10.02.2010. ХУСТ. «Память совершаем всех от века усопших православных христиан…»
«Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38). Твердо веруя этим словам Господа и Спасителя нашего, мы знаем, что со смертью человека жизнь его не прекращается. Прекращается только дыхание, тело возвращается в землю, откуда и взято было, а сам человек, его бессмертная душа со всеми своими чувствами и привычками, переживаниями, продолжает существовать, переходя в мир иной. Святая Церковь ежедневно творит молитвы и поминовения за всех усопших православных христиан, призывая к тому своих верных чад.
Особо выделены церковным Уставом несколько дней в году для усиленного моления о усопших православных христианах и, в частности, суббота перед Неделей Мясопустной. В этот день верующие призываются как бы забыть самих себя и, сократив до минимума воспоминания о святых угодниках Божиих, в усиленной и умноженной молитве об умерших непрославленных членах Церкви, родных и чужих, знаемых и незнаемых, всех возрастов и состояний, всех времен и народов, вообще всех прежде почивших, в истинной вере скончавшихся — явить в полной мере свою к ним братскую любовь.
У нас часто смотрят на родительские субботы как на дни, предназначенные главным образом для поминовения наших сродников и друзей. Любовь к близким и вытекающая отсюда потребность особенно усердно и часто молиться о них, как естественные и вполне понятные, похваляются и поощряются святой Церковью. Но, «если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?…ибо и грешники любящих их любят… И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Мф. 5, 46-47; Лк. 6,32). Кроме того, при таком порядке, когда каждый молился бы только о своих, молитва о любимых сродниках наших и друзьях и о нас самих продолжилась бы лишь в течение нескольких лет или десятилетий после кончины, только до тех пор, пока живы и не позабыли еще усопших знавшие и любившие их, — а дальше некому уже было бы поминать их. А о неимущих сродников и друзей совсем не было бы молитвы после их смерти. Поэтому святая Церковь, представляя нам очень много случаев к молитве о наших близких, дорогих усопших и к поминовению их по именам, вместе с тем в своих заупокойных песнопениях и молитвах постоянно поучает нас одновременно молить Господа и об упокоении всех рабов Божиих преставившихся, всех преждепочивших православных христиан. Этим она напоминает нам, что кроме любимых наших сродников и друзей у нас есть еще множество братии во Христе, которых мы, и не видавши их, должны любить, о которых, даже и не зная их имен, мы должны молиться. Так устанавливает она и старается поддержать такой порядок, при котором молитва о каждом православном христианине будет непрестанно возноситься даже и тогда, когда не останется в живых никого из лично знавших его, когда забудется на земле имя его, — молитва о нем будет непрестанно возноситься до скончания века.
«Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7, 2), — говорит Спаситель. Поэтому тех, кто поминает усопших, помянет Господь, помянут и люди по отхождении их из сего мира. Велико утешение и велика награда тому, кто ближнего спасает от временного несчастия, но гораздо большая награда и большее утешение ожидает того, кто своими молитвами поможет усопшему ближнему получить прощение грехов и перейти из мрачных адских темниц в светлые блаженные обители. Святитель Афанасий Великикй так говорит об этом: «Делающий приношения за усопших получает награду от Бога, ибо являет любовь к ближнему, как и повелено, и заповедано об этом. Как помазывающий кого-то миром, он и сам испускает благоухание. Не исполняющие же этой заповеди будут осуждены до Второго Пришествия Христова. Бывающее за усопших приношение доставляет им пользу, как говорят божественные отцы, и особенно сделавшим хоть какое-нибудь малое добро при своей жизни. Если даже и есть у них много грехов против целомудрия, говорит Божественное Писание, то Божие человеколюбие намного побеждает. Если окажется равный вес добра и мерзости, — побеждает человеколюбие. Если же и слегка перевешивает зло, — снова превозмогает благо».
В субботу мясопустную, 6 февраля архиепископ Хустский и Виноградовский Марк совершил заупокойную Божественную литургию и Великую панихиду в храме в честь «Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа» на территории епархиального комплекса. Владыке сослужили епископ Мефодий (Петровций) и секретарь епархии архимандрит Алексий (Бринчак). Вечером накануне владыка Марк также молился за вечерним богослужением.
Заупокойные богослужения Великого поста 27 февраля, 6 и 13 марта (2, 3, и 4-я субботы Великого поста) архиепископ Марк совершит также в храме епархиального комплекса.