Архимандрит Антоний. Христианин и государственная власть.
Христианин и государственная власть
Экзегетический комментарий на послание к римлянам (13;1-7)
Архимандрит Антоний (ПАКАНИЧ),
кандидат богословия
Апостол Павел призывает римских христиан пребывать в послушании государственной власти. Возможно, как полагают некоторые исследователи Священного писания, такое наставление продиктовано известием о некоторых случаях неповиновения. Апостол языков был римским гражданином и ценил это звание (Деян.16,37;22,25). Его верный спутник — дееписатель Лука постоянно подчеркивал лояльность апостола по отношению к власти (Деян. 17,6-9; 18,12-17). «К такой же лояльности св. Павел призывает и своих римских читателей».
Исследуя Рим. 13,1-7, необходимо учитывать, что время, когда апостол Павел писал в Рим (около 58 года), — весьма благоприятствовало такой оценке римской государственной власти. К концу века положение изменилось. Для тайнозрителя в Апокалипсисе, Рим – это Вавилон, великая блудница (Апок. 17 гл.), а память о Нероне дает материал для образа зверя (13; 17,8-11). Но и в эпоху начавшихся гонений апостол Петр призывал христиан оказывать послушание носителям власти (1 Пет. 2,13-17).
Христианство никогда не было сторонником политической или социальной революции. У него совсем другая задача. Церковь должна приводить людей к Богу и Богообщению. Каждый член Церкви «является Божиим домостроителем». Тем не менее, всякий христианин гражданин того или иного государства, задачи которого в основном определяются устроением земного благополучия своих подданных. Поэтому вопрос о взаимоотношениях христианина, как «Божьего домостроителя», с земными властителями, (тем более, что последние не всегда бывают единоверными, а иногда и богоборцами), с самого зарождения христианства очень актуален.
По общему мнению наших экзегетов, в Рим. 13;1-7 святой Апостол говорит только о принципе «христианской жизни», не входя в подробности этого вопроса. Живя в государстве, христианин должен руководствоваться тем, что сама по себе власть не есть нечто извне навязанное человечеству. Законы общественности, а стало быть, и государственности и политики развиваются из психологического источника. Власть есть внутренняя необходимость человека в его общественном состоянии, она вытекает из глубин человеческого духа. Ее целью есть правда, как выражение человеческой жизни, и общее благо. «Напротив, безначалие везде есть зло, и производит замешательство». «В истории, — пишет Л. Тихомиров, — мы знаем лишь очень относительные случаи анархии, но и в них человечество становится жертвой таких бедствий, что готово подчиниться скорее какой угодно жестокой и несправедливой власти, лишь бы только ее господство дало общий для всех и всем известный порядок.
Власть, как порядок, есть Божественное учреждение (Рим. 13;1). В этом смысле ей принадлежит священная неприкосновенность, ибо все, что творит Бог — «добро» (Быт.1). Поэтому Апостол и увещевает подчиняться власти: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13;1). То есть, всякая власть от Бога: добрые правители поставляются Богом — «та власть от Бога, которая поощряет добро и наказывает зло», а «худым Бог попускает быть начальниками за грехи людские». Протоиерей А.М. Иванцов-Платонов отмечает, что «во всяком народе известная форма государственного устройства, законодательства и управления не есть явление случайное, но находится в тесной связи с нравственными свойствами и расположениями самого народа… Процветание народной жизни под управлением государей мудрых и добрых, и упадок ее, при государях нечестивых и безнравственных, независимость народа, или порабощение его другим народом, находятся в тесной связи с нравственным расположением народа, служат справедливым возмездием нравственной доблести или нравственной вины его».
Апостол Павел допускает возможность правителям, как охранителям безопасности, порядка, права и свободы граждан, использовать силовые формы правления (Рим.13,2-4). «О царях, князьях и судьях, — пишет преподобный Иосиф Волоцкий, — говорят святые апостолы о том, что они получили власть от Господа Бога для наказания преступников и для поощрения делающих добро».
Однако государство только на тоталитарных методах управления долго не устоит. «Никогда еще, — замечает известный мыслитель И.Ильин, — страх не воспитывал правосознания, и рабский порядок жизни не вел людей к свободному повиновению. Нигде еще и никогда тирания не поучала граждан чтить закон и право и не прививала им добровольной лояльности». Поэтому апостол Павел наставляет повиноваться не из страха наказания, но и по совести (Рим. 15;5). «Честным, верным, законопослушным можно быть только самому, по личной убежденности, в силу личного решения, по зову личной чести и совести, из чувства собственного достоинства, на основе крепкой веры в Бога».
Как гражданин, христианин должен быть лояльным к любому правительству. Так поступали первые христиане во времена страшных гонений, молясь о своих гонителях, языческих властях. Этими побуждениями руководствовались и христиане XX века. И причина здесь не в приспособленчестве.
Христианство исходит из того, что всякая борьба против власти движется страстями, и, как таковая, не только стремится умерить деспотизм, прекратить бесправие и злоупотребления исторической власти, но она расшатывает и ослабляет сам принцип власти. «Не уважать свою власть, пишет И.Ильин, — есть не признак «критического ума» и «свободы мысли», это есть сущее несчастье, грозящее предательством и разложением».
Тем не менее, христианин не является безмолвным винтиком государственной машины. При всей своей лояльности к властям он имеет «право суждения» о ее действиях. Апостол Павел сам показывал пример такого отношения к действиям властей (Деян. 16;36-37; 22-25).
Рассматривая наставления святого апостола подчиняться властям по совести (Рим. 15;5), необходимо иметь в виду то, что совесть у христианина имеет ярко выраженную волю Христову. Поэтому, если требования властей противоречат требованию совести, то христианин обязан более повиноваться голосу совести, чем требованиям властей (Деян. 4;19). Если мы имеем «страх пред Богом…, — говорит блаженный Феофилакт, — то мы не должны повиноваться царям, когда они приказывают что-либо безнравственное. Ибо страх Божий умеет побеждать и почтение к царям». А. Лопухин считает, что «право неисполнения повелений власти предоставляется апостолом только и исключительно в делах религии, когда государственная власть начинает деспотическими мерами искоренять
истинную веру».
Таким образом, христианин осознавая свое истинное предназначение: быть гражданином «Небесного града», должен стоять за свою веру, «не уступая ни на шаг». В то же время, каждый должен помнить, что путь к «Небесному граду» лежит через «земное царство», и будучи его гражданином, христианин обязан руководствоваться словами Спасителя: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф.22,21).
Архимандрит Иоанн (Экономцев). Значение православной культуры для семьи и школы