Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

А. Данилевский. С открытым алтарем и затаенным сердцем

С ОТКРЫТЫМ АЛТАРЕМ И ЗАТАЕННЫМ СЕРДЦЕМ

Александр ДАНИЛЕВСКИЙ

По средам Православная Церковь отмечает постом скорбную память о евангельском событии, каждый раз глубоко переживаемом христианином — о предательстве Иуды, из-за которого был осужден Господь наш Иисус Христос. В среду 6 октября 1596 года начался Брестский Собор, открывший одну из самых драматичных страниц в истории Украины и тоже ставший тяжким предательством, отголосок которого слышится и сегодня. По своему трагизму и последствиям оба предательства достаточно схожи. Первое относилось ко Христу, второе — к основанной Им Вселенской Православной Церкви, к Украине, к украинскому народу, носителю и хранителю Христовой Истины. Последствием «деяний» Собора стал навязанный силой и обманом, чуждый по своей природе духу и вере православного народа Западной Руси церковный союз, получивший название по латинскому звучанию этого слова — Уния. Являясь на протяжении столетий откровенным инструментом в реализации планов Рима, направленных на окатоличивание славянских земель, видоизменяясь в соответствии с требованиями времени, эта «союзная» церковь и в наше время выполняет эту единственную, раз и навсегда усвоенную роль. Роль целенаправленной духовной экспансии. И заставляет каждого православного еще и еще раз глубоко переживать за вековой раздел нации, осуществленный только ради того, чтобы однажды, поддавшись, она навсегда оказалась под дланью далеких и чужих пап. Кажется, конца и края не будет этому натиску и в наше время — непростое время самоопределения и становления независимой украинской государственности…

Неослабевающий интерес Римо-Католической церкви к восточноевропейским просторам издавна обусловливал особое внимание папского престола к Киеву — как духовному центру славян. Ось Рим — Киев была одним из генеральных направлений, по которым развивались амбициозные устремления католицизма. Борьба католического Рима за души русичей началась еще до Крещения Киевской Руси. Проиграв с самого начала, когда святой князь Владимир отверг католицизм, а вместе с ним и весь искаженный Римом образ христианства, и предпочел Православие, папство начинает действовать обходными путями.

Чтобы склонить Русь к унии, папа сначала прибегает к переписке и обмену посольствами с князьями русичей. Но когда становится ясно, что это бесполезно, Рим благословляет на завоевание Руси армии католических народов. Причем делает это в тот момент, когда Русь героически заслоняет собой Европу от монголо-татар и сама оказывается в катастрофическом положении. А помощь русичам папы цинично предлагают в обмен на принятие католицизма. Наконец наступает момент, когда полякам-католикам удается оккупировать часть Южной Руси (Галицию), а венграм Закарпатскую Русь. Начинается окатоличивание края. Галицкую землю заселяют иноземными колонистами-католиками, вводят дискриминационное прокатолическое законодательство. Одновременно остальная Южная Русь входит в состав Великого княжества Литовского. Когда последнему требуется военная помощь против немецких рыцарей-крестоносцев — все тех же католиков, — ценой обретения сильного союзника в лице Польши становится проникновение в Литву католицизма. Спустя века Литва была поглощена Польским государством, которое получило с той поры название Речи Посполитой. И если до этого момента все попытки втянуть православных жителей региона в унию с Римом оканчивались провалом, то теперь такую акцию удается осуществить. Частично, но все же! Те, кто остался верен Православию, не поверил в обман и устоял среди жестоких испытаний, сберегли истинную Церковь для Южной Руси, для Киева, который всегда был колыбелью христианства для одной шестой земной суши. Через полвека после заключения трагической Брестской унии 1596 года пришло освобождение от польского гнета. Впрочем, после долгой ожесточенной борьбы правый берег Днепра еще сто лет оставался во власти католического Рима. И последний не потратил эти сто лет напрасно. Он хорошо укрепился здесь. Не только построил сотни католических и униатских храмов и монастырей, не только пролил реки человеческой крови, но — и это главное — воспитал то поколение людей, которые уже воспринимали унию как что-то родное, а не навязанное извне, впитали обман в свои гены. И когда в конце XVIII века почти всю Правобережную Украину пришлось вновь уступить Руси, то у Рима оставались здесь памятники его былого владычества. Многострадальная Галиция вернулась в лоно Православной Руси только в середине XX века. Дольше других регионов Руси пробыв под католическим «омофором», она представляла собой идеальный плацдарм для контрнаступления — когда наступят «лучшие времена». Такие времена наступили в момент развала Советского Союза.

И сегодня, когда сама Европа становится постхристианским обществом, когда папский Ватикан свидетельствует о пустеющих храмах, униаты говорят о том, что их центром предстоит стать Киеву.

Чтобы читатель понял, что речь идет именно о контрударе, процитируем И.А.Ильина: «Сколько раз за последние годы католические прелаты принимались объяснять мне лично, что «Господь выметает железною метлою православный восток для того, чтобы воцарилась единая католическая церковь»… Сколько раз я содрогался от того ожесточения, которым дышали их речи и сверкали их глаза. И внимая их речам, я начинал понимать, как мог прелат Мишель д’Эрбиньи, заведующий восточно-католической пропагандой, дважды (в 1926 и в 1928 году) ездить в Москву, чтобы налаживать унию с «обновленческой церковью»… Эти слова были произнесены тогда, когда в Люблине разворачивал работу Миссионерский институт, в Риме — «Руссикум Коллегиум», чье предназначение его ректор М. д’Эрбиньи охарактеризовал так: «Ціллю Руссікума є виховання поширюючих Євангелію працівників, які будуть утверджувати в Вірі душі 140 мільйонів, що замешкають Східню Європу і Північну Азію, — країну, яка становить 1/6 частину поверхні землі». А в это время, за десятилетие 1919–1929 гг., в Польше было отнято католиками 45% православных храмов!..

И сейчас, на заре третьего тысячелетия, Рим снова протаскивает на Восток свою католическую церковь. За первых десять лет независимости Украины, в пределах ее государственных границ, на западных землях униатами разгромлено три православных епархии: имущество отнято, священники изгнаны. И даже если униаты придут в упадок, Рим обязательно протянет им руку помощи. Ведь так уже было. В папской булле от 17 апреля 1959 г. говорится: «У німецькій державі творимо Екзархат для вірних Українців Візантійського обряду, що там живуть, а його осідок буде місто Мюнхен, де перебуває багато вірних того обряду і в тому місті Екзарх примістить своє місце замешкання при престольному храмі, що там має бути збудований для навчання своїх вірних. Цей новий твір Екзархат буде підчинений просто й беспосередньо Апостольському Престолові і тому Екзархатові надаємо всі права, почести й привілеї, що належаться того ради церковним установам». Интересно, смогли ли бы сейчас немцы — ради «уравновешивания» исторической справедливости — принять всех православных, изгнанных униатами из своих исконно принадлежащих им храмов?

Наступление со стороны римского престола на Православие ведется разными средствами: лукавым разглагольствованием о «равноценности» всех христианских исповеданий, прозелитизмом, подложным «православием» в виде униатской «церкви восточного обряда» и так далее. Если все христианские церкви и исповедания равноценны, зачем тогда навязывать католицизм и униатство православным? Зачем тратить громадные средства и напрягать силы ради вовлечения православных в ряды паствы Ватикана? Все это как раз и раскрывает полное духовное бессилие Рима! Не сумев предотвратить нравственного кризиса в странах Европы, Ватикан лихорадочно кинулся на новые, еще не освоенные униатством территории. Разве западная молодежь, духовно изуродованная рационализмом и с пеленок воспитанная в духе потребительского эгоизма, не испытывает тяжелого внутреннего конфликта с Евангелием? Отчего ежегодно на улицах западноевропейских столиц на Первомай происходят акты массового вандализма? Куда испаряется гуманизм масс, являвшийся олицетворением «культурной» цивилизации? Какое будущее Ватикан готовит Западной Европе, обращая свой сомнительный потенциал на Европу Восточную? Или он уже сам спасается от предвидения окончательного крушения всей своей лживой сущности?

Святой праведный Иоанн Кронштадтский отмечал: «Множество существует отдельных вероисповеданий христианства, с различным устройством внешним и внутренним, с различными мнениями и учениями, нередко противными Божественной истине Евангелия и учения святых апостолов, вселенских и поместных соборов и святых отцов. Нельзя считать их всех за истинные и спасительные: безразличие в вере, или признание всякой веры за одинаково спасительную, ведет к безверию или охлаждению к вере… Самое вредное дело в христианстве, в этой Богооткровенной, небесной религии, есть главенство человека в Церкви, например, папы, и его мнимая непогрешимость. Именно в его догмате непогрешимости и заключается величайшая погрешность, ибо папа есть человек грешный, и беда, если он возомнит о себе, что он непогрешим».

«Я утверждаю, — писал Ф. М. Достоевский, — что наш народ просветился уже давно, приняв суть Христа и Его учение. Научился в храмах, где веками слышал молитвы и гимны. Повторял и сам пел эти молитвы еще в лесах, спасаясь от врагов своих в Батыево нашествие, пел «Господи сил с нами буди», и тогда-то и заучил этот гимн, потому что кроме Христа у него не оставалось тогда ничего, а в нем уже одном, в этом гимне вся правда Христова…». Эта правда Христова и была твердыней, духом истины, помогшим выстоять и во время гнета польско-литовского.

Кардиналитет и вся армия бесчисленных католических институтов во главе с папой несут ответственность за выпестовывание униатства новейшего времени, за поддержку раскола Православия и дестабилизацию религиозной жизни в Украине. Так, на Синоде епископов УГКЦ в сентябре 1999 г. было предложено употреблять новое название — Киевская католическая церковь. Новое время, новые названия, новые идеи и опять вокруг Киева. Тяжело быть столетиями беременным пороком, ведь в таком состоянии теряется не только способность, но и потребность логично думать и последовательно, по-христиански жить. Где Берлинская католическая церковь? Парижская, Монреальская, Варшавская, да и Ватиканской католической церкви нет, а есть всего лишь Ватикан как столица мирового католицизма, но не украинского, потому что столицей Киевской католической церкви уже есть Киев и там по логике вещей должен сидеть свой Папа… До чего еще можно договориться?

Но, несмотря на это, уже создан и широко рекламируется проект офиса Киевской католической церкви (Журнал «Релігійна панорама» №10(14) 2001, с. 85). Возведение центра УГКЦ планируется развернуть в конце нынешнего года на Левобережье Киева по адресу ул. Никольско-Слободская. В настоящее время между аварийно-спасательной водолазной службой коммунального предприятия «Плесо» и идущим полным ходом строительством Международного выставочного центра на пустыре площадью в шесть гектаров установлен крест — место будущего строительства.

Пятикупольный храм Воскресения Христова будет иметь площадь около трех тыс. кв. метров и высоту 61 метр. Вместимость храма — 1500 человек.

Так как руководство «национальной» Киевской церкви находится далеко за границами Украины и подчинено поляку по национальности, католику по вероисповеданию и гражданину Ватикана, восхваление которого будет занимать центральное место в стенах будущего храма, то и вся деятельность этого выставочно-католического центра под видом унии будет продолжением многовековой политики Римо-католичества, направленной против православия.

Не лучше бы было вместо того чтобы разжигать межрелигиозную рознь на славянских землях, собраться у своего папы в латинском Риме всем апологетам католицизма, а именно — кардиналам, легатам, прелатам, апокризиариям и прочим верховным, да и направить денежные средства на починку своих католических костелов где-нибудь в Альпийских североитальянских деревушках или приморских провинциальных городках Франции либо Испании. Или хотя бы на крайний случай на борьбу с тоталитарными сектами.

Отказ от прозелитизма мог бы открыть дорогу к дружескому диалогу между Православием и Католицизмом, основанном не на притворстве и лицемерии, а на подлинных евангельских ценностях.

Чему бы ни учили в планируемом «духовном» центре будущих «мессий», не надо забывать, что чем мощнее подготавливался и проводился очередной «Бросок на Восток», тем стремительнее он откатывался на Запад. Это не парадокс истории, а закономерность, заложенная, как это ни странно, в природе самих западных устремлений — политических, экономических, социальных, военных, нравственных и, судя по всему, на этот раз церковно-религиозных. Не верите? Тогда внимательней, честно и беспристрастно вглядитесь в глаза истории.

Но что такое офис в сравнении с настойчивым желанием Ватикана создать униатский Патриархат с центром в Киеве? О таком стремлении мы узнаем из «Звернення Блаженнішого Любомира з приводу спорудження храму УГКЦ в Києві». В документе акцентируется внимание на том, что «после стольких столетий Украина опять стала независимой, а церковь в ней — свободной». Несколько столетий были представлены в двух-трех абзацах и в выгодном для униатов свете, с основным упором на то, что именно царская Россия и позднее Советский Союз были основной причиной постепенной ликвидации униатской церкви. Страдальческий образ можно выразить и не только такими средствами, но зачем даже в таких благих делах с самого начала заниматься откровенной политизацией религии? Народы Украины, России и Беларуси, отстаивая Православную веру, оказывали сопротивление униатскому мессианизму независимо от социального строя. Богдан Хмельницкий не был ни «москалем», ни гражданином СССР, но именно он освободил Киев от униатской экспансии. На Украине давно уже нет КГБ, сибирских лагерей, сталинских репрессий, словом, всего, что является «палочкой-выручалочкой» для оправдывания действий Ватикана. Но и в условиях полнейшей религиозной свободы народ независимой Украины за десять с лишним лет так и не принял апологетику униатской национальной церкви, точно так же, как и доктрины других раскольнических «национальных» околоцерковных группировок.

С 1998 года в Киеве на улице Смирнова-Ласточкина строительным обществом «Брама» возводится униатский храм Св. Василия Великого, в строительстве которого принимает участие творческая мастерская Ларисы Скорик. Стройка продолжается до сих пор, хотя временем его окончания должен был стать 1999-й год. За неимением прихожан приход с некоторого времени перепрофилируется в мужской монастырь, что должно, по всей вероятности, оправдать затрачиваемые средства. Основной особенностью храма является отход от «восточного обряда», о сохранении которого за собой униаты сами заявили в Бресте в 1596 году и который одобрили даже папы. В этом храме нет иконостаса, присущего убранству любой православной церкви. Алтарь в описываемом униатском храме открытый, как в другом, «чисто» католическом, Александровском костеле г. Киева. Вот и думай теперь, какого обряда уния?

На Подоле — в старинном киевском районе — на улице Покровской есть еще один униатский приход в исстари православном храме Свт. Николая «Доброго». Зайдя в него, можно увидеть иконостас, но не заметишь прихожан. А ведь настоятелем этого храма был известный киевский православный священник проректор Киевской духовной академии протоиерей Александр Глаголев, в 1937 году пострадавший за веру Христову.

На Аскольдовой могиле в православном Николаевском храме, где издревле располагался Свято-Никольский пустынный монастырь, теперь также находится община униатов. Совсем недавно на стене этого храма появился прижизненный барельеф папы Римского, а местный униатский приход через свою газету «Оранта» «вещает» следующее: «Наша Церква була збережена тільки в тих частинах, які підпали під панування колишньої Австрійської імперії, відтак… Українська Греко-Католицька Церква, після двохсотлітнього перебування далеко від Києва, хоче перенести осідок свого глави в столицю України і звести для нього належний храм, відповідну резиденцію» («Оранта», № 3, 2002, с. 6–7). Реализация этой идеи осуществляется на Левобережье, представляющем ныне огромный и разрастающийся жилой массив. Выбор места возведения униатского центра оправдывается во всех отношениях. На левом берегу после Великой Отечественной войны началось активное строительство, но храмы не входили в архитектурные планы градоначальников. С приходом независимости образовавшийся «духовный пустырь» был высмотрен прозорливым Римом, и сразу начались работы. Сначала на улице Перова, 1б предприятием «Компромисс» с 1996 года развернулось строительство Римского костела, молитвенного дома и христианского центра. За всем этим стоит «Благотворительное братство меньших братьев капуцинов». На территории возводимого Центра действует католический приход, собрания которого проходят на польском и украинском языках. Также существует и мужской монастырь. Сегодня под вывесками «миссий» и «братств» в Киеве действует по крайней мере 6 католических монастырей. Кажущаяся доступность украинской души вскружила Ватикану голову, и пришелец на украинской земле надеется стать ее хозяином, совершенно не допуская мысли, что Свет Веры Христовой — не в Риме, а во Христе.

Немецкий миссионер и духовный проводник Сестер Святого Духа в Южной Африке священник Рихард Греф в своем труде «Так, Отче» поучал: «Нас — католиків цілком не повинні журити чорні думки про наші давні гріхи. Бо ж ми маємо Тайну св. Сповіді, через яку можуть бути відпущені всі гріхи після хрещення» (Вид. ОО. Василіян. Канада. Торонто, с. 33. 1997). Об этом православные знают не понаслышке, а из собственного тяжелого опыта взаимоотношений с Ватиканом, и этот опыт совершенно точно подсказывает, без обиняков и преувеличений, что все, идущее от латинян, — «одним Римом мазано».

Да, униаты! Славянские земли и стены Печерской Лавры помнят о ваших черных грехах во время захвата польскими войсками и немецкими наемниками киевских церквей и храмов времен Речи Посполитой, помнит народная память обо всех унижениях национального достоинства и неостанавливающихся попытках уничтожения Православной Церкви — духовной основы и сущности народа, по-настоящему утверждающий этот народ среди других народов своей нравственной непобедимостью.

Вопреки абсолютно-монархичному римо-католицизму мощно развивается всеобъединяющее Православие во всей своей полноте. Православие развивается в стройную систему, где единство и разнообразие органично примиряется на почве христианской любви.

Терпимость, человеколюбие, уважение нравственных ценностей других культур и религий — вот характерные черты православного воспитания. Как полноводный Днепр питает два своих берега, являясь источником живительной влаги, так и Каноническая Украинская Православная Церковь есть залог подлинного единства украинской нации, проживающей по обе стороны этих берегов, от западных границ и до восточных.