Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Протоиерей Дионисий Мартышин. Вопросы нравственного воспитания молодежи в опыте Православной Церкви

Сегодня необходимо показать и раскрыть молодому человеку, что Православие — это полнота бытия, это непрестанный путь познания, духовной радости, кардинальное преобразование жизни и мышления, богатство религиозной традиции.
Протоиерей Дионисий Мартышин, преподаватель КДА и С

Сама выше названная проблематика у обыкновенного молодого человека, как правило, незнакомого с опытом и жизнью Церкви, уже вызывает уныние и отвращение. Для молодежи вопросы о нравственности и этике ассоциируются с известным морализмом, нотациями и беседами, вроде того, «что такое хорошо, а что такое плохо». Возможно, это и печально, но факт остаётся фактом: у семинаристов и студентов, окончивших духовные школы, надолго остается «аллергия» на такие слова как покаяние, смирение и послушание. Тем более светскому молодому человеку трудно объяснить значение аскезы и законы духовно-нравственного возрастания вне реальности его встречи с Богом и обновляющейся радости Евангельского Откровения.
Конечно, можно закрыть глаза на существующие проблемы современного человека, противоречия его внутреннего мира и заниматься только научно-методической базой, кредитно-модульной системой, научно-исследовательскими работами по педагогике, воспитанию, игнорируя преображающую силу и Традицию Православной Церкви. Но тогда мы и ограничимся только академическими интересами и проведением конференций, круглых столов, где все, как правило, звучит идеально, гладко, концептуально и актуально, но безжизненно и отвлеченно. Для обеспечения нормальной, полноценной человеческой жизни, как никогда, необходимо восстановление утраченной связи научного знания с литургической жизнью Церкви Христовой. В литургической традиции Церкви происходит интеллектуальное и духовное объединение, в опыте церковной жизни происходит актуализация единства богословия и этики. Сложность восприятия этих идей связана с тем, что с одной стороны, к наследию Церкви относятся как к археологии или национально-историческим артефактам, а с другой стороны, церковные институции, стараясь угодить современной тенденции интеллектуализма, впадают в схоластику и отвлеченную философскую проблематику поиска смысла жизни или в психологию мотивации. А вследствие такого взгляда на религию духовная жизнь в лучшем случае для молодого человека, незнакомого с основами веры становится «тайной мистикой», «эзотерикой», ценным старинным антиквариатом или, что еще хуже, просто методикой по улучшению жизни.
Многовековой опыт Православной Церкви является важным фактором в социальном развитии общества. Православие — это живой путь Богообщения, основанный на реальной практике и опыте строительства человеческой жизни в свете Божественного Откровения. Православное богословие не выходит из доказательств бытия Бога, не обращает людей к философским концепциям и метафизическим доктринам. Церковь ставит современного человека перед Евангелием Иисуса Христа, открывает ему возможность полноценной, насыщенной жизни с Богом и ждет от него свободного жизненного поворота в сторону Евангельской радости и полноты бытия. Встреча с Живым Богом — это начало богословского, философского и этического осмысления собственного бытия и жизни всего социума, это основа творческой духовной динамики. Но в истории педагогики и духовного образования мы имеем разные подходы к этическому осмыслению жизни. Например, для многих светских педагогов и даже отдельных православных преподавателей христианская этика — это чисто правовая и юридическая система, под влиянием которой происходит, как принято говорить, идеологическое воспитание молодежи. Безусловно, светская этика достигла научности, методологической базы и философской стройности, но ценой обособления от практического богословия и мистического молитвенного опыта. Произошло пленение и порабощение богословия рациональной схоластикой и морализмом, оторванного от мистического опыта духовной жизни. Нельзя не согласиться со словами знаменитого современного греческого философа и богослова Христоса Яннараса: «В европейской христианской традиции Бог действительно был убит богословами, философами-идеалистами и религиозными институтами. Они превратили Бога в мертвое понятие, постигаемое исключительно разумом, в интеллектуальный объект, существование которого доказывается путем отвлеченных рассуждений и рациональной аргументации. Бог стал недоступен для человеческого опыта, то есть закончилась непосредственность Его отношений с человеком». С этого момента рационализация богословия вытеснила живой литургический и эсхатологический опыт преображения бытия человека, произошла утрата подлинного богословского мышления.
Сегодня необходимо показать и раскрыть молодому человеку, что Православие — это полнота бытия, это непрестанный путь познания, духовной радости, кардинальное преобразование жизни и мышления, богатство религиозной традиции. Можно привести опыт из эмпирики. Православие — это солнечные лучи, наполняющие светом темную и сырую комнату, свет истины и откровения, поглощающий тьму невежества и мракобесия. Но для морализаторской идеи, как правило, для духовных ваххабитов — террористов от морали, ортодоксов от обряда, православие — это изоляция, темные шторы на окнах и существование во мраке запретов, ограничений и постоянных табу. Православное богословие, не только подчеркивает необходимость и актуальность интеллектуальной работы, но и настаивает на первоочередной задаче: очищение сердца, преображение жизни и изменение ума в христологическом направлении. Православное богословие — не теория развития мира, не метафизическая концепция, а выражение и формулирование церковного опыта Богопознания.
Исторические, политические, экономические и культурные ориентиры подрастающего поколения, живущего в контексте нынешнего быстро меняющегося мира, в условиях информационной, идеологической манипуляции и политической спекуляции должны формироваться на незыблемом фундаменте вероучения Православной Церкви, а не на песке отвлеченных концепций современной философии, психологии, идеологических штампов и секулярной этики. В Православной Церкви проблема человеческой нравственности всегда отождествлялась с вопросом об истине существования человека. В учении Церкви нравственность человека — это реализация полноты бытия, а безнравственность — поражение, промах, искривление своего призвания и миссии человека на земле, возложенной на него Творцом. Говоря иначе, нравственность непосредственно связана с событием спасения человека. Быть спасенным — означает обрести мир, покой, тишину, радость и гармонию бытия. Именно спасения требует человек, а не условного нравственного усовершенствования характера и поведения. Вот почему исходной этической проблемой для Церкви является свобода морали, нравственная свобода от любой формальной оценки человеческого поведения со стороны только идеологических или общественных институтов.
Согласно традиции Православной Церкви, мы определяем нравственность, как полноту жизни человека в Боге, добродетели и святости. Вот почему в богословии Православной Церкви, стремление познать истину о человеке и его нравственности, связано с познанием Истинного Бытия, с познанием Бога. В жизни Церкви Бог обнаруживает Себя основанием и реализацией подлинного бытия. Церковное бытие, спасение человека конструирует и моделирует сам Бог, как Живая Личность и наш Небесный Отец. Иначе говоря, Церковь отождествляет истину бытия не с интеллектуальными формулами и этическими правилами, а с реальностью существования Бога. Бог, присутствие Которого переживает Церковь, обнаруживает Себя в истории как Личностное Существование, как сила, неповторимость, свобода и полнота жизни. Бог является личностью, и разговаривает с человеком в молитве и таинствах церковных.
Идеал христианской этики, требует радикального преображения жизни каждого христианина. Чтобы следовать христианской этике, недостаточно будет переформулировать те или иные академические богословские и философские понятия: понадобится восстановить самосознание Православной Церкви как эсхатологического народа Божьего, прообраза полного исцеления мира властью Божьей. Церковь должна быть общиной, живущей силой, дарами искупления, обожения и освящения, являющей собой образ нового творения, обещанного Богом. В мире, в котором только ленивый не говорит о «падении нравов», «нравственном кризисе», «обществе без морали», «конце добродетели», полезно напомнить о том, что нравственность вечно «ухудшалась», но так и не исчезла окончательно, так как, источником святости и нравственности является сам Бог.
И вот, когда молодой человек, созидая свою жизнь, ищет идеалы и нравственные ориентиры, очаровывается, а затем разочаровывается в литературе, поэзии, музыке, философии, политике, моде и телевидении, ему важно указать духовный вектор непреходящей правды и истины, неиссякаемый источник религиозного познания — богословие Церкви. «Можно ли иначе понять особый характер теологии среди всех прочих наук, — размышляет швейцарский богослов Карл Барт, — кроме как исходя из того, что она никоим образом не вправе терпеть поражение там, где другие науки в этом отношении кажутся потерпевшими поражение». Только сражаясь за Христа, преодолевая цинизм, скептицизм, уныние и отчаяние, проходя пустыни одиночества, христианин становится воином Бога и его Правды. Церковь Христова непрестанно возрождается силой самого Христа и в период гонений и в эпоху отступлений от веры. Мораль Церкви, задающая высокий смысл жизни и идеальную проекцию нравственного мира, рассматривается Православием в связи с динамикой духовной жизни, руководимой Духом Святым.
Церковь всегда выступала могучим импульсом социальной регуляции традиционного общества, осуществляя духовную проекцию, подпитывая способность личности и социума к самообновлению нравственных смыслов, т. е. задавая историческому развитию нравственную перспективу. Не только церковные общины, но и другие санкционированные Церковью сообщества стали определенными носителями нравственного начала, формами, в которых существовала общественная мораль. А эти вопросы сегодня как никогда волнуют людей всего мира. И особенно волнуют они православных богословов, которые в течение долгих десятилетий были в духовной изоляции, в храмовой резервации, оторваны от общественных процессов, от образования и средств массовой информации. Первостепенное внимание к нравственным вопросам — это фундамент выживания современного общества и базис преодоления любых мировых как финансово-экономических, так и духовно-нравственных кризисов человечества.