».
В рамках доклада попытаюсь представить некоторые конкретные мысли о христианском воспитании в целом и о религиозном воспитании в Румынии.

2.Церковь — источник образования
Господь начал Свою деятельность с призвания учеников, которые должны были бы следовать Ему и в свое время возвестить миру новое учение Евангелия. Так мы понимаем лучше школу Господа, школу вечной жизни, которая начинается в нашем мире и ведет к вечности. Ученики говорят Господу: «Научи нас молиться». Это и есть цель апостольства: принятие Евангелия и его проповедь через общение с Богом.
Так сделали свв. апостолы, так наставил нас наш общий апостол Андрей: «Мы нашли Мессию, что значит Христос», показал Его Петру, и с тех пор мы показываем Его друг другу, чтобы Он наставил нас на путь общения со Святой Троицей.
Апостольской школе последовала святоотеческая. Святые Отцы являются «величайшими учителями мира». Свтт. Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст сияют, как солнце, на благодатном небе Православия, они стали примерами в христианском воспитании.
Можно привести как пример для общения между нашими разными по языку и культуре Церквами исихастов молдавских монастырей: свт. Василия из Пояна Мэрулуй и свт. Паисия Величковского, которые оба были славянами и которые воссияли на афонской, а потом на румынской земле. Они оставили нам «Добротолюбие». Это чудесное творение стало впоследствии очень известным на Руси и на Балканах, вдохновив многих святых: прп. Амвросия Оптинского, прп. Феофана Затворника, прп. Серафима Саровского и др., а также православных писателей и мыслителей — Ф. М. Достоевского, а потом В. Лосского, о. Г. Флоровского и др.

3.Румынская Церковь и её роль в православном воспитании
Благодаря таким духовным православным подвижникам, какими были св. Иоанн Касиян и Св. Герман из Дакии, христианство в дальнейшем распространялось по румынской земле. Первым учебником стало Евангелие, а первым учителем священнослужитель. Но о воспитании можно говорить только применительно к средневековью, когда после организации румынских государств стали постоянными и церковные центры. В основном образованными людьми были клирики, а первые школы возникали при монастырях. Богослужебные книги стали учебниками до ХІХ века, когда начали создавать школы университетского уровня.
Нужно подчеркнуть, что после падения Константинополя общение между православными велось через исихастское движение, которое воссоединило Святую Гору, греческий, славянский и румынский мир. Так, св. Ефтимий из Тырново общался со св. Никодимом из Румынского государства (Валахия), так же и сербы с румынами, а прп. Паисий Величковский свидетельствует об этих связях изданием на славянском языке «Добротолюбия». Особую роль имел в этом плане Ясский Собор, одобриший православное учение веры св. Петра Могилы, Киевского митрополита.
В Румынии Церковь сначала имела главную роль в образовании национального языка, благодаря переводу Библии в 1688, а потом всех богослужебных книг. Ивирийский митрополит Антим, недавно канонизированный, имел особенное влияние на развитие переводческой деятельности богослужебных книг на язык народа еще с ХVІІ века.
Первые педагоги и философы, которые основали школы университетского уровня в Бухаресте и Яссах были богословами или сыновьями священников, а секуляризация затронула румынскую школу только к концу ХІХ века. В межвоенный период были попытки серьезно противостоять секуляризации и материализму, но, к сожалению, последний господствовал в стране почти полстолетия.
Несмотря на тяжелые коммунистические времена, Румынская Церковь смогла все-таки воспрепятствовать закрытию шести духовных семинарий и двух богословских академий. В эти тяжелые времена почти все храмы оставались открытыми, что и поддерживало связь народа с Церковью. Почти все румыны принимали крещение, хотя порой это приходилось скрывать.
После 1989 одно из первых мероприятий Священного Синода было открытие всех духовных семинарий, которые были закрыты коммунистами и возобновление преподавания религии в светских школах. Процесс приспособления к новой ситуации еще длится, и результаты будут видны спустя годы.
Нужно подчеркнуть, что Церковь смогла своими силами из клира и богословов предоставить учителей для своих учебных заведениях и для светских школ, сначала без специальной педагогической подготовки, а потом уже профессиональных преподавателей.
Также и для государства стало ясно, что это полезно для морально-духовного возрождения народа. В Конституции (32 ст., пункт 7) было записано: «Государство обеспечивает свободу религиозного образования», а в Законе об образовании №84/1995 (9 ст., пункт 1) говорится о месте религии среди других обязательных предметов: «Кадровые планирования начального образования, в гимназии и в лицее включают религию как школьный предмет …»; 41 статья того же закона запрещает «сектантский прозелитизм в рамках образования». Благодаря плодотворному сотрудничеству между Церковью и государством все учителя церковных и светских школ имеют зарплату из государственного бюджета. Надо подчеркнуть особенную роль «протокола» между Патриархией и Министерством образования, в силу которого Церковь имеет право разрабатывать школьную программу и учебники и назначать учителей. Во всем учитывается мнение местного епископа в связи с решениями о религиозном образовании.
Эта важная сторона вопроса отражает ту истину, что сотрудничество и диалог между верой и культурой, между наукой и верой идет на благо человека. Так воспринимал это и святитель Филарет Московский: «Вера в Христа не противостоит истинному познанию, потому что вера не сплетается с неведением».
В Румынии подготовка педагогов осуществляется на базе изучения двух специальностей в семинариях и факультетах. Таким образом, для будущих учителей религии имеются следующие секции: «Богословие и румынский язык и литература», «Богословие и иностранные языки», «Богословие и педагогика», «Богословие и история», «Богословие и социальное служение». В этих секциях студенты имеют возможность изучать и светские науки.
В Румынии теми же правами пользуются все законные культы. Православная Церковь в Румынии насчитывает 87% населения и к сегодняшнему дню имеет 40 духовных семинарий и 14 богословских факультетов, где учатся будущие священники и учителя религии.
Для обучения церковных песнопевцев и социальных служителей есть специальные школы.
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы.
1. Религиозное воспитание в светских школах — великий дар Божий для Церкви, для исполнения ее миссии в мире.
2. Древний опыт Церкви и миссионерская зрелость способствовала воспитанию через сохранение религиозности народа.
3. Церковь сделала богословское образование более открытым для мира, чтобы сделать возможным диалог между верой и культурой.
4. Церковь еще раз осознала свою роль духовной матери народа, подчеркивая роль христианского воспитания в защите здоровой и моральной жизни, которой все больше и больше грозит секуляризация.
5. Церковь вновь занимает свое место в обществе через ее социальных служителей.
6. Церковь понимает, что необходимо защищать верующих от угрозы отдаления от религиозного самосознания перед «импортными» культами и религиями.
7. Через религиозное воспитание в школах, детям дается шанс участия в диалоге с современным миром в континентальном и глобальном плане, через свидетельство о мирной и уравновешенной вере перед всеми фанатичными угрозами, тревожащими мир и покой всех тех, которые хотят гармонии и братства, подлинной христианской солидарности.