Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Крестный ход глазами православного журналиста

КРЕСТНЫЙ ХОД ГЛАЗАМИ ПРАВОСЛАВНОГО ЖУРНАЛИСТА

19.03.2002. ЗАВЕРШИЛСЯ КРЕСТНЫЙ ХОД ПО УКРАИНЕ С ЧАСТИЦЕЙ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО
АГАПИТА КИЕВО-ПЕЧЕРСКОГО — ВЫДАЮЩЕГОСЯ ПОДВИЖНИКА И ЛЕКАРЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Начавшись 15 февраля, крестный ход за месяц посетил Харьковскую, Луганскую, Донецкую, Горловскую, Днепропетровскую, Запорожскую, Симферопольскую, Херсонскую, Николаевскую и Одесскую епархии Украинской Православной Церкви. Сопровождавшие святыню насельник Киево-Печерской Лавры игумен Феодор и администратор крестного хода Вадим Козик передвигались на специальном автомобиле. Прибытие мощей святого Агапита в епархии стало для местных жителей подлинным духовным торжеством. К святыне приложились десятки тысяч людей, в том числе множество тех, кто еще не считает себя воцерковленным, но кого привели в храм скорби или они в искреннем духовном поиске. Своими впечатлениями с нашим корреспондентом поделилась участница крестного хода журналист Лариса Козик.

Лариса, расскажите, пожалуйста, как возникла идея проведения этого крестного хода?
Партия «Женщины за будущее Украины» высказала пожелание провести свою массовую акцию. Решили сделать что-нибудь полезное для Церкви: ведь именно эта партия не так давно уже помогла нашим согражданам соприкоснуться с великой святыней — честной главой святого апостола Андрея Первозванного, оплатив ее доставку в Киев из Греции на самолете. Не все православные жители Украины смогли приехать тогда в столицу для поклонения святыне, а между тем в стране так много больных и страждущих людей, чья жизнь отравлена унынием, увлечением сектантскими учениями или экстрасенсорикой. Поэтому возникла идея провезти по Украине мощи одного из наших древнерусских святых. И Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир благословил проведение крестного хода с такой святыней. И именно Блаженнейший Митрополит указал на мощи преподобного Агапита Печерского — первого известного по имени древнерусского лекаря, которого ученые мужи сравнивают с Гиппократом и другими величайшими целителями, известными в мировой истории.
В свое время для утешения тех, кто приходил приложиться к мощам святого апостола Андрея, «Женщины за будущее» напечатали иконочки этого Угодника. Теперь же издали и более миллиона иконок преподобного Агапита. Практически все они были розданы, что и позволяет судить о количестве приложившихся к мощам людей. Интересно, что сначала был отпечатан только миллион, но еще в Симферополе, когда крестный ход проделал примерно две трети своего пути, стало ясно, что не хватит, и тогда допечатали еще 200 тысяч. Благотворителями крестного хода были оплачены и необходимые для доставки святыни с места на место бронированный микроавтобус с двумя телохранителями. Приятно было, что, сделав для крестного хода так много, «Женщины за будущее» ни разу не привнесли в это святое действо духа предвыборной гонки, т.е. нигде не вели предвыборной агитации. Усердием прихожанина киевской Ионинской обители Феодора Зернецкого был подобран ковчежец для перста от мощей святого Агапита. Везти святыню владыка Павел поручил насельнику Лавры игумену Феодору. Моего сына Вадима назначили администратором крестного хода.

По какому принципу были определены дни проведения и маршрут крестного хода?
Крестный ход отправился в путь 15 февраля, в праздник Сретения Господня, после совершения в Киево-Печерской Лавре ее наместником епископом Вышгородским Павлом напутственного молебна. Из истории Православной Церкви известно, что во время эпидемий именно на Сретение служили в церквах заздравные молебны об избавлении от этих бедствий, что приносило страждущим облегчение. Поэтому крестный ход с мощами святого лекаря был начат в день Сретения. Помимо областей, которые успел посетить крестный ход — Харьковской, Луганской, Донецкой, Днепропетровской, Запорожской, Херсонской, Николаевской, Одесской и Крыма, — предполагалось включить в маршрут и ряд других, но обратили внимание на то, что до Великого поста остается не так уж много времени, и потому сократили время крестного хода.

Как встречали его в епархиях?
Прежде чем рассказать, как отозвалось это событие среди верующих, мне хотелось бы обратить внимание на еще одно интересное явление. Когда крестный ход прибыл в Харьков, местное ГАИ выделило свою машину сопровождения. Водитель «довел» машину с мощами до определенного пункта в городе, а потом вдруг отказался сопровождать ее, сославшись на занятость, да еще и нагрубил. Но, отправившись по своим делам, он попал в аварию и, отделавшись легким испугом, позаботился об организации сопровождения крестного хода до самой границы области. Когда же святыню везли по Харьковщине, то какой-то «крутой» все время пытался обогнать автоколонну крестного хода и пристроиться к сопровождению. Поведение этого водителя, игнорировавшего предупреждения милиции, было похоже на вызывающую браваду. В конце концов, он все-таки обогнал автоколонну, но немного позже участники крестного хода увидели машину лихача перевернутой…
Цепочка названных происшествий насторожила телохранителей. Хорошие ребята, однако они не были воцерковленными людьми. И потому, чувствуя себя такими «солидными», но везущими по стране какую-то «шкатулку», относились в душе к происходящему со снисхождением и даже юмором, хотя внешне старались «держать марку». Теперь же они начали осознавать, что участвуют в чем-то очень серьезном. Все глубже проникаясь атмосферой крестного хода, стали не только креститься, но приобрели и надели нательные кресты, а также купили православную литературу, чтобы осмыслить то, к чему они прикоснулись.
Что же касается встречи мощей преподобного Агапита в епархиях, то по всему пути следования святыни совершалось настоящее торжество Православия. В областные центры во множестве съезжались люди из разных районов, а если поздно узнавали о прибытии мощей, то потом догоняли крестный ход на автобусах. Делал крестный ход остановки и во многих райцентрах. В некоторых епархиях святыню встречало и сопровождало казачество, оно помогало обеспечить порядок. Из-за огромного числа приходивших к мощам людей случались задержки с выездом в дальнейший путь, и потому даже правящие архиереи ожидали святыню по несколько часов. Например, архиепископ Луганский и Старобельский Иоанникий ждал четыре часа, архиепископ Запорожский и Мелитопольский Василий — около двух. А потом владыки почти не отходили от мощей, читая акафисты. В епархиальных центрах совершались общегородские крестные ходы. Их маршруты составлялись таким образом, чтобы как можно больше людей увидели: мы — православная страна, и наша тысячелетняя вера жива вопреки засилью сектантства! Постоянно ощущалась какая-то воодушевляющая радость. Простояв в очередях много часов, люди выходили просветленные. Было видно, что многие, хоть и не знают правил поведения в храме, но жаждут найти там успокоение своим измученным душам.
Самое большое паломничество к святыне наблюдалось в Луганской епархии. Сюда, в отличие от Днепропетровска и Запорожья, киевские святыни еще не привозили. К мощам святого Агапита устремилось просто море народа. К кафедральному собору выстроилась 300-метровая очередь. Когда святыню увозили, то еще оставалось много паломников, и ковчег пронесли над всеми, кто не успел приложиться. А отъезжавшую машину люди чуть не подняли, чтобы нести на руках! Всего у святыни на Луганщине побывало более 15 тысяч человек.
Поскольку во многих епархиальных центрах до сих пор нет крупных кафедральных соборов, крестный ход посетил и места возведения этих храмов — в надежде, что строительные работы ускорятся и местные власти еще раз увидят, как много наших граждан нуждается в храмах.
Во время крестного хода совершались чудеса исцелений. Участники хода наблюдали и то, как к святыне не могли приблизиться бесноватые, которые начинали сильно кричать. Их окропляли освященной водой. Хочется вспомнить несколько случаев, о которых рассказывали сами архиереи, ставшие свидетелями исцеления своих знакомых прихожан. У ребенка одной ревностной прихожанки в Луганске нарастала на голове большая опухоль, приводившая бедную мать в ужас. Уже всерьез думали об операции. Эта раба Божия пришла с чадом к мощам преподобного Агапита и молилась до поздней ночи, а затем вторично явилась в храм утром и сообщила: «Шишка падает!» После этого они находились у мощей все утро, и опухоль рассосалась полностью. В Днепропетровске у мощей исцелился человек, который из-за паралича ноги ходил с костылем. И там же сподобился исцеления прихожанин, который осенью повредил себе позвоночник и пролежал всю зиму, а теперь был привезен родными в коляске. Во время чтения архиепископом Днепропетровским и Павлоградским Иринеем акафиста этот человек попросил, чтобы ему помогли встать на ноги. Вышел он из храма уже самостоятельно. Еще одно чудо произошло в Херсоне. Водитель машины сопровождения страдал недомоганием в плечевом и коленном суставах после травмы и бронхитом, но, приложившись к мощам, обрел исцеление. Крестный ход еще не был завершен, когда Блаженнейший Митрополит Владимир, узнав об исцелениях, передал игумену Феодору благословение записывать происходящие чудеса. И вот, что интересно: накануне крестного хода игумен Феодор получил приглашение посетить Грецию и готовился к поездке, а тут вдруг ему дали совсем иное послушание, и он отправлялся с крестным ходом не очень-то радостный, но потом, потрясенный всем пережитым, говорил: «Какого счастья сподобил меня Господь!»
С величайшей благодарностью воспринимая нынешний крестный ход, православные жители Днепропетровска предложили провести подобный со стопой святого апостола Андрея Первозванного — она хранится в Одессе — по местам его миссионерского путешествия. Блаженнейший Митрополит Владимир уже обдумывает это предложение. И было бы хорошо, если бы кто-то финансово поддержал данную инициативу: ведь помимо расходов на топливо для машины, необходимо оплатить проживание в местных гостиницах тем же охранникам.

К мощам святого Агапита приходили в основним пожилые люди?
Много было женщин 40-50-ти лет и молодежи лет 25-30-ти, старушек, детей. В целом можно утверждать, что крестный ход привлек к себе внимание людей всех без исключения возрастных категорий. И у каждого была своя дорога в храм. Одна девушка рассказывала: «Меня подруга повела к иеговистам. Слушаю их, а сама чувствую — не то! Ну не могу я здесь находиться!» Мужчина, у которого что-то не ладилось в отношениях с супругой, был потрясен и, выходя из храма, воскликнул: «Боже! Какой же я дурак был!» В дни крестного хода нам довелось выслушать много интересных рассказов. Люди не просто жаловались, а пытались духовно осмыслить, почему их посетили те или иные скорби.
Надо сказать и о эпизоде, случившемся в Крыму. Святые мощи для поклонения были выставлены только в Симферополе. И пока святыня пребывала в кафедральном соборе, Вадим отправился в Севастополь, где знакомые из причта Покровского собора рассказали, что очень хотели бы обнести мощи преподобного Агапита вокруг Свято-Владимирского собора в Херсонесе. Как известно, храм строился над предполагаемым местом крещения святого князя Владимира, а в годы войны был разрушен. Еще в конце прошлого десятилетия в уцелевшем притворе собора начались регулярные богослужения, при храме возникла православная каноническая община. Сейчас святыня восстановлена при помощи киевского мэра А.Омельченко, при ней действует мужской монастырь. Но храм остается закрытым, а киевский мэр не разрешает верующим молиться в нем и заявляет, что позволит начать богослужения не ранее, чем через три года — когда стены распишут. Все это вызывает серьезную обеспокоенность, поскольку, во-первых, поэтапная роспись храма не помешает богослужениям, а во-вторых, — на собор претендуют филаретовцы. И в следующую ночь игумен Феодор с Вадимом все-таки привезли мощи святого Агапита в Севастополь, где был совершен крестный ход от Покровского собора в Херсонес. При этом собралось до 500 человек верующих.
А в Одесской епархии митрополит Одесский и Измаильский Агафангел благословил игумену Феодору посетить с мощами село Новоелизаветовку, где недавно филаретовские «священники» похитили и избили настоятеля местного храма Украинской Православной Церкви. Визит великой святыни в село призван способствовать вселению мира и покоя в сердца прихожан, укреплению их в истинной вере. В своем слове к одесситам, посвященном пребыванию в епархии мощей святого Агапита, владыка Агафангел подчеркнул, что испокон веков силы зла организовывали нападки на Православную Русь. И вот теперь раскольники-филаретовцы и самосвяты из УАПЦ нападают на нашу Церковь, как хищные звери, и похищают души людей. Поэтому все верующие должны встать на защиту канонической Украинской Православной Церкви во главе с Блаженнейшим Митрополитом Владимиром. Архипастырь выразил надежду, что прибытие в Одессу мощей святого Агапита будет способствовать консолидации всех здоровых сил общества в борьбе с врагами Православия из лжецерквей.

Беседу вел Владислав Дятлов