Юрий Андреев: «Филаретовщина — это духовный распад человека и народа»
ПРЕЗИДЕНТ «СОЮЗА ЧЕРНОБЫЛЬ УКРАИНЫ» ЮРИЙ АНДРЕЕВ:
«Филаретовщина — это духовный распад человека и народа»
- Юрий Борисович, Вы — ликвидатор, один из организаторов чернобыльского движения в Украине и бессменный лидер крупнейшей общественной организации чернобыльцев, которая едва ли не с первых дней своего существования многосторонне сотрудничает с Украинской Православной Церковью. Как начиналось это сотрудничество?
- «Союз Чернобыль Украины» объединяет около 400 тысяч человек, ликвидаторов аварии на ЧАЭС и пострадавших. Это одна из крупнейших, если не самая крупная общественная организация в Украине. Она по-настоящему народная, потому что не стоит на контроле ни у каких кланов, госструктур, политических группировок, конкретных политических лидеров.
Чернобыльская катастрофа — человеческая катастрофа, люди ее создали, люди ее будут преодолевать и ощущать ее последствия, как минимум, еще 150 лет. Это тяжелейшая человеческая трагедия, и причиной этой катастрофы была монополизация системы реализации технических проектов. Ведь долгие годы существовала монополия на развитие атомной энергетики, и даже проекты более безопасных ядерных реакторов, которые предлагались, не были реализованы. В этом заключалась аморальность системы монополизации. Ведь монополия была на все: на информацию, на собственность, на образ мышления, на реализацию научных и технических проектов. Причина аварии заключалась в том, что опасные режимы работы реактора не были определены, вернее, они были выявлены, но не были отражены в инструкциях, регламентах, не были предупреждены защитами и блокировками. Режим, который привел к аварии, хотя был ранее известен, но только разработчикам, не был запрещен.
А что такое Чернобыльская зона? Это, прежде всего, вся Европа. Чернобыльское облако трижды обошло северное полушарие земного шара, поэтому радионуклиды чернобыльского происхождения сейчас можно находить везде. Но самые опасные последствия Чернобыльской катастрофы, конечно же, прежде всего, упали на три славянских государства: Украину, Белоруссию и Россию. И ликвидация последствий аварии на станции и в зоне — это подвиг трех славянских православных народов. Какой патриотизм, какая самоотверженность была у людей, какое было стремление снизить риск влияния Чернобыльской катастрофы на миллионы людей, живущих в зонах и прилегающих к ним огромных территориях! Я был на ликвидации аварии с первого дня и до конца 1989 года (мое рабочее место — на станции, Чернобыль для меня было местом отдыха) и могу засвидетельствовать: люди собой закрывали, жертвуя и жизнями, и здоровьем, такие проблемы, которые иногда даже нельзя было решить техническими, безопасными методами и технологиями. Потому что даже роботы, другие технические средства, которые в то время были, при таких мощных ионизирующих полях радиационного излучения, отказывали в работе, отказывали в управлении. Люди все взяли на себя.
Когда основные работы на ЧАЭС и в зоне были завершены, когда можно было оценить масштабы и последствия этой катастрофы, «тогда считать мы стали раны, товарищей считать». Очень важным было, на наш взгляд, увековечение памяти погибших в Чернобыле. И здесь на помощь пришла Украинская Православная Церковь, которая на пожертвования прихожан, на пожертвования чернобыльцев начала строить первую чернобыльскую церковь в Киеве и в Украине. Это храм Входа Господня в Иерусалим. Как известно, этот праздник предваряет Страстную седмицу, время страданий Христа Спасителя. В 1986 году как раз в канун этого праздника случилась чернобыльская катастрофа, которая стала причиной страданий миллионов людей. Церковь была возведена на проспекте Мира, 16. Это был первый православный храм, построенный в Киеве за 80 лет.
- Как власть отнеслась к строительству православной церкви чернобыльцев?
- Это было еще в советское время, поэтому общине было чрезвычайно трудно. Чтобы выделили землю, понадобилось даже заступничество Предстоятеля Финляндской Православной Церкви (храм находится на территории бывшего парка советско-финляндской дружбы). Против выступал и тогдашний экзарх Филарет, который говорил, что «Чернобыль — это политика, поэтому Чернобыль нам не нужен». Но авторитет его в Церкви был уже нулевой, он кое-как держался за власть и боялся обрушивать какие-либо репрессии против общины. Освящен был храм уже новым Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром.
С этого поступка, который был совершен Украинской Православной Церковью, со строительства Чернобыльского храма рядовыми парафиянами, которые собирали деньги, началось наше сотрудничество. Сейчас там продолжается сооружение народного (там нет ни копейки бюджетных средств) национального всеукраинского мемориала памяти жертв Чернобыля.
После храма (в котором для вечного поминовения установлены плиты с именами погибших ликвидаторов) точно таким же методом народной стройки (при этом испытывая постоянное противодействие властей) мы начали сооружать памятные знаки. Государственная администрация запрещала строительство у храма мемориальной могилы памяти героев Чернобыля. Но мы ее поставили, и там уже много лет подряд ежегодно в присутствии Блаженнейшего Владимира и первых лиц государства начинаются всеукраинские траурные торжества в память чернобыльцев. На мемориальной могиле установлены раритетные плиты первых захоронений чернобыльцев с Митинского кладбища. Когда его реконструировали, старые плиты мы забрали, привезли их из Москвы и для того чтобы не была утрачена связь с нашими чернобыльцами, живущими в России и Белоруссии, мы создали мемориальную могилу всем погибшим героям-чернобыльцам. В том числе изготовили мемориальные плиты тем ликвидаторам, которые вообще не имеют своей могилы. Это экипаж вертолета, разбившегося и сгоревшего у саркофага, и Валерий Ходымчук, тело которого навсегда осталось в недрах саркофага.
- Но сегодня много говорят и пишут о том, что большинство жертв были напрасными: не надо было тушить пожар, бомбить свинцом активную зону реактора, держать такое количество людей на ЧАЭС и в Чернобыльской зоне…
- Это говорят, в основном, те люди, которые во время катастрофы стремились подальше унести ноги от Чернобыля и от Киева. Годы спустя они вещают о неэффективности принятых решений и действий ликвидаторов. Каждый силен задним умом. Но ведь тогда решения надо было принимать сразу, а не ждать годы. Конечно, сейчас, когда в активной зоне реактора установлены и телекамеры, и другие средства контроля, можно говорить, что тысячи тонн, сброшенные вертолетчиками в реактор, принесли малый эффект: большая часть грузов не достигла активной зоны реактора. Но ведь они пытались в опаснейших условиях загасить огнедышащее жерло реактора и погибли — и это подвиг. Пожарники не дали распространиться возгоранию на всю станцию и погибли — это тоже подвиг. Десятки тысяч людей круглосуточно строили саркофаг, проводили дезактивационные работы, возводили заграждения на пути расползания радиации. И это тоже подвиг. Многие из них ушли из жизни, другие — инвалиды. Вообще о родине, стране, народе можно вести речь, если есть люди, способные во имя их на самопожертвование. А оно в Чернобыле было продемонстрировано в массовом порядке. Даже на войне можно остаться не раненым, в Чернобыле человек неизбежно должен был быть искалеченным. Тогда аварийную дозу облучения люди иногда получали за несколько часов или за несколько минут. Даже фронтовики, которые прошли Великую Отечественную войну, говорили, что Чернобыль был более тяжким испытанием для людей.
Высшая честь спасателя заключается в том, что его жизнь — это средство спасения других жизней. Это близко и к церковному пониманию цели и смысла жизни. Ликвидаторы, в большинстве своем — православные люди. Даже в то время шли в храмы, ставили свечи по погибшим товарищам. Украинская Православная Церковь не только увековечила память, но и укрепляет души людей. Ведь чернобыльская катастрофа и ее последствия опасны еще и тем, что радиация, прежде всего, поражает центральную нервную и вегетативную системы. Чернобыльцы, которые серьезно пострадали, это люди, находящиеся в постоянном депрессивном, гнетущем состоянии. Люди, которые постоянно испытывают не только моральные муки, но и самые настоящие физические. Укреплять их дух, поддерживать, давать им возможность выживать в этой ситуации — это то, что как раз и делает Украинская Православная Церковь.
Без дела нет веры. Чернобыльский мемориал был создан совместным трудом чернобыльцев и Церкви. Я могу сказать, что сейчас он стал местом паломничества, и не только чернобыльцев. Напротив находится загс Дарницкого района, и на мемориальной могиле чернобыльцев, и у памятного знака воинам-чернобыльцам, и у памятника героям-чернобыльцам — постоянно свежие цветы. Молодожены приносят эти цветы. К мемориальному комплексу приезжают чернобыльцы изо всей Украины. Плохо только то, что до сих пор этот мемориальный комплекс, а он церковно-памятный, не имеет единого собирательного памятника, который бы мог объединить все то, что там существует. Цель этого памятника — показать поступки тех, кто спасал людей, кто работал в тяжелейших условиях. Совсем недавно, две недели назад Блаженнейший Митрополит Владимир благословил предложения Союза Чернобыль Украины о создании всеукраинского национального чернобыльского мемориала. Мы хотим создать на базе чернобыльского храмового комплекса по-настоящему центр духовной, просветительной и благотворительной социальной работы. Это очень актуально для Дарницы, ведь левый берег Днепра вообще не имеет каких-либо исторических или культурных ценностей.
- Почему Ваша организация встала под омофор именно Украинской Православной Церкви, ведь в стране зарегистрировано столько конфессий — голова идет кругом…
- Не только Союз Чернобыль Украины, но и всеукраинские организации ветеранов Великой Отечественной войны, афганцев окормляются Украинской Православной Церковью. Есть старая поговорка: «кто на войне не был, тот в Бога не верует». Чернобыльцы признают то, что освящено веками, идет из глубин, что имеет под собой серьезнейшую духовную основу. Православие — это тысячелетняя духовная традиция нашего народа. Церковь не может быть создана указом Президента и не может быть зарегистрирована министерством юстиции. Это не кооператив. Должны быть благодать, каноничность для того, чтобы иметь право совершать таинства, крестить, венчать, исповедовать, отпевать. Мы считаем, что не должно быть искусственности в отношениях с Церковью — то, что сейчас делается. Ведь расколы, которые сейчас создаются, они внешние, они не изнутри Церкви идут. Они не идут от верующих. Они навязываются теми людьми, которые давно утратили любую популярность, доверие у народа Украины, хотя продолжают влиять на общественное мнение через средства массовой информации, но это уже разрушительная бездуховность.
Идет мощнейшее подавление славянской духовности, когда искажается, переписывается уже в который раз история, уничтожаются проявления украинской и русской государственности времен Киевской Руси. Для того чтобы сейчас на этой разрушительной волне бездуховности можно было создать не только политический, но и самый настоящий коммерческий капитал, используются многие преступные средства. Легче всего манипулировать мнением обманутых людей. Средством обмана служат самозарегистрированные церкви. В том числе — УПЦ-КП, которая под собой не имеет никакой каноничности, никаких корней, связи с истинным Православием. Это разрушительный обман, который тяжело переживается народом. Влияет на народ даже больше, чем Чернобыль. Чернобыль влиял на тело. А то, что происходит в результате подобных церковных расколов, несет на себе разрушающее влияние на души людей. УПЦ-КП, которая строится вопреки церковным канонам — это значительно хуже. Филаретовщина — это духовный распад человека и народа. Но я не думаю, что он будет длиться долго. Всегда срабатывают защитные механизмы — и духовные, и моральные. Если даже у Иисуса Христа один из апостолов был Иуда, это доказывает, что ложь достаточно жизнестойкое явление. На мой взгляд, это тоже испытание, которое нужно преодолеть и дать оценку.
Мы, как и ветераны войны, и афганцы защищали Родину. Мы за крепкую, цельную Родину, мы за свой народ. И те, кто разрушает народ, те, кто разрушает нашу Родину, понятно, что становятся явными нашими врагами. Не может человек воевать против фашизма и в это же время сочувствовать власовцам. Не может быть двуличия у защитника Отечества. Вот как у генерала Власова. Сначала он оборонял город Киев в 1941 году от немцев, а потом сдался в плен и стал организатором предательских дивизий в рядах фашистов. Конечно же, этот человек никогда не был цельным и духовным. И если вспомнить его поступки в Киеве: сколько офицеров были его волевым решением, по его приказу расстреляны за то, что якобы самовольно покинули позиции, несвоевременно выполнили приказ. Это человек, который свою принципиальность доказывает на других, и не считается с этими жертвами, уничтожая и подавляя чувство собственного достоинства. Так и Филарет. Он именем церкви совершал жестокие поступки, требовал послушания и ответственности от духовенства. Когда же ему пришлось выполнять то, что он требовал от других, то оказалось, что под личиной деспотичного архиерея скрывается жалкий, беспринципный, лживый конъюнктурщик, да еще и вороватый. И вокруг него кучкуются ему подобные, унсовцы, казачки. Такие ни в Афганистан, ни в Чернобыль не пойдут. Побить монахинь, разогнать православную общину, захватить храм, наняться в горячие точки и за деньги убивать людей — вот воинство Филарета. Кстати, в 2000 году они пытались захватить и чернобыльский храм. «Союз Чернобыль Украины» был вынужден их предупредить, что мы не Церковь, и проявлять смирение в решении этой проблемы не собираемся. После предупреждений и решительности общины эти самозванцы-казачки убрались из нашей церкви.
- Как Вы с этой точки зрения оцениваете Архиерейский Харьковский собор, 10-летие которого мы сегодня празднуем?
- Я считаю, что Церковь на Харьковском Соборе восстала от рабства. Харьковский Собор был шагом к духовному оздоровлению украинского народа, такие решения нужно было сразу принимать. Его действия носят долговременный характер, отрезвляют украинский народ, вооружают его и укрепляют верой в торжество справедливости. Конечно, и сейчас за Украину нужно бороться, и без участия Украинской Православной Церкви это невозможно. Блаженнейший говорит: Бог с вами будет, если вы будете совершать поступки, угодные Богу. Только тогда Бог поддержит Украину. По-моему это чрезвычайно актуально и сегодня.
То, что именно Блаженнейший Митрополит Владимир, человек высокодуховный, культурный, образованный, поступки которого имели перспективу в будущем, стал архипастырем украинского православного народа — это очень важно. Знаменательно, что сколько ни пытались воспрепятствовать приезду Блаженнейшего в Украину, ничего из этого не вышло. Опять-таки, здесь действовала политика, а не духовность, вера. Пытались, используя бандитские методы, воспрепятствовать приезду, но не получилось. Ворвались в Лавру, пытались захватить духовную святыню украинского народа но, вопреки власти, против боевиков встали люди. Опять не получилось. И сейчас очень много сторонников, которые хотели бы поддержать Церковь не только крестными ходами, молитвами, но и конкретными поступками. Однако на пути — сильнейшая вера Блаженнейшего в то, что Церковь — Божья, а значит, Бог не допустит надругательства над нашей Церковью. Войско Запорожское низовое постановило вернуть Украинской Православной Церкви храмы, незаконным путем захваченные. Блаженнейший не позволяет допустить насилия над врагами. Это глубочайшая, наверное, Божественная духовность, которая может быть и не всегда в согласии с моими мыслями о справедливости, за которую нужно бороться, драться, нужно доказывать, если понадобится, то и в бою.
Ведь Церковь не всегда была только молитвенной. Можно вспомнить Куликовскую битву. Ведь кто духовно укрепил и поднял полки на Куликовскую битву? Преподобный Сергий Радонежский. Он дал Дмитрию Донскому двух своих монахов, один из которых — Пересвет без всяких защитных доспехов вышел на битву с Челубеем, закованным в панцирь, и победил его. На тот момент Русская Православная Церковь была воинствующей, спасла весь народ, вернула ему честь, достоинство. Но Блаженнейший говорит, что раскольники не враги, а наши заблудшие братья…
Его Блаженству в юбилей его пребывания на престоле Киевских первосвятителей хотел бы пожелать многих пастырских лет, активных духовных трудов. Его мироносная деятельность обеспечила то, что, в отличие от других стран бывшего Советского Союза, где уже пролилась кровь на религиозной почве, в Украине такого не было. И сегодня мы нуждаемся в его слове и совете. Ибо должна возрождаться духовность украинского народа, восстанавливаться Отечество, должна быть далекая перспектива у наших людей.
Дионисий Мартышин. Гомеопатия: шарлатанство или врачевание?
Виступ голови Держдепартаменту з питань виконання покарань генерал-лейтенанта В. А. Льовочкіна