Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Андрей Осипов. Имущество Церкви как объект рейдерского интереса государства

Все имущество церковных и религиозных общин в Украине было признано государственной собственностью. Поэтому у хозяйственных судов нет оснований для удовлетворения исковых требований религиозных организаций в соответствующие государственные органы о признании права собственности на культовые здания и имущество.
Андрей Осипов,
адвокат

Национализация — передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам. Может осуществляться через безвозмездную экспроприацию, полный или частичный выкуп. Согласно ст. 235 ГК РФ национализация проводится в порядке, установленном федеральным законом. Поскольку такой закон в настоящее время не принят, национализация в России проводиться не может. Навряд ли тогда у кучки большевиков-упырей был подобный закон.
19 января 1919 года в Харькове был издан Декрет Временного рабоче-крестьянского правительства «Об отделение церкви от государства и школы от церкви», в соответствии с пунктом 13 в Украине все имущество церковных и религиозных общин было объявлено народным достоянием, то есть стало собственностью государства. А пунктом 12 Декрета закрепили, что «никакие церковные и религиозные общины не имеют права владеть собственностью». Пунктом 4 – что храмы и предметы религиозных обрядов и богослужения перешли в ведение и на учет местных советов народных депутатов районного и городского уровня и за их постановлениями могли передаваться в пользование религиозных обществ (общин)
Следующим Декретом Совета Народных Комиссаров Украины от 17 мая 1919 г. «О передаче имущества монастырских, церковных и других религиозных учреждений» в введение Народного комиссариата социального обеспечения было передано все имущество церковных монастырских учреждений всех культов, кроме храмов и предметов, предназначенных для богослужения, земель и лесов, имений и зданий сельскохозяйственных с живым и мертвым инвентарем, сельскохозяйственным и племенным и продуктивным животноводством; предприятий, связанных с сельским хозяйством и промышленностью.
3 апреля 1920 года, согласно Декрету Совета Народных Комиссаров УССР «О национализации всех бывших церковных, монастырских, удельных, городских и помещичьих земель», все земли и леса, принадлежащие монастырям, без всякого выкупа были объявлены собственностью государства и перешли на учет и в ведение местных лесных органов.
Постановлением Народного комиссариата просвещения Украины «О духовных училищах и семинариях» от 15 февраля 1919 все духовные училища и семинарии с имуществом и кредитами перешли в ведение и на учет Народного комиссариата просвещения и были перепрофилированы в общеобразовательные школы. Предприятия, принадлежащие церкви, были национализированы вместе с другими в государственную собственность.
Весь этот грабеж был закреплен в статьях 360-375 Административного кодекса УССР от 12 октября 1927 г. В соответствии со ст. 366 этого кодекса молитвенные здания специального типа и культовое имущество, находящееся на учете органов Советской власти, являются государственными (за исключением имущества, его частные лица временно передают религиозным общинам). Теперь Церковь свое имущество могла взять в бесплатное пользование у государства на договорной основе, отношения между Церковью и государством регулировались нормами статей 324-331 ГК Украины и условиями договора.
21 августа 1985 г. Указом Президиума Верховного Совета УССР «О признании некоторых законодательных актов Украинской ССР, утративших силу в связи с введением в действие Кодекса Украинской ССР об административных правонарушения» был отменен ряд статей Административного кодекса УССР 1927 г. Иными словами государство могло бы вернуть Церкви имущество, тем более, что есть правовой механизм, но по понятным причинам этого не сделало.
5 ноября 1991 г. постановлением № 311 Кабинета Министров Украины «О разграничении государственного имущества Украины между общегосударственной (республиканской) собственностью и собственностью административно-территориальных единиц (коммунальной собственностью)» государственная собственность, к которой принадлежало и культовое имущество, была разделена на общегосударственную и соответствующие уровни в зависимости от административно-территориального устройства Украины (областная, Республика Крым, городская, районная, районная в городе, сельский и поселковый).
Потом различными президентами был приняты ряд распоряжений и указов. Указом Президента Украины № 125 от 4 марта 1992 года «О мерах по возвращению религиозным организациям культового имущества» постановили в течение 1992-1993 годов осуществить передачу религиозным общинам в собственность или безвозмездное пользование культовых зданий, используемых не по назначению.
22.06.1994 г. – Указ Президента Украины «О возвращении религиозным организациям культового имущества» .
14.02.2002 г. – постановление Кабинета Министров Украины «Об условиях передачи культовых зданий — выдающихся памятников архитектуры религиозным организациям».
21.03.2002 г. – Указ Президента Украины «О неотложных мерах по окончательному преодолению негативных последствий тоталитарной политики бывшего Союза ССР относительно религии и восстановления нарушенных прав церквей и религиозных организаций».
27.09.2002 г. – распоряжение Кабинета Министров Украины «О перспективном плане неотложных мер по окончательному преодолению негативных последствий политики бывшего Союза ССР относительно религии и восстановления нарушенных прав церквей и религиозных организаций».
Статьей 17 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях» определено, что религиозные организации вправе использовать для своих нужд здания и имущество, предоставляемые им на договорных началах государственными, общественными организациями или гражданами. Культовые здания и имущество, которые составляют государственную собственность, передаются организациями, на балансе которых они находятся, в безвозмездное пользование или возвращаются в собственность религиозных организаций безоплатно по решениям областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, а в Республике Крым — Правительства Республики Крым.
Но что же мы видим в реальности? А в реальности – полный правовой нигилизм чиновников всех уровней в этом вопросе. Конечно, теоретически религиозные общины пытаются в судебном порядке возвращать свое имущество, но в действительности сформирована соответствующая судебная практика, которая не на пользу Церкви.
Разъяснением Высшего арбитражного суда Украины N02-5/109 от 29.02.96, пунктом 9.8 доходчиво объяснили следующее: «До введения в действие Закона все имущество церковных и религиозных общин в Украине было признано государственной собственностью согласно статье 366 Административного кодекса Украинской ССР 1927 года. Указанное законодательство не было признано недействительным со дня его принятия, то есть таким, что не породило правовых последствий. Поэтому государство в лице органов, предусмотренных в статье 17 Закона, является
надлежащим владельцем культовых зданий и имущества. Согласно статье 4 Закона Украины «О собственности» указанные государственные органы имеют право владеть, пользоваться и распоряжаться этими зданиями и имуществом, а также совершать в отношении этих имущественных объектов любые действия, не противоречащие закону. Поэтому у хозяйственных судов нет оснований для удовлетворения исковых требований религиозных организаций в соответствующие государственные органы о признании права собственности на культовые здания и имущество или об обязательствах этих органов передать указанные здания и имущество в собственность или в пользование, поскольку иное решение нарушает право государственной
собственности, исходя из содержания действующего законодательства»
По факту сложившаяся ситуация звучит примерно так: «Я имею право? – Имеете, А могу? – Нет, не можете». Кучка меньшинства под названием большевики путем грабежей и разбоев незаконно забрала церковную собственность, которая создавалась не путем крестовых походов, а пожертвованиями благотворителей и трудами священников, монахов и мирян.
А сегодняшняя власть, ссылаясь на статью 366 Административного кодекса Украинской ССР 1927 года, которая незаконна, аморальна и написана кровью православного священства, делает все, чтобы манипулировать вопросом церковного имущества и Церковью в целом. Издает массу нормативных актов о возвращении культового имущества, но при этом через судебную систему не собирается что-либо возвращать. Воистину иезуитский подход!
Такая неопределенность в первую очередь выгодна системе власти вместе с «народными» избранниками потому, что у рейдеров аппетитам нет предела. Мы неоднократно были свидетелями, как дают, а потом забирают промышленные гиганты и прочие стратегические объекты. Теперь эта рейдерская тактика апробируется на церковном имуществе.
Группой депутатов-националистов – В. Яворивским, В. Деревляным, Я. Кендзьором и М. Косивом – подготовлен проект постановления «О сохранении комплекса Киево-Печерской лавры и дальнейшем развитии Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника». Этот документ уже прошел обсуждение в комитетах Рады по вопросам культуры и духовности, по строительству, градостроительству, жилищно-коммунальному хозяйству и по региональной политике. Даже комитет Рады по вопросам регламента, депутатской этике и обеспечению деятельности Верховного Совета поучаствовал в обсуждении законопроекта. Теперь документ ждет голосования на самой Верховной Раде, чтобы обрести силу закона.
Суть законопроекта «О сохранении комплекса Киево-Печерской лавры и дальнейшем развитии Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника» сводится к следующим положениям:
1. Передать весь комплекс Киево-Печерской лавры в государственную собственность и в сферу управления Министерства культуры и туризма Украины.
2. Рассмотреть возможность включения в структуру Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника Музея книги и книгопечатания Украины, Государственной исторической библиотеки Украины и других музеев с целью создания единого музейного комплекса на территории Киево-Печерской лавры.
3. Приостановить согласование каких-либо работ.
4. Разработать и утвердить государственную программу сохранения комплекса Киево-Печерской лавры и развития Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника, в частности предусмотреть средства Государственного бюджета Украины на существенное укрепление материально-технической и научной базы заповедника.
По всей видимости, неймется ответственным лицам забрать то, что им не принадлежит, ну и при этом еще и на туризме с коммерческой арендой заработать. Аналогичная аморальная технология применяется по отношению к Почаевской лавре. Депутаты облсовета Тернопольской области, на территории которой и находится Почаевская лавра, приняли решение создать некую временную контрольную комиссию, которая должна проверить законность передачи Почаевской лавры в пользование Украинской Православной Церкви Московского патриархата.
Сейчас пытаются отобрать землю у Китаевского монастыря, и в целом по всей Украине таких примеров очень много. Уверенно можно сказать, что рейдерский технологии при молчаливой поддержке государства и странном законотворчестве «избранников» активно стали применяться по отношению к Церкви.