Слово Святейшего Патриарха у мемориала жертвам массового голода
Мне хотелось бы особенно ясно сказать сейчас всем, у кого, может быть, возникают сомнения по поводу правомерности моего присутствия на этом месте: мы вспоминаем жертв голода – того самого голода 1932-1933 годов, который лично ко мне имел самое непосредственное отношение.
Я сегодня рассказал господину Президенту о том, что мой дед – исповедник, около тридцати лет просидевший в тюрьмах и лагерях только за то, что боролся за сохранение веры Православной, – был в это страшное время арестован. И когда его забирали (а дело было в Поволжье), то бабушка обратилась к нему и сказала: «На кого же ты нас оставляешь? Ты видишь, что голод идет, мы же все погибнем!» Тогда дед сказал: «Я иду страдать за Христа – волос не упадет с вашей головы». И вот когда в доме не осталось ни одного грамма муки, бабушка испекла вечером для семерых детей лепешечки, раздала им и сказала: «Дети, у нас нет ничего, что мы завтра сможем покушать. Мы завтра начнем умирать». А ночью произошло то, что я как верующий человек называю чудом. Раздался стук в окно, и услышала моя бабушка голос: «Хозяйка, выходи, принимай товар». Вышла – никого, а рядом с дверью стоит большой мешок муки. Этот мешок муки спас мою семью и дал возможность родиться мне. Я позволил себе рассказать эту историю потому, что голод – страшный голод, порожденный совершенно конкретными политическими причинами и усугубленный еще и природными катаклизмами, – привел к тому, что огромное число людей погибло в Украине, в Поволжье, в Северном Кавказе, в Южном Урале, в Западной Сибири, в Казахстане. Это общая беда всего нашего народа, который в то время жил в одной стране. Поэтому нет ничего удивительного, что мы молимся о безвинных жертвах, мы вспоминаем тех, кто погиб.
Вспоминая их, мы молимся одновременно, чтобы никогда ничего подобного больше не произошло, а также чтобы никогда такого рода события в нашей истории не полагались в качестве некой преграды для братского общения, чтобы никогда из этих трагических обстоятельств нашей истории не проистекала братоненавистническая историософия. Мы должны вместе молиться и работать для того, чтобы мир стал лучше, чтобы народам нашим лучше жилось, чтобы никогда безвинные жертвы не уходили к Богу в мирное время.
Я хотел бы с удовлетворением оценить этот первый, еще не закончившийся день пребывания здесь, на Киевских холмах, в столице Украины. Я имел уже возможность соприкоснуться с нашим верующим народом как в Лавре, так и на улицах Киева, беседовать с людьми, председательствовать на первом в истории заседании Священного Синода Русской Церкви в Киево-Печерской Лавре, иметь беседу с господином Президентом. Мы обсуждали религиозную ситуацию здесь, в Украине. Конечно, разделение Православия является большим вызовом и большой проблемой.
Сегодня мы чествуем, и завтра будем особо праздновать память святого равноапостольного Владимира, князя и просветителя, который великим деянием – Крещением Руси – содействовал тому, чтобы была основана наша Поместная Церковь, которая существует тысячу лет.
Эта Церковь, господин Президент, существует. Есть Поместная Церковь в Украине!
Если бы ее не было, не было бы сегодня Украины. Но на теле этой Церкви образовались раны, и раны надо уврачевывать – молитвой, осмыслением того, что со всеми нами произошло и происходит.
Но самое главное – исцеление придет тогда, когда мы сумеем в сознании своем сопрягать очень важные истины. Первая истина в том, что паствой церковной являются все крещеные православные люди. Вне зависимости от их политической ориентации, от их симпатий или антипатий, от их понимания истории это все паства единой Поместной Церкви. Если мы не будем проецировать на церковную жизнь наши политические предпочтения, то освободим нашу дискуссию от того фона, который сегодня так отягощают размышления о будущем Православия в Украине.
Я верю в то, что так и будет. Я верю, что размышления о Православии в Украине должны сопровождаться молитвой, духовным подвигом и что по милости Божией, по молитвам Киево-Печерских преподобных – мы в двух шагах от их мощей – будут преодолены разделения, и народ, вне зависимости от своих политических предпочтений, симпатий или антипатий, будет питаться от единого духовного источника – от Православной Церкви, основа которой была положена святым равноапостольным князем Владимиром.
Я благодарю вас, господин Президент, за то, что Вы подчеркнули духовный пастырский характер моего визита. Патриарх Московский и всея Руси живет в Российской Федерации в городе Москве. Но это Патриарх Московский и всея Руси. И скажу больше: при образовании Московского Патриархата в Томосе, который был подписан Константинопольским Патриархом и который был принят потом всеми Восточными Патриархами, было сказано: Патриарх Московский, всея Руси и всех Северных стран. И до упразднения Патриаршества при Петре Первом так и подписывались Московские Патриархи.
В этом нет никакого империализма, никакого господства одних над другими, но есть ясная православная экклезиология: Патриарх – это отец для всех. Вне зависимости от того, какого цвета паспорт в кармане, вне зависимости от того, в каком мы государстве живем, – он отец всех тех, кто принадлежит к Православной Церкви, входящей в единую юрисдикцию, возглавляемую Патриархом.
Я как Патриарх приложу все силы к тому, чтобы по милости Божией преодолелись разделения. Господь нам укажет пути, я верю в Его водительство. В отличие от светских политиков я не склонен к тому, чтобы делать некие конкретные прогнозы. Нужно отдать свое сердце и свой ум Господу. И пусть сила Святого Духа ведет нас по правильному пути. Сопрягая молитву с трудами и, что самое главное, с честным, открытым и ясным подходом к тем проблемам, которые существуют в Украине, думаю, с Божией помощью мы все вместе сможем преодолеть существующие преграды.
Пользуясь случаем, я хотел бы пожелать народу Украины мира, процветания, благополучия. Дай Бог всем вам многая лета, силы крепости и помощи Божией в вашей жизни. Храни вас Господь!
У мемориала героям Севастополя
01.09.2009. АЛЕКСАНДРИЯ. Владыка Антоний вручил церковные ордена